МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
методическая разработка по математике (10 класс)

Любовь Петровна Волкова

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо  поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить студентов поверить в свои силы?

В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики. Данная проблема рассмотрена в методической разработке урока математики по теме «Вычисление площадей и объемов». Методическая разработка предназначена для систематизации знаний по геометрии. Урок построен с применением игры «Математик - банкир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0009d972-e6f1b35a.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова»

Методическая разработка

урока математики по теме:

«Вычисление площадей и объемов»

Разработала учитель математики

МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова»

Волкова Л.П.

Теберда  

2020

Аннотация

В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики необходимо  поддержать у студентов интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Как можно заставить студентов поверить в свои силы?

В связи с этим, основная задача, которую я ставлю перед собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль студентов, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. И таким методом, безусловно, является применение игровых технологий на уроках математики. Данная проблема рассмотрена в методической разработке урока математики по теме «Вычисление площадей и объемов». Методическая разработка предназначена для систематизации знаний по геометрии. Урок построен с применением игры «Математик - банкир».

При организации игровой формы урока  выполнены следующие положения:

1. Правила игры точно сформулированы, а математическое содержание материала  доступно пониманию студентов.

2. Игра дает достаточно пищи для мыслительной деятельности, содействует  выполнению педагогических целей, развивает математическую зоркость и внимание.

3. Дидактическим материалом, используемым во время игры, является презентация с разной ценой задания, что очень удобно в использовании, и дает  эффект соревнования.

4.  Обеспечен контроль над  результатами игры со стороны всего коллектива. Учёт результатов соревнования содержится в «банковской выписке».

5. Каждый ученик - активный участник игры.

6. В процессе игры ученики  математически грамотно проводят свои рассуждения, чётко и  кратко формулируют законы и правила.

Методическая разработка включает:

1. Презентацию урока

2. Правила игры

3. Технологическую карту урока

ПРЕДМЕТ МАТЕМАТИКИ СТОЛЬ СЕРЬЕЗЕН,ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ УПУСКАТЬ НИ ОДНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ СДЕЛАТЬ ЕГО БОЛЕЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ

Б. ПАСКАЛЬ,17 ВЕК

ИГРА «МАТЕМАТИК-БАНКИР»

Правила игры.

1. Выбрать  управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу и  акционеров, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

2. Стартовый капитал каждого банка -1000 рублей

3. Каждому банку по очереди предлагается выбрать себе задание от 100 до 500 рублей

4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания

5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

  1. 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
  2. На 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100 % стоимости задания.

6. Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания её капитал увеличивается на стоимость задания.

7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.

Стоимость задания для банков, руб.

100

200

300

400

500

Стоимость задания для акционеров, руб.

200

400

600

800

1000

Время

50 с

1 мин

1мин 50 с

2 мин.

2 мин.50 с

8. Каждый акционер может помочь своему банку, за правильный ответ капитал банка увеличивается.

9. Победителем считается тот банк, у которого больше «денег»

Технологическая карта занятия практического обучения

Разработал  ФИО ___________________Волкова Л.П.__________________  Должность ________________учитель математики_______________________________________

Наименование организации        МКОУ «СШ №1 г.Теберды им.И.П.Крымшамхалова__________________________________________________________________________

Согласовано

Рук.ШМО ЕМЦ_Абайханова К.М.

Дата _31.05. 2020__Подпись_______________

Учебная дисциплина

Математика

Тема занятия

Вычисление площадей и объемов

Регламент занятия

90 минут

Вид занятия

Практическое занятие

Тип занятия

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий

Технологии обучения

Объяснительно-иллюстративная

Цель занятия

Сформировать умения применять полученные знания при решении различных задач

Освоение знаний:

  • Повторить  различные  виды  многогранников, тел и поверхностей вращения;
  • Повторить формулы на вычисление площадей поверхности и объемов многогранников и пространственных тел

 Освоение умений:

  • Выполнять построение правильных многогранников, тел вращения
  • Использовать приобретенные знания для решения задач
  • Анализировать нестандартные ситуации

Задачи занятия:

образовательные (обучающие)

  • Повторить знания основных теоретических вопросов по теме «Многогранники» «Тела и поверхности вращения , путем включения элементов занимательности ,в ходе игры

воспитательные

  • воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе, самостоятельность.
  • воспитывать интерес к предмету

развивающие

  • развивать навыки реализации теоретических навыков в практической деятельности;
  • развивать умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
  • развивать интерес к предмету через содержание учебного материала.
  • развивать  логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности

Форма организации студентов

Фронтальная, индивидуальная

Характер работы

Частично-поисковый

Обеспечение учебного занятия

Оборудование: мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

Программное обеспечение: MS Windows

Учебно-методическое обеспечение:

- презентация к учебному занятию;  учебное пособие по теме: «Вычисление площадей и объемов»

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационная часть

2 минуты

Приветствие учащихся, сообщение темы, эпиграфа.

Практическое занятие

Тема: Вычисление площадей и объемов

«Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным» Блез Паскаль, 17 век

Настраиваются на работу

Концентрируют внимание

самоопределение (Л);

смолообразования (Л);

2. Мотивация  деятельности

3 минуты

Сообщение цели и задач занятия.

Цель занятия: Сформировать умения применять полученные знания при решении различных задач

Освоение знаний:

Повторить  различные  виды  многогранников, тел и поверхностей вращения;

Повторить формулы на вычисление площадей поверхности и объемов многогранников и пространственных тел

 Освоение умений:

Выполнять построение правильных многогранников, тел вращения

Использовать приобретенные знания для решения задач, анализировать нестандартные ситуации

Задачи занятия:

1.Обучающие (образовательные)

Повторить знания основных теоретических вопросов по теме «Многогранники» «Тела и поверхности вращения , путем включения элементов занимательности ,в ходе игры

2.Воспитательные

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитывать культуру общения, умения работать в коллективе, самостоятельность.

воспитывать интерес к предмету

3. Развивающие

Развивать навыки реализации теоретических навыков в практической деятельности;

Развивать умения сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;

Развивать интерес к предмету через содержание учебного материала.

развивать  логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру, критичность мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

Получают позитивный заряд

целеполагание (П);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

10 минут

Сообщение об основных этапах занятия и условиях получения оценок.

Перед началом занятия составляются команды студентов.

Вступление. Слово преподавателя:

Вы финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают «капитал». Вы – банки. Дайте им название и сформулируйте девиз.

Ваша задача: решая задачи по геометрии увеличить свой первоначальный капитал. Победителем считается тот банк, у которого больше денег.

Слово предоставляется управляющим банка для представления своего учреждения

Игра состоит из двух этапов

Задания для увеличения капитала

Задания для акционеров

Начинается игра по жребию, каждый следующий ход делает банк победивший при ответе на вопрос.

Вопрос для жребия: «Назовите древний геометрический инструмент, который по утверждению римского поэта Овидия, был изобретен в Древней Греции»

Банк, получивший право на ход, выбирает блок вопросов и собственно вопрос из вопросов, представленных на экране. Вопросы и задачи сформированы по четырем темам

1 Призма и параллелепипед

2.Пирамида

3.Конус

4. Цилиндр

5.Сфера и шар

 По пять вопросов и задач  по каждой теме. Номинальная стоимость вопросов от 100 до 500.

Участвуют в диалоге, отвечают на задаваемые вопросы  в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации.

 анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

−− использование знаково−символических средств (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

− подведение под понятие (П);

− структурирование знаний (П);

− осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

− учёт разных мнений, координирование разных позиций (К);

− разрешение конфликтов (К).

4. Инструктаж по порядку выполнения работы

10 минут

Правила игры

1. Выбрать  управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу и  акционеров, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

2. Стартовый капитал каждого банка -1000 рублей

3. Каждому банку по очереди предлагается выбрать себе задание от 100 до 500 рублей

4. Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания

5. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

  1. 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
  2. На 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100 % стоимости задания.

6. Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию, при решении задания её капитал увеличивается на стоимость задания.

7. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.(см.таблицу)

8. Каждый акционер может помочь своему банку, за правильный ответ капитал банка увеличивается.

9. Победителем считается тот банк, у которого больше «денег»

Знакомятся с правилами игры, задают вопросы

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− познавательная инициатива (Р);

− выдвижение гипотез и их обоснование (П);

− осознание ответственности за общее дело (Л)

5. Самостоятельное выполнение заданий

45 минут

Организую работу в команде, использую учебное пособие. Контролирую работу.

Каждой группе дается возможность ответить на вопрос, выбрать задачу, стать акционером, заработать как можно больше «денег»

Отвечают на выбранные вопросы. Решают задачи.

Учатся применять формулы в процессе самостоятельного решения и в групповой  работе.

Управление поведением партнера, контроль и коррекция, оценка действий партнера.

Контроль за работой, оценка и коррекция деятельности.

− извлечение из текстов необходимой информации (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− доказательство (П);

− контроль (Р);

− коррекция (Р);

− оценка (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

6. Оформление отчетного документа: банковской выписки

10 минут

На основе полученных данных заполняется банковская выписка и подводятся итоги

На основе полученных данных заполняют банковскую выписку, подводят итоги, сравнивают с выпиской преподавателя.

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− осознание ответственности за общее дело (Л)

7. Подведение итогов и рефлексия занятия

10 минут

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Каким способом решали поставленные задачи? Какие понятия рассмотрели? Что нового для себя открыли? Какие испытали затруднения?

Подвожу итоги (банк победитель),  выставляю оценки.

Задаю домашнее задание  к следующему занятию.

Анализируют свои успехи и деятельность на уроке. Записывают задание для домашней работы.

 рефлексия способов и условий действия (П);

− контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

− выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

− следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...