Подготовка к ОГЭ ( из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (9 класс)
В статье представлен материал из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_oge.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Аниимова Наталья Владимировна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ № 68 г. Архангельск.
Эффективная подготовка к ОГЭ по математике (из опыта работы).
В данной статье рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкивается учитель математики при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы. Статья может быть интересна учителям математики общеобразовательных учреждений.
Учителя математики практически ежегодно, вместе со своими учениками готовятся к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.
Конечно, хорошо работать в классах, где уровень учебной мотивации очень высокий, но чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников – это получение аттестата об основном общем образовании. Я работаю в обычных классах, где есть и «сильные» и «слабые» учащиеся. Как лучше работать с такими классами? Я ставлю в своей работе следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы с широкой организацией диалогического общения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.
Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Учителю, работающему по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем. Например, тема «Подобие треугольников» в учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во второй части, где требуется решить геометрическую задачу с доказательством, но и в 19 задании, в котором необходимо указать номера верных утверждений (таких заданий в любом учебнике нет), а также и в 17 задании. Таких примеров можно привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только ответ, в большинстве случаев везде необходимо полное обстоятельное решение. Учащиеся привыкают к такой системе: обстоятельно и с аргументами излагать своё решение. Вот поэтому учитель планирует свою работу с учетом – учебной программы и учебником с набором отведённых на изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и ошибок.
Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?
1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней. На заключительных уроках разделов показываю математические приемы с быстрым счётом, каждый ученик должен усвоить по максимуму приемы по быстрому счёту. Например, для увеличения скорости вычислений в разных классах изучаем основные темы с помощью творческого подхода, к примеру, в 8 классе, работая над темой «Подобие» - каждый готовит свои задачи по теме, а на ОГЭ применяются именно такие задачи и т.д.
2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, либо математический опрос, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение, в вопросы зачётов включаю формулы по всему разделу. Зачеты провожу регулярно.
3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Я выстроила систему повторения 5-6 классов. Говорят, что образование - это то, что остается после того, когда все выученное забывается. Поэтому я без предварительной подготовки предлагаю ребятам карточку с с.р. по материалу 5-6 классов. На это уходит примерно 7 мин. Затем проверяю. На следующем занятии класс делится: у кого нет ошибок, они решают КИМ, у кого ошибки - я объясняю материал. Затем на каждый вид ошибок раздаю повторно карточку, по каждой ошибке они должны отчитаться. ПРОБЛЕМА: через некоторое время они опять все забывают…. По некоторым темам мы оформили отдельные тетради, в которых записывает самую главную теорию и все виды заданий по этой теме, в том числе частные случаи.
4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online. Составляю план индивидуальной работы с каждым учащимся, график консультаций. Веду учет выполнения домашних работ и бланк ликвидации пробелов по той или иной теме с подписью самого учащегося и с ознакомлением его родителей.
5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ГИА предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ГИА осуществляю дифференциацию таким же образом.
6. Постоянное совершенствование удачных методических приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Раскрываю перед учащимися ход своих мыслей, которые возникали, когда готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. Часто показываю перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. Иногда, хороший результат получается, когда инсценирую «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае ученики должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
7. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий. Здесь стараюсь использовать опыт работы экспертом по проверке заданий ГИА по математике.
Уже с седьмого класса я ввожу в задания самостоятельных и контрольных работ по 1-2 задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараюсь по одной и той же теме подобрать огромное количество вариантов различных заданий, чтобы ученики привыкали к этому разнообразию. Особенно сложно проходит привыкание к таким заданиям на геометрии, где всегда есть чёткая схема решения любой задачи: дано, найти или доказать, чертёж, решение или доказательство, ответ. Из этой схемы при подготовке к ОГЭ приходится учить ребят исключать разные элементы, чтобы они могли решить, например, задачу, где нужен только чертёж и ответ.
Начиная с восьмого класса, включаю почти в каждый урок в разной форме «10 минут» подготовки к экзамену.
В 9 классе на занятии «Подготовка к ОГЭ по математике» провожу диагностические работы, которые состоят из двух частей: «Алгебра» и «Геометрия», причем на выполнение всей работы отвожу 45 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях. Оценивая учащихся по заданиям из ОГЭ на уроках, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно исправить «двойку», для этого необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание. Со временем учащиеся перестают бояться «двоек», смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановку на уроке стараюсь поддерживать доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Все тренировочные тесты стараюсь проводить в режиме «теста скорости», то есть с ограничением времени, фиксирую вслух время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.
Ежегодно прихожу на родительские собрания, информирую их об изменениях в системе государственной итоговой аттестации, знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; разъясняю позицию Министерства образования РФ по проблемам ГИА; характеризую структуру контрольно- измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик; прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников, объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны родителей подготовки учеников к урокам. На родительских собраниях показываю каждому родителю лист контроля, который ведёт каждый ученик, по которому можно отследить успехи ребёнка.
Лист контроля ученика 9 класса
Дата/ вид работы | 1 часть | 2 часть | Всего | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |||
3.09.15/ ДЗ | 1 | 1 | 0 | 1 | - | 0 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 12 б | ||||||||
3.10.15/ ДЗ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 0 | - | - | - | - | - | - | 11 б | |
21.11.15/пробный | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | - | - | - | - | - | - | 11 б | |
15.01.16/ ДЗ | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | - | 0 | - | - | - | 14 б | |
22.02.16/ пробный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | - | 0 | 0 | - | 18 б |
Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. По-моему мнению, усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ.(Из опыта работы Щукиной Р.Е.)
Данная статья знакомит с опытом работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Учитель начинает занятия с входной диагностики....
ПОДГОТОВКА К ГИА Из опыта работы учителя математики МБОУ «Шибашская СОШ» Ахметзяновой Г.И.
Подготовка к письменному экзамену по алгебре в 9 классе в новой форме государственной итоговой аттестации имеет множество мнений и предложений.Основное назначение новой системы итоговой аттестации – в...
Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)
Информация из опыта работы о сложившейся системе подготовки обучающихся 10 - 11 классов к единому государственному экзамену по математике в сельской малокомплектной школе. Презентация - сопровождение ...
Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы
Выступление на МО СВАО...
Подготовка к экзамену (из опыта работы)
Из опыта работы как готовить к выпускному экзамену....
Тема: «Подготовка к ЕГЭ. Из опыта работы»
Непосредственным результатом проведения экзамена в форме ЕГЭ является его влияние на качество обучения. Выявление слабых сторон в знаниях и умениях учащихся, анализ их причин помогает скорректировать ...
Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)
В математики нет царских путей. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно п...