Конспект урока "Решение систем неравенств"
методическая разработка по математике (10 класс)

Санникова Наталья Владимировна

Конспект урока по теме "Решение систем неравенств" написан для использования на уроках математики в 10 классе. В ходе решения систем уравнений дети повторяют ранее изученный материал (способ подстановки и способ сложения), но в основе лежит отработка метода замены при решение систем уравнений с двумя неизвестными. Проверка решения систем осуществляется наглядно при помощи компьютерных сервисов по решению систем уравнений графически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 10

Возраст: 16 лет

Количество обучающихся: 10 человек

Тема: Решение систем уравнений.

Цель: Расширить представление детей о методах решения систем уравнений при помощи метода введения новой переменной

Задачи:

  1. продолжить изучение методов решения систем уравнения;
  2. развивать умение на основе графического представления интерпретировать результат решения систем уравнения;
  3. применение основных алгоритмов решения систем уравнений при решении практических задач;
  4. формировать умение ясно, логично излагать свою точку зрения, при выполнении заданий на основе имеющихся знаний и понятий, а также знакомясь с новыми для себя методами решения систем уравнений и практических задач.

Планируемые результаты:

Личностные:

готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях для достижения поставленных целей;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

 Предметные:

сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

владение стандартными приёмами решения систем уравнений; использование готовых компьютерных программ, для проверки и иллюстрации решения систем уравнений.

Оборудование и материалы:

  1. карточки для детей с текстами задач;
  2. компьютерная программа по графическому представлению решения систем уравнений;
  3. мультимедийное оборудование.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку, проверка рабочего места

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Учитель проводит устную работу по актуализации знаний и пропедевтики изученного материала.

Задания для детей:

  1. Выразите из данного уравнения переменную x через переменную y и найдите какие-нибудь два решения этого уравнения: 5х-3у=15
  2. Выразите из данного уравнения переменную y через переменную x и найдите какие-нибудь два решения этого уравнения: -6х+5у=18
  3. Составьте уравнение с двумя переменными по такому условию: кусок сплава массой x кг, содержащий 12% меди, и кусок сплава массой y кг, содержащий 20% меди, сплавили вместе и получили новый сплав, содержащий 9 кг меди
  4. Подберите пару чисел, которые будут являться решением данного уравнения:
  5. Составьте уравнение решением которого будет найденная пара чисел.

Сделайте вывод

Отвечают на вопросы учителя приводя примеру, формулируют выводы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

На основе вывода определите тему урока и поставьте цель

Дети комментируют тему урока и ставят цель

Воспроизведение опорных знаний учащихся

Давайте вспомним что значит решить систему уравнений с двумя неизвестными, какие методы решения систем алгебраических уравнений мы с вами повторили на прошлом уроке.

Постройте модель решения систем уравнений методом подстановки и методом сложения.

Метод подстановки

  1. Выразить одну переменную через другую из одного уравнения системы (более простого). 
    2. Подставить полученное выражение вместо этой переменной в другое уравнение системы. 
    3. Решить полученное уравнение и найти одну из переменных. 
    4. Подставить поочередно каждый из найденных на третьем шаге корней уравнения в уравнение, полученное на первом шаге и найти вторую переменную. 
    5. Записать ответ в виде пар значений, например, (x;y), которые были найдены соответственно на третьем и четвёртом шаге.

Метод алгебраического сложения

1. Уравнять коэффициенты при одном из неизвестных. 
2. Сложить или вычесть уравнения. 
3. Решить полученное уравнение с одной переменной. 
4. Подставить поочерёдно каждый из найденных на третьем шаге корней уравнения в одно из уравнений исходной системы, найти второе неизвестное. 

5. Записать ответ в виде пар значений, например, (x;y), которые были найдены. 

Дети проговаривают модель решения систем уравнений методом подстановки и методом сложения

Первичное закрепление в знакомой и измененной ситуации

Используя данные алгоритмы попробуйте решить следующую систему уравнений:

Учитель контролирует работу учащихся в тетради и следит за ходом решения на доске.

Ученик первым выполнивший задание вносит данные в компьютерную программу для проверки решения.

Давайте рассмотрим следующую систему уравнений и на ее основе познакомимся с методом введения новой переменной.

Учитель показывает решение с комментированием и опорой на знания обучающихся.

Проверка осуществляется при помощи компьютерной программы с иллюстрацией решения системы.

Учитель предлагает детям проанализировать системы уравнений и заполнить таблицу.

Система уравнений

Новая переменная

Система уравнений относительной новой переменной

После заполнения учитель предлагает двум учащимся решить систему уравнений (примерный вариант):

Один из учащихся решает у доски предложенную систему с комментированием, остальные работают в тетради. Проверка осуществляется при помощи компьютерной программы с иллюстрацией решения системы.

Дети записывают решение в тетрадь и ведут математический диалог с учителем.

Учащиеся заполняют опорные схемы для решения систем при помощи метода введения новой переменной и делают вывод с демонстрацией результата на экране.

Двое учащихся решают у доски, остальные в тетради. Проверка осуществляется при помощи компьютерной программы с иллюстрацией решения системы.

Создание математической модели при решении практических задач

Мы расширили с вами количество методов решения систем уравнений, но как имеющиеся знания применить при решении практических задач?

Учитель предлагает проанализировать задачу и составить к ней систему уравнений.

Вкладчик положил в банк 21000 р. на два разных счета. По первому из них банк выплачивает 4% годовых, а по второму – 6% годовых. Через год вкладчик получил по процентам 1020 р. Сколько рублей он положил на каждый счет?

После решения задачи детям предлагается проанализировать информацию по вкладам или производительности предприятий из различный источников и составить по имеющимся данным задачу избрав метод решения систему уравнений с двумя неизвестными.

Учащиеся работают в парах при составлении систем уравнений по готовой задаче и самостоятельно составленной.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома вам нужно решить составленные системы уравнений и выполнить номера 85, 86. В номере 85 и 86 рассматриваются текстовые задачи. Для решения задач нужно составить системы уравнений и подобрать наиболее простой метод решения системы.

Записывают домашнее задание и слушают комментарии учителя.

Рефлексия (подведение итогов)

В качестве рефлексии проводится упражнение «Тик-Так»

1.  Определите и запишите негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели урока. Запишите их в графу «Тик».

2.  Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений. 3. Замените каждую негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так».

Дети анализируют недочеты в работе и находят положительное решение для ликвидации недочетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"

Урок математики в 9 классе на тему "Решение задач с помощью систем уравнений и систем неравенств"....

Конспект урока по алгебре для 9 класса по теме "Подготовка к ГИА-9. Решение систем неравенств"

Главная цель данного урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Решение систем неравенств”....

Контрольно-обобщающий урок «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной"

    Контрольно-обобщающий урок  «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной". Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в...

Тест по темам « Решение уравнений и их систем», «Решение неравенств и их систем» и «Решение уравнений, неравенств, систем неравенств с модулем».

Задания теста соответствуют содержанию учебника «Алгебра. 9 класс : учеб. для  учащихся общеобразовательных учреждений /  Ю. Н. Макарычев , Н. Г. Миндюк , К. И. Нешков  , И. Е. Феоктист...

Конспект урока "Решение систем неравенств с одной переменной" (урок 1) 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект вводного урока по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»Обучающие цели: Обеспечить усвоение умения решать простейшие системы, содержащие линейные уравнения с одной пе...

Конспект урока "Решение систем неравенств с одной переменной" (урок 2) 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект урока-закрепления по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»Обучающие цели: Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы...

Конспект урока "Решение систем неравенств с одной переменной" (урок 3) 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект урока отработки умений и знаний по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»Обучающие цели: Систематизировать и обобщить знания по теме “Решение систем неравенств...