Азбука правильной речи
статья по теме

Кузнецова Наталья Николаевна

В данной оработе даны рекомендации родителям, что должно их насторожить в речи своих детей в разные возростные периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_pravilnoy_rechi.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

АЗБУКА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ.

Уважаемые родители!

Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдёт. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребёнка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

Это важно знать!

Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]...).

По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно
мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки.

Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]),
шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

Основные виды речевых нарушений:

Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук - ук;

Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р]
на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.;

Искажение звука, проявляющееся например:

в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлопающий» звук);

в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не
кончика языка).

Нарушения звукопроизношения первого и второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратиться за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3—4-летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта):

плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой)
слух;

недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;

дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое»)
нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих,
«сюсюканье» и т. д.).

Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений.

1.        Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.
Вас должно насторожить, если:

ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, подёргивается;

кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;

язык отклоняется в ту или иную сторону;

отмечается повышенное слюноотделение.

2.        Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Должно насторожить, если:

—        язык передвигается всей массой, он излишне напряжён, при движениях усиливается слюноотделение.

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе. Должно насторожить, если;

ребёнок не может вообще поднять язык;

поднимает язык при помощи нижней губы.

Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной
гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа
по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воз
душной струи для произнесения многих звуков.

Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём
многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминаний взрослого.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правильность речи (об ошибках в речи при употреблении слов).

В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи.  Одним из основных  показателей грамотной речи является правильное употребление слов. В русском языке их тысячи, но кажд...

«Правильное дыхание – правильная речь».

Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики...

Праздник речи «Путешествие в страну правильной речи». Cценарий логопедического праздника.

Праздник правильной речи в подготовительной к школе группе....

Классный час в 5»Б» классе «Азбука правильного питания»

Цель: пропаганда здорового образа жизни.Задачи:1.Способствовать учащимся изучению и первичному закреплению основ рационального питания;2.Формировать представления детей об основных группах пищевы...

Азбука правильного питания

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-7 классов....

Формирование мотивации в овладению правильной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ с нарушениями речи

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентировано внимание на становлении мотивационного компонента речевой деятельности у ...

Правильное дыхание - правильная речь

В логопедической работе по формированию правильного произношения необходимо уделять особое внимание дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать последовательность проведения дыхательных упражнений. В...


 

Комментарии

Дрозд Татьяна Николаевна

В настоящее время очень много детей приходят в школу с нарушением речи. Данные рекомендации будут полезны родителям.