Главные вкладки

    Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? (информация для педагогов и родителей)
    статья по теме

    Хмелевская Лариса Петровна

    На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков, например, чтения или письма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pochemu_vazhno_znat.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию? (информация для педагогов и родителей)

    На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков, например, чтения или письма.

    Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

    Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.

    На что обязательно обращают внимание?

    Словарь общения.

    1. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, как видите и т.д.).
    2. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).
    3. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх, тепло, уютно и пр.).

     Направление взгляда.

    1. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх,
    2. у аудиалов - по средней линии,
    3. у кинестетиков - вниз.

     Особенности внимания.

    1. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;
    2. аудиал легко отвлекается на звуки;
    3. визуалу шум практически не мешает.

     Особенности запоминания.

    1. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
    2. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая.
    3. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

    А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

    1. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
    2. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников.
    3. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

     Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

    1. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
    2. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
    3. Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

     О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

     Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

     Специалисты говорят:

    1. от визуала можно требовать быстрого решения задач;
    2. от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
    3. от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

     При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

    1. визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
    2. аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
    3. кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

     Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

    1. с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, и др.;
    2. с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой);
    3. с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания.

     Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

    1. визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
    2. аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
    3. кинестетику - положить руку на плечо.

     Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

    В статье рассказывается о том,  как важно учить  детей  отгадывать загадки, как это делать,  с какого возраста....

    ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ:

    "Конвенция о правах ребенка" http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml"Закон об образовании" www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovaniiФедеральный Закон "Об основных гарантия...

    Это важно знать родителям детей с проблемами речевого развития

    Данные материалы предназначены для родителей детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы...

    Здоровье нации или почему важна физкультура?

    Эта замечательная статья поможет родителям преодолеть своё недоверие к урокам физической культуры в школе. А также и понять, почему это так важно. Ведь именно на уроках физической культуры наши дети у...

    Урок по обществознанию в 7 классе "Почему важно соблюдать закон"

    Урок разработан на основе проблемно-диалогической технологии. Используется групповая работа - анализ Конституции РФ, реализуются межпредметные связи с историей....

    План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

    На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура....

    информация для педагогов и родителей

    Информация для педагогов школ и родителей учащихся профилактического характера....