Музыкально-ритмическое развитие дошкольников
методическая разработка на тему

Самборская Лилия Анатольевна

Материал рекомендован для любящих родителей, музыкальных руководителей и воспитателей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.-ritm._raz-tie_doshkolnikov.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Музыкально – ритмическое развитие дошкольников

Рекомендации для родителей

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода детства, значения общего и музыкального развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребёнка. И музыкально-ритмическое воспитание в этом смысле оказывается одним из стержневых видов деятельности, поскольку по своей природе является синтетическим, объединяющим музыку (пение), движение и слово.

Несмотря на важность развития способностей к музыкально-ритмическим движениям у дошкольников и разработанность теоретических положений в данной области музыкально-педагогической науки, на сегодняшний день не решены проблемы по эффективной реализации задач в практике музыкально-ритмического воспитания в дошкольных учреждениях. Анализируя собственный педагогический опыт, накопленный в процессе музыкально-ритмического воспитания дошкольников, можно констатировать недостаток методической литературы по музыкально-ритмическому развитию дошкольников; неразработанность комплекса педагогических методов и приёмов, позволяющего рационально использовать время для выполнения большого объёма двигательных упражнений и эффективно развивать способности к музыкально-ритмическим движениям.

Под способностями к музыкально-ритмическим движениям мы понимаем следующий комплекс свойств личности:

-         способность эмоционально откликаться на музыку;

-         способность слышать и различать средства музыкальной выразительности (тембровые, ритмические, темповые, динамические) и адекватно отображать их в движениях;

-         способность к верной координации движений под музыку;

-        способность творчески самовыражаться в движениях под музыку.

Но для успешной реализации разнообразных задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно подбирать такой материал,   который  был  бы  доступен  для  исполнения,  соответствовал  возрастным  и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.

 Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.

 Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).

 Формирование чувства ритма идет параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Существует взаимосвязь между ритмической способностью человека, высшей психической деятельностью и поведением. Как правило, понятие ритма связывается с представлениями о чередовании явлений во времени и пространстве. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха и движения.

 Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, выкладывать орнаментальные узоры. Работа по развитию чувства ритма ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности на музыкальных и физкультурных занятиях, на занятиях по рисованию, аппликации, развитию речи, в ходе подвижных, хороводных, дидактических игр и игр-драматизаций.

Рекомендации по развитию чувства ритма

 Слушайте музыку - она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию.

Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку.

 Чаще включайте музыку в детской комнате. Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.

 Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением.

 Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку

 Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

 Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи

 Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

 Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

 Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы"

 Тик-так, тик-так, все часы идут вот так (наклоны головы то к одному плечу, то к другому).

"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)

 Дождик - кап! Дождик - кап!

 То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой).

 Не стучи, не стучи, Не стучи по крыше! (грозить пальцем)

 Непослушный какой! (укоризненно покачать головой).

 Погоди, не лейся!

 Заходи к малышам (поманить руками).

 И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на

груди)

Дни недели

В понедельник я купался (изображаем плавание)

 А во вторник рисовал (изображаем рисование)

 В среду долго умывался (умываемся)

 А в четверг в футбол играл (бег на месте)

 В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

 Очень долго танцевал (кружимся на месте)

 А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

 Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щёку - засыпают).

«Пирожок» («Пирожок» в центре, повар за кругом).

 Повар наш муку носил (идут по кругу друг за другом, «несут муку на подносе».)

 Тесто густо замесил. («Мешают».)

 На доске его катал («раскатывают скалкой».)

 Сладким соком поливал. («Поливают соком».)

 Вот какой пирожок, порумяненный бочок.

 Хоть весь свет обойдёшь, а такого не найдёшь. («хвалят», «пирожок растёт».)

 МОЖНО ПРОВЕСТИ КАК ИГРУ ПО ТИПУ «КОШКИ-МЫШКИ». Повар догоняет пирожок под воротиками.

"Прогулка"

По узенькой дорожке  шагают наши ножки (ходить по кругу друг за другом, высоко поднимая ноги),

 По камешкам, по камешкам (поскоки с ноги на ногу в медленном темпе),

 И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове).

 Меж еловых мягких лап (стучать пальцами по столу)

 Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

 Где сучок давно засох,

 Серый мох-мох-мох (поднять руки над столом, сжимать-разжимать кулаки).

 Где листок к листку прилип,

 Вырос гриб, гриб, гриб. (указательным пальцем правой руки касаться поочерёдно всех пальцев левой руки)

 Кто нашёл его друзья? (сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его)

 Это я, я, я!

 Ох, ох что за гром? (руки к щекам, наклоны в сторону)

 Муха строит новый дом (движения, имитирующие работу с молотком).

 Молоток: тук-тук (хлопки руками),

 Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны).

 На двери висит замок. (руки сцеплены в замок)

 Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)

 Повертели, покрутили, (покрутить сцепленными руками)

 Постучали и открыли. (постучать "замком" по столу и расцепить руки)

 Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

 Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),

 На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),

 Да и снова полетели.

 Наша ёлка велика (круговое движение руками),

 Наша ёлка высока (встать на носочки),

 Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки),

 Достаёт до потолка (потянуться).

 Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

 Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

 Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

"Мы топаем ногами"

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).

 Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).

 Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).

 Мы руки поднимаем (руки вверх).

 Мы руки опускаем (руки вниз).

 Мы руки разведем (руки в стороны).

 И побежим кругом (бег).

 • Рисуйте узоры

 Декоративно-орнаментальный рисунок включает повторяющиеся и чередующиеся элементы, симметричную композицию.

 • Вырезайте бумажные салфетки, скатерти, снежинки

 • Подбирайте рифмующиеся слова

 Рифмовки построены по законам ритма и рифмы, служат развитию не только вышеуказанных способностей, но и развитию фонематического восприятия.

Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)

 Я сегодня утром рано  умывался из-под ... (крана)

         Уронили мишку на пол, оторвали мишке ... (лапу)

 Зайку бросила хозяйка, под дождем остался ... (зайка)

Часто к озеру напиться  ходит рыжая ... (лисица)

 Уронила белка шишку, шишка стукнула ... (зайчишку)

         Я рубашку сшила мишке,  я сошью ему ... (штанишки)

 У себя в саду Андрейка  поливал цветы из ... (лейки)

Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ... (машине)

 Чтобы ноги отдохнули,  посиди-ка ты на ... (стуле)

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе ... (живот)

         Верещунья, белобока,  и  зовут ее ... (сорока)

 В реке большая драка - поссорились два ... (рака)

Здесь хорошее местечко, протекает мимо ... (речка)

 Между гор издалека  течет бурная ... (река)

         Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (карандаш)

 Мы купили кошке  новые ... (сапожки)

 • Исключайте лишние слова из ритмического ряда

"Какое слово лишнее?"

 Мак, бак, рак, банан.

Сом, ком, крокодил, дом.

Лимон, вагон, кот, батон.

Ветка, клетка, диван, сетка. И т.д.

Вопросы для рефлексии

  1. Что вам сегодня больше всего понравилось, запомнилось?
  2. Будете ли Вы применять полученные знания на практике для развития своих детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Музыкально - ритмическое развитие дошкольников"

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не случайное и связано, прежде всего, с пониманием самоценности этого периода д...

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Музыкально-ритмическая деятельность с дошкольниками

Музыкальное движение как один из первоначальных путей музыкально-эстетического развития должно занимать достаточно большое место в музыкальных занятиях с дошкольниками....

Использование музыкально-ритмического сопровождения в физическом развитии дошкольников

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Программа «Совершенствование эмоциональной сферы дошкольников через использование музыкально-ритмических упражнений"

Опираясь на свой личный опыт, могу сказать, что многие дети не умеют даже улыбаться.  К этому приводит  неумение детей  самостоятельно справляться с нервно-психическими нагрузками и пер...

Ритмослоги и дидактические карточки в работе над развитием театрально-речевых, музыкально-ритмических и интеллектуальных способностей дошкольников

Роль становления слуха и ритмических способностей очень важна в детской психологии и методике развития речи. Мы занимается ритмической деятельностью с детьми не только, чтобы развить музыкальность реб...