МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО.
статья

Чазова Людмила Николаевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», основными задачами которой выступают:
•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
•становление эстетического отношения к окружающему миру;
•формирование элементарных представлений о видах искусства;
•развитие восприятия музыки;
•реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса
Это значит, что в соответствии с новыми требованиями музыкальное воспитание направлено на социализацию и индивидуализацию развития личности ребенка и, следовательно, круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. 
Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Еще в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность должна осуществляться в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, и тогда музыкальное образование в ДОУ не может ограничиваться только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников теперь относятся:
•Непрерывная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
•Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование, упражнения под музыку, музыкальные игры, утренняя гимнастика);
•Праздники и развлечения (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки, аттракционы),
•Музыкальное образование детей в семье (консультирование родителей по вопросам музыкального развития детей и помощь в создании развивающей музыкальной среды в домашних условиях)
Несмотря на разнообразие форм взаимодействия музыкального руководителя с детьми, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой достигается наиболее эффективное и целенаправленное музыкальное воспитание детей, остается музыкальное занятие. Главная задача музыкального руководителя вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога.
Исходя из предложенных Стандартом видов деятельности, становится возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста, которые в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка. Стандартом также допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. 
Не секрет, что музыкальные руководители редко работают только по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошкольного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например, «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная ритмопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе музыкальный руководитель разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, если сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образовательной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.
Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родителей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной деятельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива. Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фольклором очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художественно-эстетическое направление - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. 
Одно из важных требований ФГОС ДО – это создание развивающей предметно-пространственной среды. Для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр. Для достижения этой цели музыкальному руководителю необходимо создавать разнообразную музыкальную предметно- развивающую среду в группах детского сада.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры.
Таким образом, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму, словами В.А. Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Это основной ориентир для музыкальных руководителей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока в аспекте требований ФГОС ОО по русскому языку для 8 класса

конспект урока в аспекте требований ФГОС по русскому языку для 8 класса по теме "Составное именное сказуемое"...

интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....

План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3

В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....

План-конспект урока французского языка по теме «Друзья» в аспекте требований ФГОС

Технологическая карта уока французского языка по теме «Друзья» в аспекте требований ФГОС...

Проектная деятельность на уроке технологии в аспекте требований ФГОС

Метод проектов направлен на получение учащимися конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проект...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС ООО

С позиции деятельностного подхода ядром технологии обучения географии выступает организация деятельности учащихся по усвоению учебных действий.При этом важно, чтобы реализация практической направленно...