Как общаться с ребенком без конфликтов
презентация к уроку

Гиниятова Лилия Хайдаровна

Каждый родитель периодически испытывает сложности в общении со своим ребёнком. Это нормально. Ситуация усугубляется, когда сложности вызывают напряжение, а напряжение перерастает в конфликт. Положение дел становится критическим, когда конфликты не решаются, а наслаиваются друг на друга, и каждый последующий конфликт становится следствием предыдущего. Чтобы до этого не доводить, важно, по меньшей мере, своевременно разрешать конкретные ситуации. В любом конфликте всегда 2 стороны, конфликт между родителем и ребенком не является исключением. На атмосферу отношений между родителем и ребенком влияет множество факторов:       возрастные кризисы родителей и детей; супружеские конфликты; психологические и физические травмы, полученные ребенком в раннем детстве или родителем в процессе его воспитания; особенности воспитания и многое другое.

    Есть определенные базовые моменты, наличие которых может существенно облегчить задачу разрешения конфликтов. К ним можно отнести доступность родителя и диалог с ребёнком. Остановимся на таком понятии, как доступность родителя.  Хорошо, если ребёнок всегда знает, что может связаться с родителями: поговорить за чашкой чая утром, позвонить после школы, разбудить в 2 часа ночи. Воспользуется он этой возможностью или нет, уже другой вопрос. Но сама готовность взаимодействовать, готовность выслушать ребёнка или просто побыть с ним молча какое-то необходимое ему время уже дает очень многое. Оказаться рядом, отозваться на призыв гораздо важнее, чем новый смартфон или дорогой велосипед для ребёнка, ради покупки которого вы торопитесь по утрам на работу, так заняты днем, что не можете взять трубку и запираетесь в комнате ночью, чтобы никто не мог нарушить ваш драгоценный сон. Тем временем, потребность в контакте с родителями никуда не исчезнет. Тоска по близкому человеку найдет отражение во внешнем мире, и ваше счастье, если это будет ведение дневника/блога или развитие близких межличностных отношений, а не связи с плохой компанией, знакомство с набором вредных привычек и ухудшение успеваемости в учебном заведении. Дайте ребёнку возможность поговорить с вами о том, что важно. Пусть он знает, что вы у него есть 24 часа в сутки (не путать с навязчивой опекой!). Однако, это знание мало чем поможет и ему, и вам, если у вас не будет диалога.  Диалог мы определяем как обмен информацией, приводящий к развитию обоих собеседников. Обмен оскорблениями и претензиями в данном контексте не является диалогом. Многие дети и родители недооценивают значение диалога, считая, что нет смысла или не о чем разговаривать. В то же время, диалог является одним из источников гармоничных отношений. Через него можно узнать много нового и интересного о ребенке, лучше разобраться в его потребностях и рассказать о своих. В нем можно обговорить принципы вашего с ребенком взаимодействия, на чём оно основывается (например, честность, материальные блага; доверие и др.). Наряду с этим вы можете обозначить возможные правила поведения в определенных ситуациях, обговорить преимущества их соблюдения. Можно поговорить о том, что для ребенка означает любовь, о приятных для него и для вас проявлениях любви. Ребёнок, который чувствует любовь, не хочет уходить из жизни, чувствует дома безопасность. Поговорите с ребенком о том, что важно. 

1. Открытые вопросы. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни подростка, сколько позволяют поговорить с ним о его чувствах, ощущениях. Кто, если не родитель, даст ребёнку возможность поговорить об этом? Ради эксперимента, попытайтесь вспомнить, кто и когда вас последний раз спрашивал о том, что вы чувствуете в конкретной ситуации, искренне интересовался вашим душевным благополучием. Некоторые психологи отмечают, что открытые вопросы способствуют хорошим отношениям, закрытые затрудняют их формирование. Примеры открытых вопросов: «О чём бы ты хотел поговорить со мной?», «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что ты почувствовал, когда услышал от меня эти слова?» «Почему тебе грустно?» и т. п. Открытые вопросы дают возможность ребёнку поделиться своими заботами с вами. Они передают ему инициативу в беседе и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, то есть свой внутренний мир      2. Я-сообщения. Вспомните, как люди часто выражают свое недовольство чьим-то поведением или словами: «Ты не делаешь ничего из того, о чем я тебя прошу!», «Ты снова опоздал!», «Как ты со мной разговариваешь?!». Во всех репликах говорится о другом человеке и, по сути, содержится обвинение, критика. Такие речевые конструкции называют «Ты-сообщения». В своей и чужой речи их проще всего опознать по словам «ты, тебя, тебе». Обвинение провоцирует обиду, вызывает желание обороняться, а лучшая защита, как известно, — нападение. Соответственно, с точки зрения налаживания отношений, «Ты-сообщения» малоэффективны. Гораздо более конструктивным способом построить диалог и/или уладить конфликтную ситуацию являются «Я-сообщения». В них есть возможность сообщить ребёнку о себе, своих чувствах и переживаниях, а не о нем или его поведении. Такие сообщения начинаются с личных местоимений: я, мне, меня. В самом упрощённом варианте структура Я-сообщений включает в себя ситуацию и чувства, которые эта ситуация вызывает. Например, «Я злюсь, когда меня перебивают» или «Когда я слышу ночью громкую музыку, начинаю нервничать». К этому можно добавить информацию о последствиях нежелательных действиях и предложение альтернативного варианта поведения, который бы устроил и вас тоже. Например, «Когда я слышу ночью громкую музыку, то начинаю нервничать, потому что понимаю, что не высплюсь и утром проснусь с больной головой. Громкую музыку днем или вечером я переношу спокойно, а утром она даже действует на меня положительно.». Или «Мне тревожно, когда я прихожу с работы и вижу, что уроки не сделаны. Я буду чувствовать себя гораздо лучше, если они будут готовы до 21:00.». «Я-сообщения» позволяют выразить свои негативные чувства так, чтобы не обидеть ребёнка. Кроме того, их использование сближает, позволяя быть искренними и лучше узнать друг друга [3]. 3. Совместный досуг. Он обеспечивает необходимые предпосылки для разговора (время, место, настроение). Рисование, готовка, отдых на природе, интеллектуальные игры, ручной труд – вариантов множество. Вам не обязательно быть активным участником процесса, то есть, делать то же, что делает ребёнок. Вы можете наблюдать со стороны, проявлять интерес, вникать в его деятельность. Общий интерес порождает желание сотрудничать, а оно побуждает к диалогу. В заключение необходимо отметить, что не стоит стремиться к тому, чтобы полностью убрать конфликты из отношений с ребёнком, тем более с подростком. Они все равно будут, и они могут быть полезны для развития вас, ребёнка и ваших отношений. Доступность родителя и наличие диалога не являются панацеей от конфликта и не гарантируют отсутствие трудностей в общении с ребёнком. Но они облегчают понимание. Понимание того, что происходит с ребёнком в настоящий момент, что происходит в жизни ребёнка в целом и, наконец, что происходит в ваших отношениях с ним. Это понимание, в свою очередь, способно предотвратить лишние конфликты, а также позволяет вовремя распознать возможные «зоны риска» в жизни ребёнка и оценить необходимость и характер взаимодействия с ним в конкретный момент времени.

Источник: http://crisiscenter74.ru/profilaktika-konfliktnyih...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поведение – цикличный процесс

Слайд 2

Любая модель поведения направлена на то, чтобы сделать жизнь лучше, чем сейчас!

Слайд 3

Почему? Зачем?

Слайд 4

Что нужно ребенку?

Слайд 5

Стандартный режим дня Подъем Завтрак Уроки/игры/ удаленка Обед Уроки/игры/ удаленка Суббота: уборка своей комнаты

Слайд 6

Антикризисный режим дня Подъем Завтрак Зумба Уроки/ удаленка Бой подушками Уроки/ удаленка Чай на балконе Настольные игры Мамин час Пятница: домашний кинозал

Слайд 7

Что значит хорошие родители? Живые Контролирующие эмоции Не хрупкие Имеющие гибкие границы Задающие направление Сохраняющие традиции

Слайд 8

Живая мама Первое правило: кислород пилоту! Потребности мамы – на первом месте Уставшая мама помочь своему ребенку не может

Слайд 10

Почему еще это важно: Родители у которых полноценная насыщенная жизнь, не мешают своему ребенку расти и становиться самостоятельным От родителей ребенок получает информацию о разных сферах жизни, если они не живут сами, чем поделится с ребенком?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Эмоции в семье

Слайд 4

Меняем правила Любовь никто не отменяет «Детеныш идет за стаей, а не стая за детенышем» – стратегиеские решения в семье принимают родители Ребенок не может управлять эмоциями взрослого, взрослый ДОЛЖЕН уметь принять и разместить эмоции ребенка

Слайд 5

Правило двух дверей Путь к здоровой саморегуляции ребенка лежит через его сорегуляцию с родителем. Сорегуляция — это регуляция через другого человека: «соединиться с ним» и вместе двигаться к более стабильному состоянию. Для этого взрослый человек должен обладать навыком регуляции. Правило 2 дверей: мысленно и ли в реальности выйти за 2 двери от ребенка, прийти в себя и только тогда начинать договариваться

Слайд 6

Родители учат ребенка: Распознавать эмоции Правильно обращаться с эмоциями Правильно обращаться с эмоциями Контролировать эмоции

Слайд 7

Правильно обращаться с эмоциями: Принимать любую свою эмоцию: Называть Понимать, что с ней делать Принимать любую эмоцию ребенка Избегать эмоционального слияния и отвержения

Слайд 8

Наиболее правильный способ обращения с эмоциями: Эмпатия : Мама признает эмоцию ребенка и помогает с ней справиться, не «заражаясь» его настроением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антихрупкость Антихрупкость означает какую-то структуру, которая от повреждений только усиливается. Антихрупкость это такое свойство, когда на что-либо оказывается непредсказуемое и негативное влияние, а ему от этого становится только лучше, ну или безразлично-нейтрально .

Слайд 2

Чем опасны хрупкие родители: Вы не будете знать о многих событиях в жизни ребенка, в том числе потенциально опасных Ваш ребенок вас «усыновит» и будет жить вашу жизнь вместо своей

Слайд 3

Как стать антихрупкими родителями: Научиться признавать очевидное Смириться со случайностям Вырабатывать мышление победителя (ой, как интересно получилось!) Не скрывать от ребенка ваши ошибки и историю их исправления

Слайд 4

Неудачник Победитель Что пошло не так? Почему это случилось? Кто виноват? Как этого избежать в дальнейшем? Что случилось? Какой опыт я получил? Каким образом я получил этот опыт? Как я могу применить этот опыт в дальнейшем? Метод «Путь победителя»

Слайд 5

«Я точно знаю что…» «Я слышал, что…» «Я не знаю, но могу узнать» «Никто не знает что…» Когнитивный квадрат

Слайд 7

Правила поведения в конфликте Уважение к собеседнику Здесь и сейчас: разговариваем только о текущей ситуации. Если хочется обсудить прошедшие ситуации, делаем это по отдельности Говорим о своих желаниях Выслушиваем оппонента, уважительно принимаем его точку зрения Находим решение, которое устроит всех

Слайд 8

1. Упражнение « Якательный перевод» ( симоронская техника ) Мама пришла с работы и спрашивает сына: — Ты почем не поел? Я для тебя суп сварила! Я не хочу суп! Я фруктов поел А я для кого готовила полночи? А уроки ты выучил? Как еще не все? А чем ты занимался? В компьютере сидел? И посуду ты не помыл, чем только занимался! Мама! Ты только и знаешь, что кричать! А у меня уроки трудные! И суп ты сварила невкусный, там капуста плавает!!! В следующий раз сам себе будешь готовить! И посуду сам будешь мыть! Ну и ладно! Вот стану учиться на тройки, посмотрю я, что ты мне скажешь! Будешь так со мной разговаривать, wi-fi вырублю!

Слайд 9

Сделаем якательный перевод: Я почему не поела? Я для себя суп сварила! Я не хочу суп! Я фруктов поела А я для кого готовила полночи? А уроки я выучила? Как еще не все? А чем я занималась? В компьютере сидела? И посуду я не помыла, чем только занимался! Я только и знаю, что на себя кричать! А у меня уроки трудные! И суп я сварила невкусный, там капуста плавает!!! В следующий раз я сама себе буду готовить! И посуду сама буду мыть! Ну и ладно! Вот стану учиться на тройки, посмотрю я, что я себе скажу! Буду так с собой разговаривать, я себе wi-fi вырублю!

Слайд 10

Что это дает: Возможность встать на позицию другого человека Услышать «со стороны» свои слова, выражения и интонации Добавить в ситуацию немного юмора и игры


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как общаться с ребенком без конфликтов?

Слайд 2

Выход из конфликта начинается в тот момент, когда стороны четко скажут, чего они хотят!

Слайд 3

Упражнение 2 «Мои истинные желания» Когда я говорю….. На самом деле я хочу … - Ты опять не съел суп, я зря что ли готовила? а) Получить благодарность за потраченные усилия б)Удостовериться, что я нужна, представляю ценность - Я не буду есть суп, там капуста плавает ! а) Сам решать, что и когда я буду есть б) Выбирать еду по своему вкусу - Ты опять не вымыл посуду а) я хочу, чтобы мои просьбы выполнялись б) я хочу, чтобы ты вырос ответственным человеком

Слайд 4

Упражнение 3. Шестиступенчатая модель переговоров

Слайд 5

Комплимент: создаем атмосферу доверия. Описываем ситуацию. Только факты без эмоций! Описываем свои чувства по этому поводу. Только Я- высказывание! Приглашение к сотрудничеству. «Готов ли ты обсудить ситуацию?» Обсуждение и выбор действий Договор о санкциях с обеих сторон.

Слайд 6

Переговоры о несъеденном супе Было Стало ---- Привет! Я рада видеть твое улыбающееся лицо! Ты опять не съел суп! Я вижу, что ты не поел суп Я для кого готовила полночи? Я волнуюсь, что ты не ешь нормальную еду, и сомневаюсь, стоит ли мне готовить? ---- Ты можешь сейчас это обсудить? «Я не буду есть суп, там капуста плавает!» - «Тебе бы только шаурмой питаться!» Какую еду ты хочешь съесть? Готов ли ты готовить самостоятельно? С моей помощью? Обсуждать меню? «Будешь так со мной разговаривать, интернет отключу» «Будешь так готовить ,умру с голода» Я предлагаю тебе обсуждать меню заранее и готовить вместе Если ты сваришь суп с капустой, я сделаю себе салат и бутерброды и поем

Слайд 7

Определите ваши границы с ребенком Разделите зоны ответственности Придумайте тайное слово, которое будете произносить при нарушении границ Строго выполняйте договоренности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Ю.Б.Гиппенрейтер "Как общаться с ребенком"

Книга Ю.Б.Гиппенрейтер на сегодняшний день одна из эффективных методик работы с родителями. Материалы этой книги очень легко использовать как раздаточный материал на тренингах  с родителями и учи...

Как общаться с ребенком?

Уверен, что каждый из нас задавался хотя бы раз подобным вопросом - "Как общаться с ребенком?". В силу профессиональной деятельности, ищу ответ на него каждый день. Но еще чаще, как мне кажется, этим ...

Общаться с ребенком. Как?

Брошюра для родителей. О наших эмоциях,  о построении "Я - предложений". Выполнена по материалам книги Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?"ссылка: http://www.modernlib.ru/books/gi...

Общаться с ребенком как?

Юлия Борисовна Гиппенрейтер - профессор Московского Государственного Университета, известный ученый и талантливый педагог, автор многочисленных статей, монографий, учебных пособий. Работает в многообр...

Как общаться с ребенком?

советы родителям, испытывающим трудности в общени с ребенком.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17841758","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]]...

Что делать, если у ребенка возник конфликт с учителем?

   Если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит ...