Элементарные математические представления
консультация

Александрова Татьяна Васильевна

Формирование элементарных математических представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Формирование элементарных математических представлений.



У ребенка необходимо формировать количественные, пространственные и временные представлений, навыки сравнения предметов по форме, величине и протяженности. Необходимо научить детей изучать и сравнивать предметы и группы предметов по какому-то одному из признаков, устанавливать общее и различное. Овладение основными понятиями о числе и арифметическими действиями с числами требует предварительного усвоения и уточнения элементарных представлений о величине: большой — маленький, больше — меньше, короткий — длинный, короче — длиннее, шире — уже, ниже — выше и т. д.
Формировать такие знания можно и нужно не только в ходе ежедневных специальных занятий, но и во время прогулок.
Например, на прогулке обращайте внимание детей на то, что улицы бывают узкие и широкие, дома — большие и маленькие, высокие и низкие и т. п. Развитию и закреплению элементарных математических понятий способствуют занятия по ручному труду, рисованию, лепке.

Игра. Много и один

1. Играя, давайте малышу задания: принести много шариков и один кубик. Принести много кубиков и один шарик. Взять много карандашей и один фломастер. Положить на стол много карандашей и мало фломастеров. Топнуть один раз ногой и хлопнуть несколько раз руками.

 2. Можно играть дома и на улице. Попросите ребенка перечислить предметы окружающей обстановки — которых много или один.

3. Задайте ребенку следующие вопросы: «Сколько у тебя друзей? Сколько звезд на небе? Сколько перышек у птички? Сколько раз в году мы отмечаем День рождения? Сколько в небе светит солнц? Сколько лун? Сколько тебе лет? Это много или мало? Сколько раз ты ходил в цирк?» Пусть он сам придумает вопросы, на которые можно ответить словами «один, несколько, много, мало».

4. Предложите ребенку рассмотреть картинку, на которой изображены предметы в разном количестве. Пусть ребенок ответит на вопрос, каких предметов несколько, каких много, а какой один.

5. Дайте ребенку карточки-раскраски, на которых изображены предметы по одному и группой. Пусть раскрасит те, на которых изображен один предмет.

 6. Потренируйтесь с привычными игрушками, пусть ребенок раздаст им что-либо: кукле дать много цветов, а мишке несколько, на куклу Машу надеть много вещей, а на куклу Аню мало, зайчику дать много конфет, а волку одну, и т. д.

 7. Пусть ребенок, убирая игрушки, правильно выполнит ваши задания: на верхнюю полку поставить несколько игрушек, а на нижнюю много, в правый ящик положит много игрушек, а в левый одну и т. д.

8. Разложите перед ребенком в ряд несколько игрушек — мишка, зайка, котенок, лошадка, матрешка. Пусть ребенок несколько минут посмотрит на них, запоминая, какие стоят игрушки, сколько их, какая за какой стоит. Потом пусть он закроет глаза, а вы убираете одну игрушку. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось, больше или меньше стало игрушек, какой не хватает. В следующий раз вы добавите одну игрушку и зададите ребенку те же вопросы. Вы можете также оставить прежнее количество игрушек, но изменить расстояние между ними, или заменить среднюю в ряду игрушку. Снова задайте ребенку вопросы.

Игра. Часть и целое

Дайте ребенку начальное представление о том, что такое часть и целое.

 1. Дайте ребенку бумажный прямоугольник, пусть он сложит его пополам и разорвет на две части. Задайте ему следующие вопросы: «Что ты сделал? Как называются эти части? Одинаковые ли они? Как это можно определить (наложить одна на другую)? Почему каждую из них можно назвать половиной?»

2. Дайте ребенку бумажный квадрат, покажите ему, как можно сложить его по диагонали. Пусть он разорвет квадрат на две части по линии сгиба. Сколько частей получилось? (Две). Как их можно назвать? (Половины). Почему? (Они одинаковые). Как это определить? (Наложить их друг на друга).

Игра «Найди и назови»

На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10–12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.

Игра Лото «Геометрические фигуры»

 Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.
Ход игры: Раздаёт  карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.

Сравнение предметов по ширине.

Предлагаем рассмотреть два шарфа одинаковой длины, но разной ширины. Один шарф широкий, а другой узкий.

Сравнение предметов по ширине, размеру, высоте.

- Рассмотри рисунок. Сравни скамейки по ширине. Какого цвета широкая скамейка?

 

Разложите домики в последовательности: широкий, узкий, самый узкий.

- Проложи карандашом дорожки к домикам: к самому широкому-широкая и т. д.

- Расскажи, к какому домику, какая дорожка ведет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию элементарных математических представлений в детском саду VII вида

Представлен краткий конспект занятия с детьми старшей группы. Тема занятия: "Образование числа 5"....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений

Конспект предназначен для детей сренднего дошкольного возраста. В конспекте содержатся игры и упражнения по теме "Осень". Для проведения данного занятия требуется небольшое количество наглядного матер...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Организация образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений с детьми группы с задержкой психического развития

Успешность коррекционной работы  с детьми с задержкой психического развития зависит от нескольких факторов.1.  Ранняя диагностика с последующим мониторинговым сопровождением возможных отклон...

занятий с детьми дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений и сенсорике

Данное календарно-тематическое планирование составлено для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...