Мое педагогическое кредо.
материал по теме

Нестеренко Лариса Валерьевна

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины...

 

Эти строки из стихотворения Б.Пастернака, заученные мною еще в школе, и стали моим педагогическим кредо. А в качестве предметного воплощения я выбрала свечу. Ведь горящая свеча - символ жизни, символ горения души. От нее легко зажечь множество других сердец.

Счастлив человек, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_pedagogicheskoe_kredo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мое педагогическое кредо.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины...

Эти строки из стихотворения Б.Пастернака, заученные мною еще в школе, и стали моим педагогическим кредо. А в качестве предметного воплощения я выбрала свечу. Ведь горящая свеча - символ жизни, символ горения души. От нее легко зажечь множество других сердец.

Счастлив человек, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа! «Это я о себе. Еще будучи малышкой, я сажала кукол чинно в ряд. Они «слушались» меня, «учили» стихи, «читали» мои книги. И на вопрос, кем же ты хочешь, Ларочка, стать, я громко, чтобы все слышали, отвечала - «буду учить детей».

Профессия налагает на человека определенный отпечаток...

Нам приятно увидеть подлинного врача в человеке, избравшем себе врачебную профессию, нас радуют своеобразные особенности моряка, воина, поэта.

А меня привлекает многоликая, необходимая людям во все времена профессия учителя. Ведь каждый день сопровожден горячим одушевлением, душевным подъемом, всегда таит в себе много верного, идущего от педагогического инстинкта, развивает в нем особое отношение к людям, делает из него разностороннюю личность. Учительское самосознание заключается в высокой оценке учителя о предназначении своей профессии, что рождает огромную ответственность за доверенные детские души. И выходя каждый день к детям, в голове у меня звучит одна фраза: «Не навреди».

Что сталось бы с народом, с обществом, наконец, с государством без его тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Рушатся экономические связи, не работают заводы, уже давно развалились все коллективные хозяйства, а школа живет, да еще в сложнейших современных условиях развивается, приобретая новый облик, наполняется новым содержанием.

Учитель в наше время - настоящий подвижник, на нем держится школа, где еще живы понятия добра, чести, достоинства, справедливости, нравственности, морали. Как и сотни лет назад он продолжает закладывать основы всему и ощущает огромную ответственность, так как сделай он шаг назад и тотчас начнет распространяться среди людей варварство...

Учитель не делает карьеры. Да и некогда ему думать об этом. Настоящего учителя заботит тот багаж, с которым он придет к детям, поэтому книги, справочники, энциклопедии, хорошие театральные постановки, высокохудожественные фильмы - верные его спутники. Они помогают учителю открыть мир прекрасного перед детьми и научить их добру, именно на нем держится жизнь. Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но результаты его труда видятся через годы. Он - врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Как много нужно знать! Как много нужно сделать!      Где же взять ему силы для каждодневного вдохновения?

Только в себе самом, только в сознании величия своего дела. Учительство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.

Если бы меня попросили дать короткую характеристику хорошего учителя, я бы сказала: «Он преподает не первый десяток лет, но волнуется перед каждым уроком».

Дать интересный урок, когда «лес рук» - всего лишь минимум. Глубоко, даже блестяще знать свой предмет - этого тоже мало. Любить детей, разве можно обойтись только этим? Так с чего же начинается учитель?

Слагаемых у этой величины много. Но самое первое - любовь к детям. Я всегда помню слова Л.Н.Толстого: «...Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Конечно, важно и отличное знание своего предмета, и методическая подготовленность, и общая эрудиция, и самая элементарная дисциплинированность, да мало ли что еще... О чем порой и не догадываешься. Но без любви к детям все это - теряет смысл. Я думаю, лишь живая душа оживит души. Каждая минута, каждое даже брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же, как и летучий пух тополя или блеск звезды в ночном озере, - все это крупинки золотой пыли.

Мы, учителя, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою - «золотую розу» - урок. Учитель - это урок. Считаю, «шаги» в своей педагогической версте надо пройти с ребятами. Нужен целый путь, который будет интересен детям и мне. Может быть, поэтому так часто провожу уроки- путешествия, благодаря которым достаточно эффективно удается развивать творческие способности учащихся, заведомо создать ситуацию успеха для каждого, используя различные формы общения. На таких уроках удается просто стать ближе друг к другу. В процессе урока учитель и ученик постоянно переходят из одного состояния в другое, что, кстати, редко происходит в других видах деятельности. Богатство внутреннего мира, широта и глубина интересов, умение чувствовать, видеть, слышать и понимать красоту звучащего слова, фантазировать, творить - определяют успех урока.

Может, мне еще рано говорить о «золотой пыли», но с «крупинками» могу познакомить.

Первой аксиомой в своей работе я считаю - ощущение собственной свободы и свободы ребенка. Урок начинаю с создания обстановки психологического комфорта, исходящего из содружества ученика и учителя. Я думаю, безразличие к учителю и его предмету возникает только на почве возникшего непонимания

между учителем и учеником и желания во что бы то ни стало выдержать дистанцию. Считаю недопустимым для себя, чтобы на моем уроке «слабый» ученик почувствовал себя «второсортным». Отсюда постоянный поиск новых педагогических форм и методов, облегчающих процесс обучения. Нужна идея, которая бы позволила учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха: мой девиз - язык доступен всем. Для меня такой идеей стала коммуникативная направленность, так как иностранный язык, один из предметов в школе, имеющий социальную задачу - учить общению.

Вторая моя аксиома - дать возможность ребенку самоутвердиться. Обучая языку, нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности восприятия учащихся, поэтому у меня разработан комплекс упражнений в соответствии с типами восприятия учащихся. Самоутверждение ученика происходит только тогда, когда учитель обязательно учтет его индивидуальные особенности. Поэтому личностно- ориентированный подход в обучении есть для меня основной педагогический принцип.

Сейчас, в эпоху бурного развития предпринимательства, люди частенько вспоминают незабвенного Остапа Бендера с его четырьмястами способами сравнительно «честного отъема денег у граждан». Одним из этих способов, вроде бы и не противоречащих уголовному кодексу, стало сейчас скоростное обучение иностранным языкам. Повсюду создаются и широко рекламируются многообещающие «интенсивные» курсы, гарантирующие самые невероятные результаты - вплоть до возможности «участвовать в международных переговорах». Я думаю, что это беззастенчивый обман доверчивых граждан. Любой язык - это сложнейшая кодовая система, передающая многообразную гамму человеческих мыслей, чувств, представлений. Слова и словосочетания в разных языках располагают различным объемом значений. Не случайно один американский ученый грустно пошутил: «Будет время, когда полет из Нью-Йорка в Лондон займет всего полчаса, но и тогда изучить английский язык будет так же трудно, как во времена братьев Райт». Я глубоко убеждена, что ускоренное обучение иностранным языкам - это утопическое представление. Просто люди ищут чудодейственные средства - точно так же, как больные, разочарованные современной медициной, спешат на сеансы магов и чародеев. Известно, что даже самые прогрессивные учебники все время отстают от жизни. Единственный, кто может дополнить любой учебник, трансформировать его и приспособить к новым требованиям - Учитель.

             Я зову любить, наблюдать и изучать человека как единственного истинного носителя языка. Это - третья моя аксиома. Можно быть образованным человеком, но оставаться бездушным, если знания не согреть внутренним светом. Важным при общении с учениками на уроке я считаю формирование духовного мира учащихся, возможность помочь им реализовать творческие способности, заложенные в каждой личности, выработать стремление к самосовершенствованию.

Путь к уму ученика лежит через его сердце. Это, пожалуй, моя четвертая аксиома. Ребенку интересно что-то, если это что-то затрагивает его чувствительную, эмоциональную сферу, вызывает переживание. По словам Ф.М.Достоевского, именно это «должно оцарапать сердце, помочь ощутить счастье быть человеком». Нетрадиционный подход к уроку вносит в его атмосферу ожидание чего-то необычного, доставляет ребенку радость общения, радость совместного познания, совместного труда. Например, смена  речевых партнеров, вовлечение всех учеников в речевую активность на фоне музыки, картинок и общего веселья в Сказочном замке, в английской гостиной, на шумном уикенде. Юных так же полезно тревожить, как и успокаивать. Порох души - наш взрывчатый материал, и отнюдь не всегда он должен быть сухим. Я считаю, не только между уроками и после, но и на самом уроке должны быть «переменки» - релаксационные паузы, где есть место шутке, юмору, беседе, игре, что не расхолаживает детей, а наоборот помогает расслабиться, а потом сконцентрироваться, набрать побольше воздуха и с новыми силами двинуться дальше.

            Все, о чем я пишу, это педагогический инструмент. Не действует один, ищу другой. Без личности, творчества, собственного пути, учитель в школе — явление жалкое. Учительский день длиннее всякого другого. А сделать надо больше, чем другим. Родителей не выбирают - аксиома известная. А учителя? Ведь ребята часто завидуют друг другу, потому что разные у них учителя: у кого-то хороший, настоящий, а у другого ... .

Пусть всем нашим детям достанутся лучшие педагоги - бескорыстные, страстно верящие в добро, со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли.

Таким я представляю себя - учителя, навечно вызванного к доске.

       

 Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех.

               Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех -

Это тоже мое кредо, моя философия и моя свеча.

                                         И дай Бог ей не погаснуть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое педагогическое кредо"

О себе, о выборе профессии педагога, о применяемых педагогических технологиях....

Мое педагогическое кредо.

     Как-то Николая Рериха спросили: «Как достичь совершенства?» Великий художник и философ ответил: «Совершенствуй себя, и все, что ты будешь делать, будет совершенным». У...

моё педагогическое кредо

педагогическое кредо...

Моё педагогическое кредо

Эссе к конкурсу "Социально-значимые профессии"...

Эссе "Моё педагогическое кредо"

Воспитать Человека!...

моё педагогическое кредо

моё педагогическое кредо...

Мое педагогическое кредо

Мое педагогическое кредо: "Я - педагог! Я - человек!" Символом веры, стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? ...