Система работы педагога - психолога
методическая разработка на тему

Ашуркова Юлия  Леонидовна

Формирование позитивного мышления учащихся как технология сохранения психического здоровья .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_-_psikholog_sistema_raboty._gotovaya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мне бы хотелось начать своё выступление с притчи.

 «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Решая задачи развития школы в области психического развития личности, в своей работе я основной акцент делаю на:

- поиск и развитие индивидуальных способностей ребёнка;

-формирование положительной Я - концепции личности ребёнка;

- формирование доминанты самосовершенствования личности;

- формирование умений управлять собой, саморегуляции.

Деятельность психологической службы нашей школы направлена на создание условий, способствующих стабилизации и укреплению физического и психического здоровья учащихся, на  решение проблем адаптации школьников, повышение психологической грамотности детей и взрослых.

Труд педагога-психолога можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.

Вот перед нами сад цветущий
Растёт, цветёт, благоухает...
Я  в нём - садовник вездесущий,
Я  этим садом управляю.

Работы сложной  не страшусь я,
Работа для меня - отрада,
Весь день в саду я копошусь,
Короче, я - директор сада!

Все мои дети как  растения: одни  любят яркий свет солнца, другие - прохладную тень; одни любят берег ручья, другие высохшую горную вершину. Каждому нужен особый, только для него подходящий   уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.

        (Звучит тихая музыка)

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними... Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил:

«И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Перед вами - семя. Такими приходят к нам в школу первоклассники. Знакомство с ними и их родителями начинается ещё задолго до поступления в школу. В май на лектории  или в  группе кратковременного пребывания, где у родителей и ребят формируются школьно значимые навыки, психологическая готовность к школе.

   А чтобы проросло зерно               (лейка)

Я эту землю поливаю,

А как появится росток

Его я от невзгод оберегаю.

Появляются первые всходы - это младший школьный возраст у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладевать средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Учащиеся знакомятся с базовыми эмоциями, формируется положительная самооценка и эмоциональная стабильность. Происходит адаптация детей к школе.

 Работа по программе «Тропинка к своему Я» и  на уроках здоровья помогает детям налаживать отношения со сверстниками и взрослыми делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Применяются:

Формы работы.

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы.

Работа с притчами

 Планируемые результаты психологического сопровождения

  • Ø Низкий  уровень тревожности
  • Ø Высокая и нормальная самооценка
  • Ø Позитивное отношение к себе и своей личности
  • Ø Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

 

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе.

Традиционно самопознание как процесс развития самосознания личности считается приоритетом подросткового периода онтогенеза. Однако сегодня стало очевидным, что без ориентации младших школьников на понимание себя и другого человека в этом мире не удастся прийти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему ребенка принять человека как своего друга.

Интерес вызывают занятия,  проводимые в кабинете релаксации с использованием оборудования.

В процессе проведения занятий я использую методы:

- социального обучения: драматизация и анализ жизненных ситуаций;

- игровые ситуации;

- игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов с элементами диагностики:

-психогимнастики,

- элементы аутотренинга и мышечной релаксации;

        Дети начальных классов в летний период проходят практику на пришкольном участке, а осенью отчитываются на опытнической конференции. В этом году наша школа заняла 1 место в Номинации «Самая оригинальная оформительская идея во II Всероссийском конкурсе «Школа – сад» проводимый ЦДО «СНЕЙЛ».

                Первые веточки дерева – это младшие подростки. _        

Чтоб мой росток окреп

И потянулся к свету

Я применю подкормку эту (любовь)

Где надо подрыхлю,  подправлю, от сорняков его избавлю

Второй год я работаю по ФГОС в  5-6 а классе по программе  курса « Познай себя» цель курса: Психолого-педагогическое  сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды. На уроках общения учащиеся не только получают знания о том,    как общаться, но и упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. 

Одна из самых дорогих ветвей  - это мой класс 8в.

Мои зелёные питомцы
Живут в комфорте и уюте,

Они ко мне всегда как к солнцу

Свои протягивают руки.

Символ ДЕРЕВА в моей работе стал  образом  развития, самосовершенствования. Традиционным стало проведение в нашей школе  выставки « Мы за здоровый образ жизни» в выставке принимают учащиеся 9 классов, где в виде плакатов, буклетов, журналов дают понять всем школьникам, что надо вести здоровый образ жизни. Я думаю - эта психологическая акция способствует  улучшению психологического климата в школе,  повышению уровня психологической грамотности детей.

Проблемы профессиональной ориентации, определения нравственных ориентиров и приоритетов главные в этом возрасте и поэтому  9 классе на педпрофиле мы рассматриваем этот вопрос, затрагиваем такие темы как: Темперамент.  Характер, характеристики человека, мир эмоций, стресс, конфликт, психологическая помощь перед экзаменами, особенности интеллекта, профориентация учащихся.

Вот сад зацвел, и очень важно

Сберечь  его цветки от ветра,

 Чтоб завязалися плоды,

 Окрепли, выросли за лето.                                                (картинка - цветения)

      Я часто сталкиваюсь с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, с эмоциональной усталостью учителей, безразличием учеников…

 За каждым поступком ребёнка или взрослого стоит уникальная комбинация стремлений, желаний, нравственных устоев, эмоциональных переживаний, то есть внутренний мир человека. Как заглянуть в этот мир, чтобы лучше понять душевные переживания человека, помочь ему найти пути преодоления конфликта? Моя задача оказать им психологическую поддержку.

        Отдельные веточки у нашего могучего дерева это индивидуальные занятия с ребятами 8 вида, на занятиях они раскрываются, показывают свои возможности и развивают умения. У каждого конечно есть свои достижения и успехи.

Любое дерево должно плодоносить  поэтому  плоды у нашего дерева - это  их достижения, успешность в жизни благодаря правильно выбранной профессии.                                               (грамоты)

Плоды созрели, налились

Готовы людям послужить.

Насколько сочны и вкусны

Увы не нам уже судить.                                                                  

        На первый взгляд, кажется, что семя  исчезло, но то, что посеяно и принесено в жертву, воплощается в дереве, в его ветвях, цветах и плодах.

Работа психолога  направлена, прежде всего, на решение задач психопрофилактического плана, во многом она ориентирована не столько на сегодняшний день, сколько «на завтра», на будущее. Именно поэтому важно проявлять терпение, чтобы дождаться здоровых, могучих и сильных деревьев.

Садовник я,  и с утренней зари,

Не покладая рук до самого заката,

Выращиваю дивные  цветы,

Как  их растили, уж давно когда-то,

Отец, и дед, и прадеды мои.

Как только солнце землю отогреет

Готовлю я к посеву семена.

Работа мне иная не нужна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся

Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...

Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома

В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...