КТО ЕСТЬ УЧИТЕЛЬ.
статья по теме

 Каратушина Светлана Николаевна

В своем небольшом исследовании я бы хотела затронуть такую простую, но в то же время важную тему, как само понятие «Кто есть Учитель?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_est_uchitel.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ЕСТЬ УЧИТЕЛЬ.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя,

учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Р.Олдингтон

В своем небольшом исследовании я бы хотела затронуть такую простую, но в то же время важную тему, как само понятие «Кто есть Учитель?» Тот, кто учит или же тот, у кого учатся, и даже больше – хотят учиться? Рассуждений на эту тему довольно много, у каждого свое видение, имеющее право на жизнь.

Давайте, прежде всего, определимся, кто есть учитель. По моему глубокому убеждению, нельзя называть учителем всех тех, кто преподает в школе (или любом другом учебном заведении). Учитель тогда учитель, когда поневоле пишешь это слово с большой буквы, и произносишь его будто с большой буквы.  Именно о нем, об Учителе с большой буквы мы рассказываем своим родителям,  потом и своим детям и внукам. Именно он, Учитель, неразрывно с нами связан, независимо от того, присутствует ли он физически в нашей жизни или нет. Энергия, сила, свет, мудрость Учителя будто вливается в его учеников, зажигая их глаза, сердце, распаляя их разум. Они хотят быть такими, как он, знать столько, сколько знает он, стремиться  постичь те смыслы, что постиг он. Именно у Учителя мы учимся не только в профессиональном плане, но и гуманному отношению к людям, животным, предметам, природе; учимся честности, справедливости, элементарной человеческой порядочности – всему тому, что так необходимо в жизни и чего зачастую так недостает.

         Кто-то из восточных мудрецов сказал, что человек рождается дважды: первый раз, когда приходит в этот мир, второй раз, когда обретает Учителя. И это настолько тонко подмечено! Ведь именно Учитель, если он обладает Знанием, способен направить человека по дороге. Дороге верной  или нет. Дороге, ведущей к добру или злу. 

Далай-Лама XIV говорил, что нет врагов и друзей – есть учителя. Главный наш Учитель – это сама жизнь. Сталкивая нас с различными поворотами, она всегда дает выбор, всегда! А вот увидеть возможность выбора, сделать верный выбор, пойти по верной дороге, находя нужные силы и необходимую энергию – уже будет зависеть от нас, от того, кто ведет нас, направляет, помогает, кто есть наш Учитель, от того, как он нас подготовит к выбору, каким образом он направляет нас, как он учит нас смотреть и видеть.

        В восточных философских и научных традициях Учителю отводится центральное место в процессе обучения, тогда как западная система передачи знаний опирается в основном на институты: школа, колледж, университет. В восточной системе во главе угла всегда находится личностный фактор и основным является непосредственная передача знаний от Учителя к ученику. Понятие «Учитель» в восточных учениях совмещает в себе три направления: опыт, знания и мудрость. Найти Учителя в жизни считается большой удачей для человека. Передача этих знаний, мудрости и опыта от Учителя к ученику является намного важнее университетского и школьного образования. Роль Учителя настолько важна потому, что именно он способен помочь ученику правильно понять все тонкости учения и посоветовать подходящие практики. Важно и то, что прямая передача от Учителя к ученику– это некая защита знаний, опыта и мудрости, которые в руках глупца способны превратиться в зло. Ведь недаром мусульманские суфии говорят «у суфиев, у которых нет учителя, учитель – дьявол». Также важно то, что не только ученик выбирает учителя, но и наоборот, учитель невольно присматривается, кто бы мог стать его учениками, способными усвоить знания, трудиться, сострадать, приносить пользу всему живому.

Таким образом, смело можно говорить о том, что учитель закладывает в своих учеников не только основы математики или английской грамматики, но делает много больше – он учит жить. И учит не теоретическими правилами, а своим личным примером….

Не стоит забывать о том,  что учатся у того, кого любят! Давайте всегда будем помнить об этом. К сожалению, в настоящее время мы часто видим, что для многих учителей в системе образования главной задачей является читать лекции, грамотно подготавливать учебный материал, справедливо ставить оценки и аккуратно писать отчеты, а вовсе не влиять на чью то жизнь.  Но ведь наши ученики способны достаточно быстро понять, насколько мы к ним небезразличны: мы им помогаем (и совсем необязательно по нашим профильным дисциплинам); наши слова и действия всегда говорят о нашей заинтересованности к их успеху или неуспеху, к ним самим, к их жизни. Неизбежно то, с чем сталкивается человек в любом возрасте и в любой момент жизни – это проблемы. Умение их решать всегда ценится. Наши ученики будут благодарны, если их проблема и нами будет рассматриваться именно как проблема и если мы окажем им помощь в ее решении. Помощь – это главный способ выражения того, что Вам  человек небезразличен, небезразличен его успех и его неуспех. Ведь наличие препятствий, трудностей – это главное условие успеха. Именно в преодолении трудностей  крепнет характер, нарабатываются опыт, умения решать проблемы. Самое мощное, что Учитель может дать своим ученикам – это вера в них самих, в свои силы.

Если мы ищем способы налаживания «связи» с учениками, пытаясь понять их, они быстро это поймут и у них появится стимул быть небезразличными к нам, к нашим словам и поступкам. Стоит понаблюдать за своими учениками и понять, насколько они небезразличны к Вам, к тому, ЧТО Вы преподаете, ЧЕМУ Вы их учите – может быть это «ЧТО-ТО» повлияет на всю их жизнь!

Замечательно, когда Учитель учит с удовольствием и желанием, когда он сам верит в ТО, чему учит, когда он сам активно участвует в процессе обучения, когда сам находится в постоянном развитии, когда он сам любит людей, любит своих  учеников и несет добро только лишь своим присутствием.

Для учителя, прежде всего, важно понять, что он является лидером, а успех лидера заключается в умении вести людей за собой, в его способности вдохновлять людей. Для него важно также понимать, что он, безусловно, оказывает влияние на людей, на своих учеников, прежде всего. Учитель должен отдавать себе отчет, что он в той или иной степени влияет на жизнь детей и от этого зависит их успех (или неуспех) в целом. Безусловно, важнейшей составной частью лидерства является цельность натуры самого лидера, насколько его слова не расходятся с делом, насколько он способен принимать перемены и меняться сам, продвигаясь вперед.

Учителя  (а мы говорим об Учителях с большой буквы)– очень значимые люди в жизни любого человека. Учениками невольно анализируется каждое слово Учителя,   каждый его поступок и  это все, безусловно, способно повлиять на то, кем они станут и, главное, какими они станут! Учитель никогда не сможет увести своих учеников дальше, чем он ушел сам. Он может лишь мотивировать учеников, но при этом он должен сам продвигаться вперед, дабы быть способным вести за собой.

В заключение хочется сказать, что в нашей жизни и в жизни наших детей так или иначе всегда есть Учителя, будь то кто-то из родителей, преподаватель в школе, тренер в спорте или где-то еще.  У них есть свои недостатки, они влияют по-разному на нашу жизнь, они восхищают по-разному, но их образ в памяти всегда светлый и добрый. Учитель оставляет после себя невидимый на первый взгляд след, но как он важен! Именно Учителя с большой буквы вкладывают в каждого своего  ученика непомерный труд, уже своей жизнью учат добру, справедливости, служению людям, он пробуждают учеников к деятельности, к движению вперед.

Очень хочется верить, что у наших детей обязательно будет хотя бы один, достойный именоваться Учителем, за которым они будут идти, и путь этот будет верным.

Каратушина С.Н.

МБОУ Наримановского района

« СОШ №10»  

Астрахань

   2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для учителя химии и лаборанта:"Есть ли у вас запах в лаборантской?"

В материале указываются признаки, причины появления запаха в лаборантской, а также действия учителя или лаборанта по устранению этих запахов. Материал заинтересует, в первую очередь, учителей химии и...

Конкурс учителей "Есть идея!"

Конкурс учителей ЮЗАО, очный тур которого состоялся 24 января....

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

Диплом о победе Бузункиной Марии, 10 класс, в радиоконкурсе "Есть в памяти мгновения войны", 2012 год. Учитель Волкова А.П.

Конкурс проводился в честь Дня Победы Филиалом ГТРК "Подмосковье. Радио Подольска" в 2012 году. Участниками являлись обучающиеся школ Подольского района, куда 3 года назад входил территориально наш на...

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)

Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....