Обобщение опыта.
материал на тему

Калашникова Юлия Валерьевна

Одним из механизмов создания благоприятной атмосферы в учебном заведении является игра. Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребенка, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, что игра – не только средства отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Обобщение опыта на тему:

«Развитие творческих способностей посредством игры КВН»

Разработал: Калашникова Юлия Валерьевна,

                                                              педагог дополнительного образования

п. Ханымей

2014 г.

В течение 10 лет ребенок живет в маленьком замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая «аура», которая создается в этом мире, в значительной степени определяется  развитие его как человека, социально направленной личности, творческой индивидуальности.

По значимости для подростка получение знаний в учебном заведении – это скорее необходимость, т.е. вторичность, на первое место поставлено общение со сверстниками.

Одним из механизмов создания благоприятной атмосферы в учебном заведении является игра. Сегодня уже никому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребенка, что в игре гораздо легче постигаются ученые премудрости, что игра – не только средства отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером этому может служить игра «КВН», основными функциями которой являются:

- обучающая функция – сочинение сценариев, упражнения для дикции, сценическое движение, музыкальные и танцевальные занятия, этюды по построению мизансцен, пантомима, жесты и мимика, искусство диалога и перевоплощения, искусство экспромта;

- просветительная функция – стимулирование интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;

 - развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятий в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

- коммуникативная функция – объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества с другими коллективами;

- релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой с помощью игры;

 - развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств при подготовке выступления, расширение кругозора подростков, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

 - воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях, жизненных ситуаций.

Важным системообразующим элементом игры «КВН» является коллективный творческий процесс, на основе которого построен годовой круг традиционных выступлений, занятий, репетиций. В процессе деятельности формируется коллектив. В результате работы подростки становятся способными самостоятельно ставить перед собой цели, и регулировать свою деятельность. Подростки в процессе занятий учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний. Игра стимулирует их к активности и раскрывает творческие способности, и создает ситуацию успеха, предоставляет возможность отдохнуть и пообщаться, игра становится важным социально-педагогическим инструментом и работает на будущее. Участвуя в КВНовской деятельности, общаясь друг с другом и другими командами, обмениваясь опытом, КВНщики больше, чем их сверстники, готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально активными людьми. Таким образом, КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга подростков и молодежи, но не только участников команд, но и болельщиков. КВН – это механизм формирования молодежных объединений, действующих на принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности  и самоуправлению.

        Руководитель команды КВН

КВН – это единственный в своем роде органический сплав искусства и спорта. Если педагог планирует  достичь каких-либо результатов, дети команды станут родными детьми, домом - репетиционный зал. Помните, что КВН - это игра, а значит должен быть победитель и побежденный. Собрать детей желающих поиграть в КВН, не составляет большого труда, гораздо труднее сделать команду. Прежде всего, это серьезный труд, похлеще учебы, веселиться, часто не придется. КВН - это дело добровольное, когда видишь цель – идти гораздо легче. Педагогу придется стать актером и соавтором, режиссером и хореографом, вокалистом и музыкантом.

Один из особенностей КВН – родительский фактор. Ребятам и педагогу рано или поздно предстоит серьезный разговор с родителями, так что будьте всегда готовы. Надо отпрашивать ребят с уроков, говорить с преподавателями, которые не всегда поддерживают желание детей заниматься КВНом. Вторая особенность – за 2-3 года состав команды практически обновится полностью. Придут другие, и проблем не уменьшится, зато придется все начать сначала. Так стоит ли вообще напрягаться?! Все-таки стоит, даже если год, даже если месяц. Всегда  стоит учить, давать что-то новое. А ребята никогда не забудут школу жизни, школу труда, умственного напряжения, пройденную в игре КВН.

Команды КВН

Являюсь руководителем юношеской команды КВН нашего небольшого поселка. Свою КВНовскую деятельность я начала в студенческие беззаботные годы, в 2007 году. В начале своего пути, будучи подростком, не понимала всю серьезность происходящего. Что в КВНе есть свои законы и правила, шутки над которыми зритель смеется, чистота своего материала. Думала, что это в своем роде каламбур, где ты оделся смешно, показал зрителю разные гримасы, и он доволен. Это совсем не так. Уже давно большой КВН сформировался как жанр. Классические конкурсы: визитка (приветствие), музыкально-домашнее задание, СТЭМ, БРИЗ, конкурс одной песни, разминка, капитанский конкурс. Импровизации в КВНе почти не осталось. И зрителю нравится больше шоу. Начальный путь в играх КВН дал мне большой опыт. Окружные школы КВН с тренингами и мастер-классами по актерскому мастерству, сценическому движению, хореографии, вокалу, сценической речи. Честно сказать  у моей команды не было больших результатов, но через несколько лет, набравшись опыта, начало получаться. В 2010 году я стала руководителем моей первой юношеской команды «Та самая», где мы с командой решили внести в КВН что-то новое и выступали в литературном стиле, где дети особо актерски не выкладывались, а шутили тонко текстовыми репризами.

Реприза – текстовая шутка должна содержать два начала – парадокс и второй план, например: «Девочка с тихим голосом неделю проездила в маршрутке». Для получения репризы нужно приложить усилия и для этого существует мозговой штурм. Существует много методов проведения штурма, один из них: команду необходимо поделить на несколько авторских групп. При абсолютной тишине. Один из команды (как правило, руководитель) начинает рассказ последних громких событий страны, города, новости шоу-бизнеса, политики и на тему игры (заряжает авторскую группу). Каждому участнику штурма руководитель дает подачу, т.е. первую часть будущей шутки (начинающие КВНщики не смогут самостоятельно написать репризу). Подача должна быть интересной, конфликтной, например: «Как не проспать в школу». Подачей может быть не только вопрос, но или ситуация, например: «У нас на Севере поставили памятник комару». Подачи пишутся 5-10 минут. По команде руководителя листы передаются соседу слева. Получив листок, каждый участник парадоксально добивает написанную подачу. Главное помнить, что в КВНе есть запретные темы: войны, трагедии с гибелью людей, межнациональные конфликты, физические недостатки людей, Великая Отечественная война. На сцене не допускается грубость по отношению к залу и соперникам.  

Подготовив выступление, моя команда выступила на отборочном фестивале окружных игр КВН, где в ее рамках так же проходит школа КВН. Из 30-ти команд, приехавших со всего округа, мои ребята удачно выступили и прошли в финал окружных игр, где приняло участие 12 команд. Призового места в финале дети не получили, но опыт приобретённый на большой сцене, прием зрителя, это дорого стоит и пригодится учащимся в будущем. Потом ребята играли в районных играх КВН, где занимали призовые места.

Сама я не забросила играть в КВН, у нас образовалась «Сборная Пуровского района», работающая молодежь, где я тоже являлась руководителем. Для взрослых КВНщиков игры проводятся по той же схеме, что и у юниоров. Районные, межмуниципальные, окружные игры, где наша сборная была на призовых местах. Далее мы принялись покорять центральную северную лигу КВН, где были победителями на фестивале северной лиги КВН, пройдя в 1/8 финала, потом следовала ¼ финала, но до полуфинала не добрались.

Сейчас я продолжаю заниматься с ребятами команды КВН «Та самая», мы удачно выступаем в сезоне межмуниципальной лиги, где ребята играют по накопительной системе баллов, и  к финалу они ведут на 0,6 балла. Предстоит финальный рывок, ребята усиленно готовятся.

Репетиции

Если в театре режиссер объясняет актеру характер героя и актер вживается в роль, КВНщики подбирают отыгрыш на репризу сами, но начинающим КВНщикам придется показывать руководителю команды как играть ту или иную роль в движениях и жестах, а потом закреплять найденную игру многочисленными репетициями. Полностью  имитируйте работу микрофона на каждой репетиции, в том количестве, в котором они будут на игре, с ширмами, и придерживаясь размеров на сцене. Не секрет, что КВН – это также сложный технический жанр. Конечно, это не прямой эфир и все-таки ошибаться нельзя – переиграть или смонтировать не получиться. Можно сделать только с первого раза, вживую. И насколько сложено сработает  одновременно команда, реквизит, звук – от этого, в конечном счете, зависит успех выступления.

 Разминка

Для победы домашних заготовок для КВНовской игры в виде приветствия и музыкально-домашнего задания недостаточно, главным серьезным конкурсом в игре является разминка, где обычно она решает исход игры. Цена репризы в разминке во много раз выше, в чем любом другом конкурсе. Иногда достаточно одного «ломового» ответа к разминке, чтобы оторваться от соперников на балл. Для разминки подходит далеко не всякая реприза, вполне пригодная для игровых конкурсов. Шутка должна «играть сама по себе». Разговор о конкурсе «Разминка» может быть бесконечным, берется во внимание то, что учащиеся увереннее отвечают на вопросы  так сказать «дома», находясь на сцене, и в рамках 30-ти секунд, детей охватывает паника, что они не успеют, боятся выходить отвечать, боятся, что их ответ будет не оценен зрителем. Для этого проводим разминку перед каждым занятием, и перед каждой репетицией, что помогает детям.

Большой КВН, как сказал один из его отцов А.Ю. Аксельрод, – это единственный в своем роде органический сплав искусства со спортом, где всегда есть победитель и побежденный.  

Поэтому всякий раз приходится принимать решение: выступать или не выступать. Месяцы упорного труда могут потрачены для того, чтобы потом в один час проиграть. Но это время не потрачено даром, и проигрыш – вовсе не пятно на репутации и добром имени команды. Главное, сам процесс игры в КВН является мощным воспитательным и развивающим действием. Оставайтесь лучшим другом КВН!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...