Мониторинг социального заказа
тест на тему
Предварительный просмотр:
Новикова В. П., методист МБУДО ЦДТ г. Ярцево Смоленской области
Мониторинг социального заказа на образовательные услуги МБУДО «Центр детского творчества»
Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов, направленных на создание условий для развития личности, её способностей к продуктивному решению задач в сферах трудовой, культурно-досуговой деятельностей.
Цель методики – изучение социального заказа на дополнительное образование детей, сбор информации для принятия решения по повышению эффективности деятельности МБУДО «Центр детского творчества».
Этапы изучения социального заказа на дополнительное образование детей:
- Определение цели изучения социального заказа.
- Подготовительный этап (разработка методики изучения социального заказа в соответствии с целью).
- Проведение исследования.
- Обработка материалов исследования.
- Анализ результатов исследования.
- Разработка решения по итогам анализа результатов исследования.
Задачи исследования социального заказа на образовательные услуги МБУДО «Центр детского творчества»:
1. Определить потребность детей, родителей, педагогов в услугах дополнительного образования.
2. Определить уровень востребованности услуг, предлагаемых дополнительным образованием.
3. Определить качество услуг дополнительного образования в настоящий период.
4. Внести методически обоснованные коррективы в программу развития «Центра детского творчества», в действующие и разрабатываемые программы.
5. Разработать рекомендации по развитию дополнительного образования в конкретно взятом учреждении «Центр детского творчества».
Направления мониторинга:
- степень информированности населения о работе учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»;
- источники информации населения о работе учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»;
- приоритетные направления деятельности дополнительного образования «Центр детского творчества»;
- мотивация посещения занятий воспитанниками «Центр детского творчества»;
- степень удовлетворенности дополнительным образованием в районе;
- оценка качества работы «Центр детского творчества»;
- перспективы развития взаимодействия педагогов школ и учреждения дополнительного образования;
Методика проведения мониторинга
на основе анкетирования
Методика проведения мониторинга на основе анкетирования была разработана и реализована методической службой муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» на основе материалов согласованного исследования проблем дополнительного образования детей «Занятие в УДОД» г. Санкт-Петербург. (Информационно-методический бюллетень. Выпуск № 3, Санкт-Петербург, 2003 г.).
Анкетирование воспитанников «Центра детского творчества» и их родителей проводилось методистами, педагогами, администрацией «Центра детского творчества».
Опрос проводился по индивидуальным бланкам анкет.
При обработке анкет использовались следующие методы:
- метод процентного соотношения (по вопросам анкет, где участникам мониторинга необходимо было выбрать из предложенного перечня варианты ответов, которые соответствовали их мнению);
- метод усредненной оценки (по вопросам, где предлагалось выбрать не только варианты ответов, но и определить степень их значимости, т.е. присвоить им места, начиная с первого);
- метод рейтинговых оценок (распределение данных, полученных с помощью методов процентного соотношения и усредненной оценки, по возрастанию или убыванию);
- метод контект-анализа (группировка открытых ответов участников анкетирования по смысловым категориям).
Полученные с помощью этих методов данные легли в основу анализа и интерпретации результатов мониторинга.
Результаты мониторинга социального заказа на образовательные услуги
При изучении степени информированности и источников информации о работе учреждения дополнительного образования мы выяснили, что прослеживается проблема недостаточного уровня осведомленности педагогов, родителей и учащихся о работе «Центра детского творчества».
Основными источниками информации о работе Центра детского творчества респонденты называют: рекламная деятельность ЦДТ и информация в школе; далее следуют: рекомендации друзей, знакомых и всегда знал, сам занимался, то есть каналы сообщения информации через рекламную деятельность ЦДТ и сообщения в школы силами педагогов ЦДТ уже созданы, но требуют специальной разработки и дальнейшего развития.
Мы выдвигаем предложения по внесению корректив в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:
• Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди учителей школ города, используя проведение семинаров классных руководителей, заместителей директоров на базе ЦДТ (с освещением вопросов о деятельности ЦДТ), выходы в школы на педагогические советы, заседания методических объединений учителей, проведение Дней ЦДТ в школе и др.
• Усилить работу по информированию о деятельности ЦДТ среди родителей, активизировать работу педагогов дополнительного образования с родителями, вовлекая родителей в деятельность ЦДТ;
• При составлении плана работы обратить особое внимание на совместные мероприятия для детей и родителей.
При проведении мониторинга социального заказа на образовательные услуги, оказываемые педагогами Центра детского творчества, для нас очень важным было рассмотреть вопросы, связанные с мотивацией получения дополнительного образования и оценкой результативности занятий в ЦДТ с позиции воспитанников и родителей.
Одним из направлений мониторинга социального заказа на образовательные услуги дополнительного образования являлось изучение взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования.
Данные анкетирования показывают, что в целом учителя общеобразовательных школ признают значимость дополнительного образования в развитии личности ребенка: его всестороннего, физического, эмоционального, интеллектуального развития.
Говоря о путях взаимодействия основного и дополнительного образования, можно сказать, что спектр предложений достаточно широк.
Учителя используют знания и опыт, приобретенные учащимися класса на занятиях в учреждении дополнительного образования, в организации учебного процесса и воспитательной работы.
Доминирующее место в спектре взаимодействия, по мнению учителей, занимает совместная деятельность педагогических коллективов школ и ЦДТ, прежде всего, досуговой направленности; воспитательная и образовательная направленность взаимодействия рассматривается учителями не только как опыт социального сотрудничества, но и наблюдается интеграция различных форм общего и дополнительного образования.
Очень важным для дальнейшего взаимодействия учителя школ считают расширение и углубление рекламной деятельности ЦДТ («Выход на классные часы в школу, на родительские собрания», «Побольше открытых мероприятий с демонстрацией успехов», «Выход педагогов ЦДТ в школы для сообщения информации» и др.).
Высказываются предложения и о необходимости сотрудничества в области методической деятельности.
При ответе на вопрос: «Ваши пожелания в адрес Центра детского творчества » - мы услышали следующие интересные предложения:
1. Развивать интересы и способности детей.
2. Побольше себя рекламировать.
3. Заинтересовать родителей, привлекать их к участию в мероприятиях ЦДТ.
4. Разнообразить формы работы ЦДТ.
5. Организовать кружки с учетом современных потребностей детей.
6. Быть посовременнее.
7. Благодарность за творческий подход и готовность идти навстречу пожеланиям.
8. Побольше финансовой поддержки администрации и спонсоров.
Основные выводы мониторинга социального заказа на образовательные услуги
Результаты социально-педагогического исследования показывают, что система современного дополнительного образования обладает потенциальными возможностями для реализации задач модернизации образования.
В настоящее время дополнительному образованию удается сохранить статус эмоционально-комфортной для учащихся сферы образования и решать важнейшую социально-педагогическую задачу содержательной организации свободного времени детей и подростков, способствующую приобретению ребенком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, самоопределению предметно, социально, профессионально, личностно.
Мнения педагогов, родителей, учителей о дополнительном образовании свидетельствуют о том, что УДОД обладает потенциалом для всестороннего развития ребенка. Пути взаимодействия дополнительного и общего образования, предложенные учителями школ, являются актуальными и также определяют сферу модернизации образования.
Зафиксированные исследованием реальные процессы современного дополнительного образования позволили не только определить позитивные тенденции, но и выявить актуальные зоны и перспективы развития МОУДО «Центр детского творчества».
Результаты исследования показывают, что зонами актуального развития в учреждении дополнительного образования должны стать:
• выработка подходов и методик оценки результатов образовательной и воспитательной деятельности с учетом анализа потребностей участников образовательного процесса;
• обогащение спектра форм, содержания, методов, технологий деятельности;
• изменение подходов и отношения УДОД к профориентационной деятельности в соответствии с современными требованиями.
Таким образом, выявленные в ходе исследования особенности и актуальные проблемы дополнительного образования детей можно рассматривать как основу необходимой позитивной динамики развития ЦДТ как открытой образовательной социокультурной системы, ориентированной на создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в современном мире.
Предложения о внесении обоснованных корректив в программу развития ЦДТ, в действующие и разрабатываемые программы, деятельность администрации и педагогов ЦДТ:
1. Расширить и совершенствовать различные формы сотрудничества, разработать механизм взаимодействия школ и ЦДТ.
2. Разработать критерии оценки деятельности педагогов дополнительного образования с учетом реализации образовательных потребностей всех участников образовательного процесса.
3.Усилить психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
4.Создать условия (как методические, так и организационные) для углубления работы по индивидуальным образовательным маршрутам и другим формам индивидуальной работы с одаренными детьми.
5. Создать условия для более полного использования воспитательного потенциала образовательного процесса в ЦДТ (проведение массовых мероприятий для воспитанников и их родителей; создание, поддержка и развитие традиционных мероприятий для воспитанников; проведение мастер-классов и др.).
6. Расширить спектр образовательных программ детских объединений.
7. Создавать наиболее благоприятные условия для личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.
На основании выводов мониторинга рекомендуется составление планов работы и программы развития ЦДТ.
Список используемой литературы:
1. Информационно-методический бюллетень. № 3, 2007 г. Санкт-Петербург, «Про-Пресс».
2. Дополнительное образование и воспитание. №11, 2007г., Москва, «ООО Витязь-М».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценностное самоопределение обучающихся как отражение социального заказа
Данный проект был аппробирован в качестве региональной опытно-экспериментальной площадки.Получил положительные отклики....
Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях
Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...
Мониторинг социального заказа на образовательные услуги ЦДТ
Статья из опыта работы ЦДТ...
Самоуправление детей и учащейся молодежи как социальный заказ
Самоуправление детей и учащейся молодежи как социальный заказИз книги «Организационно-правовая база деятельности органов самоуправления детей и учащейся молодежи»Т.Н.Доценко Организация деятельно...
Социологическое исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования, социальный заказ на дополнительное образование»
В конце учебного года проводили анкетирование среди обучающихся на удовлетворенность качеством предоставляемых услуг.Предоставляю результат исследования в виде диаграммы....
Социальный заказ как определяющий фактор в развитии образовательной среды в ЦДТ
Арсенал комплексных методик педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями, направленных на преодоление проблем чрезвычайно широк, и выбор педагогической технологии зависит как от самого ребен...
Статья ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД – ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в ГПД - важный компонент социального зауказа для образования...