Обобщение педагогического опыта работы
материал на тему

Бровцев Евгений Михайлович

Проблема, над которой я работаю «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни».

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

преподавателя физической культуры и ОБЖ

ГБПОУ РМ «Атяшевский аграрный техникум»

отделение Дубенское

Дубенского муниципального района Республики Мордовия

Бровцева Евгения Михайловича

Проблема, над которой я работаю «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образа жизни».

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей не наносило ущерба здоровью детей.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность проблемы, над  которой  я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма.  Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.

Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации  задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия. Физические упражнения позволяют «выравнивать» недостатки физической подготовленности обучающихся.

Всего этого можно добиться только на основе взаимосвязи урочных форм занятий с внеклассными. На каждом уроке физической культуры следует отводить до 15-18 минут времени для воспитания физических качеств, с обязательным контролем домашних заданий.

Главная цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности, закрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт, активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).

Перспективность моего опыта это, прежде всего, создание нового подхода к уроку физической культуры, базирующегося на идеях личностно-ориентированного и проблемного обучения, использование новых инновационных направлений на уроках физической культуры, которые формируют у учащихся мировоззрение здорового образа жизни, воспитывают культуру здоровья. Для этого организуются самостоятельные занятия со здоровье сберегающей направленностью. Применяю физические упражнения для профилактики заболеваний, «лечебную физкультуру», выполнение занятий на свежем воздухе, игры, турпоходы и т.д. Проведение комплексной диагностики физического здоровья учащихся, обрабатывается и анализируется для дальнейшего учебного планирования, результаты доводятся до учащихся, их родителей. Все эти технологические подходы, будут в огромной степени повышать активность в этом процессе самих учащихся, будут успешно развиваться и оздаравливаться, достигая при этом высоких результатов в спортивной деятельности учащихся.

Концептуальность 

Принципы здоровьесберегающей педагогики, приоритетом которой является грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Работа построена на принципах:

  • Принцип ненанесения вреда – построение образовательного процесса так, чтобы здоровье детей не только сохранилось, но и улучшалось;
  • Принцип действенной заботы о здоровье детей – все  происходящее в образовательном учреждении – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями – должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся;
  • Принцип триединого представления о здоровье – подходить к категории здоровья как единству физического, психического и духовно-нравственного здоровья;
  • Принцип непрерывности и преемственности – проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке;
  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала индивидуальным возможностям учащегося;
  • Принцип контроля результатов, основанный на получении обратной связи, проведение диагностики, мониторинга здоровья.

Как преподаватель физической культуры и ОБЖ, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды. Воспитание направленности студентов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций: учебно-познавательной, ценностно-смысловой, общекультурной, информационно-коммуникативной, личностной.

Ведущая педагогическая идея

Цель физического воспитания в нашем техникуме – овладение студентами основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательной активности. Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни  работаю как на уроках физкультуры, так и через систему воспитательной внеурочной работы. Внеклассная работа по физическому образованию и воспитанию – главный фактор школьной спортивной жизни.  Это проведение спортивных секций,  соревнований между классами, проведение спортивных суббот, дней Здоровья, участие в муниципальных и республиканских соревнованиях.  

     Моя педагогическая идея -  использование физической активности учащихся, приобщение к здоровому образу жизни, которые направлены на  освоение учеником общественных норм и ценностей путем организации, проведения и участия во внутритехникумовских, муниципальных и российских соревнований.

Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько. В пособии известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровье сбережения, приводится конкретная программа здорового образа. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К. Смирнова, основное содержание понятия «здоровье сберегающая образовательная технология». В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.

Технология опыта

Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровье сберегающих технологий в своей работе. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого- педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

В.И. Ковалько пишет, успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга  как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у студента основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровье сбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровье сбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй. Этап углубленного изучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех общеобразовательных организациях. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания.

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности.

Большое внимание уделяю физическому воспитанию лиц с интеллектуальными нарушениями развития. Основными задачами работы в данном направлении считаю:

- формирование спортивной культуры у обучающихся, имеющих ограниченные возможности, освоение ими мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры;

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

-  выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.  

Результативность

Я провожу большую спортивно-массовую работу, веду широкую пропаганду физической культуры и здорового образа жизни среди студентов.

В рамках ежегодного месячника физкультуры и спорта я провожу спортивные праздники с участием студентов и преподавателей техникума «День здоровья», спортивные праздники, посвященные Дню Защитника Отечества, внутритехникумовские турниры по футболу, волейболу, настольному теннису. Уже стало традицией, что День учителя проходит в спортивном режиме под девизом «Спорт. Здоровье. Красота». Эти мероприятия способствуют формированию таких качеств характера у детей, как упорство, коллективизм, чувство товарищества.

Следует отметить высокую организацию проведения спортивных состязаний, заинтересованность всех участников, активность болельщиков. В техникуме постоянно проходят соревнования по различным видам спорта, на которых совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье студентов и отбираются сильнейшие для участия в районных, республиканских соревнованиях.

Я руковожу спортивными секциями «Футбол», «Легкая атлетика», основной задачей которой является привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье, психику ребенка.

В своей работе стремлюсь к постоянному совершенствованию педагогического мастерства посредством изучения опыта коллег, новинок педагогической литературы, профессиональной периодики, ресурсов Интернет. Накопленным опытом делюсь с коллегами: выступаю на заседаниях ШМО, педсоветах, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые получают высокую оценку коллег.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся

В 2016-2018 учебном году студенты нашего техникума принимали участие в заочных олимпиадах по физической культуре от проекта «Русская матрешка», Видеоурок и заняли призовые места.

Гужов Олег занял 1 место во Всероссийская онлайн - олимпиаде по физической культуре «Основы здорового образа жизни».

Гарькин Дмитрий и Косынкин Василий заняли 1 места в «Олимпиаде по физической культуре» от проекта Videouroki.net.

Студенты нашего техникума занимают призовые места в Открытом первенстве городского округа Саранск по армреслингу и гиревому спорту, в зональном этапе Республиканской Спартакиады «Старты надежд».

Среди республиканских соревнований можно отметить:

  • Призовые места на Чемпионате и Первенстве Республики Мордовия по легкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями
  • Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» - 3 место
  • Традиционный легкоатлетический пробег, посвященный Великой Победе ПРОБЕГ ПОБЕДЫ – 1 и 3 места
  • Муниципальные соревнования по шашкам «Чудо шашки» - 1 место
  • Республиканские соревнования по легкой атлетике – 2 место
  • Зональный этап Республиканской Спартакиады «Старты надежд» (легкая атлетика) – 2 и 3 место
  • Открытое первенство городского округа Саранск по гиревому спорту – 1 место
  • Зональные соревнования по волейболу среди обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях РМ в зачет 9 Спартакиады – 2 место
  • Соревнования по легкой атлетике в зачет 10 Спартакиады среди обучающихся профессиональных образовательных организаций РМ – 3 место
  • Соревнования по армспорту в зональном этапе ежегодной республиканской Спартакиады «Старты надежд» - 2 место

Владимиров Александр занимает призовые место на российских соревнованиях по легкой атлетике (спорт ЛИН):

  • Первенство России по легкой атлетике (спорт ЛИН) – 3 место в эстафете 4 х 400 м. (г. Йошкар-Ола) 2016 г.
  • Чемпионат России по легкой атлетике (спорт ЛИН) прыжки в высоту (г. Саранск) 2017 г. – 1 место.
  • Чемпионат России по легкой атлетике (спорт ЛИН) прыжки в высоту (г. Саранск) 2017 г. – 1 место.

Новиков Антон занял 1 место в Первенстве России по пауэрлифтингу (спорт ЛИН) – 1 место.

Яушкин Григорий – 3 место в Первенстве России по легкой атлетике (спорт ЛИН) 2018 г.

Трудности и проблемы при использовании опыта

1. Большую трудность вызывает наблюдение за уровнем физической подготовленности обучающихся.

2. Вызывает трудность проведения спортивных соревнований для обучающихся с низкой физической подготовкой.

3. При организации обучения по формированию индивидуального здоровья  обучающихся много времени отводится по составлению карточек для использования  общеразвивающих  упражнений без предмета и с предметом.

4. Преподаватель  должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.

5. Проведение уроков с учетом индивидуальных особенностей студентов.

Адресная направленность

Данный опыт может быть интересен учителям физической культуры. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Использование технологии д.м.н. В.Ф.Базарного «Сенсорное раскрепощение и здоровое развитие» в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями.

«Здоровье - категория педагогическая»В.Ф. БазарныйЗдоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...

Обобщение педагогического опыта работы

Представлен опыт работы по программе "Мой родной город"...

Обобщение педагогического опыта работы

Обобщение педагогического опыта работы,  где представлены различные технологии, используемые в образовательном процессе...

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Обобщение педагогического опыта работы

Тема опыта: Интернет - ресурсы в совершенствовании познавательной активности учащихся на уроках английского языка.   Идея опыта:  создание интерактивной учебной  среды для фор...

Из обобщения педагогического опыта работы.

Авторский методический материал и публикации (статьи, разработки, пособия....)...