Опыт педагогического сопровождения творчески одарённого ребёнка к успеху
методическая разработка

Валентина Павловна Новикова

Опыт педагогического сопровождения творчески одарённого ребёнка к успеху

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pedpodderzhki.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА К УСПЕХУ

Нет пути к успеху. Успех и есть путь к своим талантам.

И, ежедневно делая шаги по этому пути,

вдруг задумываешься над правильностью

парадоксальной мысли:

«Успех - это успеть» (М. И. Цветаева).

А если не успеть? Страшно даже подумать, что тогда может произойти. Тогда ты ступишь на тропу, ведущую к самой настоящей трагедии, потому что мечта души, «умысел наш самый тайный», не сбудется. Но это уже из области «вечных проблем», а я не хочу рассуждать: моё дело - действовать, потому что я - учитель и мой долг - помогать каждому ребёнку УСПЕТЬ.

Сопровождение творчески одарённого ребёнка, на мой взгляд,- деятельность государственного масштаба, ведь только творческая личность имеет способность к великим открытиям, прозрениям и становится «совестью нации» (А. И. Герцен). И, если у педагога хватит духовных сил и профессиональной компетентности не только открывать таланты, но и направлять их шаги на тропу созидания и успеха, мы станем процветающей нацией и непобедимой могучей державой, которой нет равных во всем мире.

Творческая одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одарённости, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема психолого-педагогической диагностики и развития высоко одарённых и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одарённости и ответственности за их творческую самореализацию остаётся актуальной до сих пор.

Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей; тут и соответствующая подготовка педагогов ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами.

Приоритетным направлением развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одарённых детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании. Один из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны,- это налаженная система поиска и обучения творчески одарённых индивидуумов.

Стремление к совершенству, к самостоятельности и углублённой работе, нестандартное мышление и склонность к творчеству - эти психологические особенности одарённых детей определяют строгие требования к атмосфере занятий, к методам обучения и к самому педагогу-наставнику. По силам ли это неподготовленному педагогу? К сожалению, чаще всего нет. Неподготовленные педагоги не замечают в толпе сверстников творчески одарённого ребёнка, прежде всего, потому, что не знают его психологических особенностей. Чаще неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к одарённым детям, так как такие учащиеся, как правило, нешаблонно мыслят, ставят в тупик своими вопросами, не отличаются старательностью и исполнительностью, нередко относятся к группе так называемых «психологически трудных», а также создают определённую угрозу учительскому авторитету. В случае педагогического сопровождения подобных учащихся вырисовывается проблема: одарённый ребёнок нуждается в особом, «своём» учителе, умеющем войти в резонанс с ребёнком.

Для того чтобы работа с одарёнными детьми была благотворной и успешной, необходимо:

- осознание важности педагогического сопровождения творчески одарённых учащихся каждым членом педагогического коллектива;

- создание и постоянное совершенствование системы педагогического сопровождения как учителем-наставником, так и всем педагогическим коллективом в целом;

- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с творчески одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы в современных условиях.

Следует отметить, что педагог, сопровождающий творчески одарённого ученика, должен обладать определёнными качествами: глубокое осознание ответственности за судьбу талантливого ребёнка; умение продуктивно реагировать на вызов, уметь воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам; готовность нести ответственность за принимаемые решения в сопровождении творчески одарённого ученика; стремление к интеллектуальному самосовершенствованию; готовность учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сопровождению творчески одарённых детей учителя МБОУ «Клязьмогородецкой школы» Рахматуллиной В.Е. (на 2015-2016уч. года)

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является развитие системы поддержки талантливых детей, где ...

Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной сист...

презентация "Технология "резонанса" и педагогическое сопровождение творчески одарённых детей"

В работе с одарёнными детьми существует множество форм, методов, технологий. Технология "резонанса" может стать основополагающей. В презентации указаны этапы технологии и формы работы учителя в рамках...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Алгоритм создания психолого-педагогического сопровождения творческого развития личности в образовательном пространстве

В данной разработке я предлагаю алгоритм создания психолого-педагогического сопровождения творческих детей , педагогов и родителей на базе школы...

Педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ (умственная отсталость).

Родитель склонен восприниматьпедагога как панацею от всех своих бед, которые чудесным образом сразу исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекци...

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных...