Содержательный элемент "Имя собственное" в функции заголовка
статья

Калашникова Людмила Александровна

В современном литературоведении заголовок рассматривается

как основной компонент рамки литературного произведения,

дающий читателю представление о произведении. Он важен как в тематическом, так и в концептуальном плане.

    Как   правило  на  заголовок  внимание  не  обращаем.

Актуальность  подхода  в  том  и  состоит, что литература  должна  воспитывать  думающего  человека-читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yushka_statya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

        Содержательный  элемент «Имя  собственное»

        в  функции  заголовка.

     В современном литературоведении заголовок рассматривается

как основной компонент рамки литературного произведения,

дающий читателю представление о произведении. Он важен как в тематическом, так и в концептуальном плане.

    Как   правило  на  заголовок  внимание  не  обращаем.

Актуальность  подхода  в  том  и  состоит, что литература  должна  воспитывать  думающего  человека-читателя.

     В функции заголовка частотны антропонимы, т.е.

имена собственные. Их задача - сообщить о персонаже, главном действующем герое. По Гальперину Р.И., заголовок-имя

собственное  передает так называемую фактуальную информацию,

т.е. тему произведения. Имя собственное, «проходя» через текст, выходит из него семантически и ассоциативно нагруженным.

однако в художественном тексте  семантически и ассоциативно  обогащается. Персонаж, обозначенный данным именем, является носителем определённой авторской идеи, концепта, а само имя становится обобщённым обозначением типического, символом, например, Обломов, Плюшкин,  Хлестаков. Специфика имени собственного в функции заголовка в том, что идея (концепт) автора, воплощением которой является герой-носитель имени собственного, актуализируется не прямо, а через эволюцию персонажа в произведении.

     Анализ литературного произведения можно начинать с

заголовка. Тем самым создается возможность входа в текст через рамочный знак – заголовок, формируется понимание важности этого элемента в интерпретации содержания литературного произведения.

     На первоначальном этапе работы над текстом произведения ставится проблема (актуализация вопроса, вовлечение учеников в познавательный процесс, вызов, обнаружение «точек удивления». Точка удивления – мотив поиска в технологии «Диалог культур» В.С. Библера; используется в технологии «Критическое мышление»). Обе технологии обнаруживают много общего, главное для них – приоритет отдается тексту. Постижение его возможно с помощью осмысления прочитанных фрагментов (пофрагментное чтение с последующим осмыслением – метод в технологии КМ). Желательно сопроводить анализ словами И.С. Соколова-Микитова (1892-1975) «Слабый может быть очень жестоким. Жестокость и есть признак слабости. Уверенному в своей силе зачем быть жестоким? Он милостив, доброжелателен, добродушен и добр», - записав их на доске.

     Вы уже читали отрывок из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» «Данко» и рассказ Л.Н. Андреева «Кусака». В пятом классе знакомились с произведением Андрея Платонова «Никита».

Можно было по заголовкам догадаться, о чем (о ком) пойдет речь во всех этих произведениях? Какие имена использованы в качестве заголовков?

     Заголовок помогает сразу уловить тематику текста. Имя собственное называет героя.    

     Прочитайте справочный материал в учебнике (с. 289-290), что такое «герой литературного произведения».

     Это действующее лицо, персонаж произведения, участник описываемых событий.

     Прочитайте заголовок рассказа А. Платонова. Можно догадаться, о ком пойдет речь в рассказе? Вызывает ли у вас представление о чем-либо слово «Юшка», как, например, слова «стол», «море», «Никита»? Может, вы раньше  встречали это слово? Похоже ли оно чем-либо на слово «Данко»? Кого можно назвать Юшкой?

     Юшка не вызывает представления о каком-либо предмете. Наверное, это имя собственное, так можно назвать животное, например, собаку или кошку.

     

    Второй этап – постижение, освоение текста. Текст читается фрагментами.

     Прочитайте начало рассказа.

     Юшка – это «старый на вид человек». Юшкой называют его «все люди».

     А как на самом деле звали Юшку?

     Ефим.

     Как принято обращаться к старым людям?

     По имени и отчеству.

      Как можно охарактеризовать людей, которые так пренебрежительно обращаются к другому человеку?

      Это невоспитанные люди.  

     Опишите Юшку (в описании героя основное внимание уделено его внешности - рост, сложение. Необходимо активировать фоновые знания детей о мире). Вызывает ли Юшка у нас сочувствие?

      Юшка вызывает сочувствие, сострадание.

      Подручный кузнеца должен быть физически сильным, крепким, здоровым человеком, потому что работа в кузнице тяжелая.

      Юшка очень беден (не пил чаю и не покупал сахару, годами без смены носил одну и ту же одежду).

      Есть такая поговорка: «Встречают по одежке». Дает ли право плохая, бедная одежда, слабосильный вид пренебрежительно относиться к человеку?

      Люди созданы равными, у всех одинаковые права на уважение, и никто не дал нам права свысока, с пренебрежением относиться к другому человеку только потому, что тот слабее нас. Напротив, если человек трудно, если он беден, слаб, это вызывает сострадание и сочувствие.

       Как относились к Юшке дети?

       Называли его пренебрежительно Юшка, бросали в него сухие ветки, камешки, сор…

Как относились к Юшке дети? Почему дети удивлялись, что Юшка

«не серчает на них?» Называли пренебрежительно его (Ю.),бросали

в него сухие  ветки, камешки, сор, толкали, делали ему больно.Дети

хотели, чтобы Юшка « отозвался им злом». Он не ругал их, не гнался за ними с хворостиной, « как делают все большие люди».    

      Как относились к Юшке взрослые? Охарактеризуйте их речь.

      Взрослые били его так, он «потом долго лежал в пыли на дороге». Речь их грубая, оскорбительная, унижающая человеческое достоинство      

       Как можно охарактеризовать людей, позволяющих себе такое отношение к другому человеку?

       Это не просто невоспитанные, но безжалостные, жестокие люди, их бесчеловечность вызывает у читателя возмущение и протест.

       Почему все – и дети и взрослые – мучили и терзали Юшку? Почему Юшка терпел такое отношение? Почему Юшка уговаривал детей и молчал в разговоре со взрослыми? Почему Юшка никому

не сказал, что воспитывает сироту?

   Самостоятельная  исследовательская работа.

   Разделим учеников на группы и предложим задуматься над    

   смыслом  рассказа « Юшка» и ответить на волнующие вопросы.

   Раздадим толковые словари, предложим воспользоваться ими.

Из «Нагорной проповеди» ( Евангелие от Матфея)

«Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам; любите врагов ваших, благославляйте  проклинающих вас, благотворите ненавидящим

вас и молитесь за обижающих вас и гонящих…».

                 Из повести Л.Н. Толстого «Детство».

«Это был юродивый и странник Гриша.

Откуда был он? Кто были его родители? Что побудило его

избрать странническую жизнь, какую он вёл? Никто не знал

этого. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком,

посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит,

и говорит загадочные слова, что никто никогда не знал его в

другом виде ,что он изредка хаживал к бабушке и что одни

говорили, будто он несчастный сын богатых родителей, а другие,

что он просто мужик и лентяй».

«-Я на это тебе только одно скажу: трудно поверить, чтобы человек ,который, несмотря на свои шестьдесят лет, зиму и лето

ходит босой и, не снимая, носит под платьем вериги в два пуда

весом и который не раз отказывался от предложений жить

спокойно и на всём готовом,- трудно поверить, чтобы такой

человек всё это делал только из лени».

             

           Из книги Георгия Федотова «Святые Древней Руси».

Русский народ особенно чтил юродивых, блаженных. Юродивые словно отдавали себя на посмеяние миру, искупая людские грехи,

совершали подвиг смирения. Цель юродства- «служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облечённой пророчеством».

При царе Фёдоре Ивановиче в Москве подвизался юродивый по

Прозвищу Большой Колпак. Иоанн построил себе келью у церкви и  в ней   спасался, увешав своё тело веригами и тяжёлыми кольцами.

Он любил подолгу смотреть на солнце ,помышляя о «праведном солнце». Дети и безумные люди смеялись над ним, но он не наказывал их и с улыбкой предрекал будущее.

 

 

       Люди чувствовали, что он непохож на них. Своей кротостью Юшка тревожил и смущал их. Юшка считал, что люди любят его, но «просто не умеют любить человека и не знают, что делать для любви». Детей можно научить, намного сложнее сделать это по отношению со взрослым.

       Любил ли Юшка людей?

      «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам» - значит, он любил все живое – людей, цветы, деревья, стрекоз, жуков… Если бы Юшка ненавидел людей, он не всматривался бы подолгу в «лица» мертвых бабочек, «чувствуя себя без них осиротевшим». (Примечание: в этом фрагменте ключевым для понимания, что Юшка любил людей, является слово лицо). Юшка вынужден скрывать свою любовь к людям, которые не умеют любить.

        Когда Юшка «осерчал» в первый раз в жизни? Как вы понимаете ответ Юшки «веселому прохожему»? О каком законе говорит Юшка? Что такое юрод?

        Человек приходит в этот мир не по своему желанию, поставлен жить родителями, а рождается «по закону» Божиему – значит, без тебя, без меня на свете нельзя.

Из «Российского  энциклопедического словаря».

Юродивые на Руси- аскеты, обладавшие, по мнению верующих,

даром порицания. В народе почитались святыми. Некоторые из

них канонизированы Русской православной Василий Блаженный,

живший в 16 веке.

Аскет- человек, который ведёт аскетическую жизнь. Аскетизм-

строгий образ жизни с отказом от всех удовольствий; добровольное перенесение физический боли, одиночества, присущее

практике различных философских школ и религий. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей,

сосредоточенности духа, в христианстве- соучастие в «страданиях» Христа.     

        При жизни Юшки все его били и издевались над ним, но «к телу умершего пришли все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его». Почему знающие Юшку сначала названы «все люди», а потом «весь народ».

      Юшку, действительно, любили люди, знавшие его, – потому они и пришли проститься с ним. Они чувствовали, что с ним ушло нечто недоступное их пониманию, нечто такое, без чего становится жить хуже. Злоба, ожесточение разъединяют людей, а любовь объединяет – это уже не отдельные люди, а народ.

      Почему о Юшке вспомнили снова? Знал ли Юшка, что нужно делать для любви? Почему Юшка так и остался в памяти людей Юшкой, а не Ефимом?

      Итог урока – этап рефлексии, размышления. В технологии КМ на этом этапе рекомендуется соотнести авторскую позицию с собственной.      

Автор поднимает рассказ об одном человеке до уровня широкого обобщения. Юшка видел лучшее, что есть в людях и деятельно помогал им тем, что воспитывал сироту. Юшка ведёт жизнь аскета

и творит милостыню тайно, как учил Господь. Та сила добра, которую вложил Юшка в воспитание девочки, вернулась к людям,

когда девочка стала врачом и приехала в город, «чтобы лечить того,

кто её любил больше всего и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца». Юшкино бескорыстие проявилось в том, что

девушка, ставшая врачом, « ни с кого не брала платы за свой труд».

   Хорошо, когда фаза «Рефлексии» становиться новым «Вызовом».

Круг замкнулся. «Давно, в старинное время, жил Юшка…И прошло

«с тех пор много времени», а врач лечит людей, «не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших».

 Имя  собственное  особый  знак, оно  может  наполняться  уникальным  содержанием. Прежде  Юшка  негодный  человек, а

к  концу  рассказа  это  содержание  ушло, «вымылось»  и  наполнилось  другим  смыслом, стало  ассоциироваться  с беско-

рыстием,  духовностью, силой  Духа.

  Кто  был  слаб,  тот стал  силен.

 

 

                              Список литературы:

Гальперин Р.И. Текст как объект лингвистического исследования.-

М., 1981.-

Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.

Санжадаева Г.С. Новые технологии на уроках литературы. Улан-Удз, 2006.

Введение в литературоведение./ Под редакцией Л.В. Чернец. М.,2000/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Методика преподавания урока по теме: «ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКОВ И ПОДЗАГОЛОВКОВ ТЕКСТА»

Проведение лабораторно-практической работы "Оформление заголовков и подзаголовков в тексте."...

Игра слов в английских газетных заголовках

Игра слов в английских газетных заголовках...

Феномен прецедентности в заголовках газет Республики Бурятия

Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» заметил, что «большинство людей не читают газетные материалы целиком, а ограничиваются лишь чтением заголовков и подзаголовков. Отсюда следует, что те, кто ...

Заголовки

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИОРАЗДЕЛ 1. Общие сведения о социальном педагоге.РАЗДЕЛ 2. Документы для проведения процедуры аттестации.РАЗДЕЛ 3. Владение современными образовательными технологиями и методиками, э...

ИЗО 6 класс. Составление заголовка к стенгазете

Цель: Знакомство с приемами декоративно-графического оформления стенгазеты.Задачи:образовательные:     развитие графических навыков, цветоощущения коррекционно - развивающие: ...

структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего образования

Доклад на ШМО учителей - предметников на тему "Структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего обра...

План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Типы заголовков. Влияние заголовка на содержание текста»

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему "Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста", на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков...