Конспект открытого занятия для молодых специалистов "Учусь общаться"
план-конспект занятия (5 класс)

Баталова Светлана Викторовна

Конспект занятия для обучающихся 5-х классах, для профилактики дезадаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_uchus_obshchatsya.docx238.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений Автозаводского района

г.о. Тольятти

«ШКОЛА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Конспект

открытого занятия для молодых специалистов

в рамках профилактики дезадаптации посредством реализации занятия

«Учусь общаться»

на базе МБУ «Школа № 32» г.о. Тольятти

Подготовил:

Баталова Светлана Викторовна,

педагог-психолог

ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

Цель: формирование дружелюбного, терпеливого и уважительного отноше-ния к личности каждого участника, развитие умения видеть уникальность каждого человека, формирование навыков позитивного, созидательного общения.

Задачи:

1. развить коммуникативные навыки у детей

2. создать возможность для самовыражения

3.  учить регулировать свое поведение в коллективе

4. формировать навыки этического общения

Ход занятия.

1.  Разминка

Ведущий:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро!  -улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о том, без чего мы не сможем существовать и развиваться в правильном направлении, об очень важном в нашей жизни. Но…в начале давайте выполним упражнение.

1. Упражнение-разминка.  Проговорите фразу: «Меня зовут… » (назовите себя) следующим образом:

Смело и решительно.
С угрозой, чтобы все вас начали бояться.
Вежливо, чтобы не привлекать внимания.

(Дети выполняют задание).

Ведущий: Кто ни будь уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей).

Давайте выполним ещё одно задание.

2. Головоломка

D:\data\articles\56\5692\569229\img1.jpg

Ответ:  Язык до Киева доведёт.

- Очень хорошо! Кто ни будь уже догадался, какая тема нашего занятия?

Правильно. Общение.

  Упражнение «Собери слово»

Предлагаю выделить в каждом слове первую букву:

  • О – объединение, открытость
  • Б – близость, безопасность
  • Щ – щедрость
  • Е – единение
  • Н – необходимость, нужность
  • И – искренность
  • Е – единомыслие, единство.

Ведущий: Столько хороших, важных слов скрывает в себе понятие «общение».

2. Работа по теме

Информация к размышлению

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.

                                                                                                      Ф. Ларошфуко

Ведущий объясняет учащимся, что учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Упражнение «Мой круг общения» (10 - 15 мин.)

Каждому ребенку выдается лист формата А4, на котором нарисованы круги разного диаметра, один внутри другого, а в центре расположена буква «Я» ( Приложение 1). Также детям выдаются вырезанные из цветной бумаги звездочки, сердечки и домики. Ребятам предлагается положить эти заготовки на лист, предварительно написав на сердечках имена друзей, на домиках - имена родных, а на звездочках - имена знакомых. Наклеивать можно ближе или дальше от буквы «Я», в зависимости от интенсивности общения с этим человеком.

Когда работы закончены, ведущий задает вопросы:

- Какое количество людей входит в ваш круг общения, сосчитайте?

- Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью.

-Как эти люди могут помочь вам, и чем вы можете им помочь?

- Кого бы вы хотели  расположить поближе к себе? Почему?»

После обсуждения ведущий подводит итог выполненной работе: «Общение является важной частью жизни каждого из нас, и рядом с нами всегда находятся те люди, на чью помощь мы можем рассчитывать. А также и мы в свою очередь можем помочь им. В этом и состоит ценность общения». Однако, мы с Вами живём в социуме и нас окружают и много других людей.

– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?
– Что нужно для того, чтобы общение было позитивным? 
– Какие черты характера помогают нам в общении, а какие нет? 
– Нужно ли учиться общению? 
– Как вы считаете, для чего это нужно? 
– Зачем нужно знать себя и свои сильные и слабые стороны?

В ходе дискуссии подводим учащихся к выводу о том, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. И в этом нам помогают положительные черты характера, позитивное отношение к друг другу, умение выслушать, уважение. Мы остановились на чертах характерах человека. Давайте с вами попробуем составить звездную карту своих качеств. Но не забывайте, что они побывают положительные и отрицательные, постарайтесь критически отнестись к себе.

 Упражнение «Моя вселенная» (возможности личности).

Цель: способствовать позитивному самовосприятию.

В центре листа формата А 4 нарисована планета с буквой «Я»,  вокруг этой планеты нарисованы звёзды, на которых они пишут свои положительные и отрицательные качества. Участникам даётся задание написать в звездочках 10 определений, отвечающих на вопрос «Какой я?» и являющихся их характеристикой ( Приложение 2). Качества выводятся на слайде

«Я – ...»  

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ

– Каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных? 
– У кого больше положительных? 
– А у кого есть хоть одно отрицательное качество вашего характера? 
– Вы хотели бы, чтобы у вас не было этих отрицательных качеств? 
– А вы хотели бы приобрести какие-то качества? 
– А теперь давайте составим звездную карту нашего класса. 
(Дети прикреп-ляют на доску свою звёздную карту)

 Упражнение «Ярмарка достоинств»

Цель: формировать адекватную самооценку.

Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ (Приложение 3). Психолог предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, или написать достоинства, которыми он мог бы поделиться. На другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотели бы приобрести.

Детям предлагается продать свои положительные и отрицательные качества. Дети должны убедить остальных ребят, что именно эти качества необходимо купить.

Затем проводится обсуждение:

– Что удалось продать? 
– Что было легче продать отрицательные или положительные качества? Почему?
– Какие качества вы не смогли продать? Почему? 
– Как вы считаете, нужно ли смелость для того, чтобы признать свои недостатки?

После обсуждения психолог подвожу ребят к выводу о том, что не надо бояться признавать свои недостатки, – это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее и старается бороться со своими недостатками, приобретать как можно больше положительных!

– Мы сейчас говорили о себе, давали себе самооценку. А вам хочется знать, что думает о вас одноклассники, какие качества они видят в вас? 
– Вам приходилось получать телеграммы? Давайте отправим телеграммы в адрес друг друга.

3. Итог занятия

Упражнение «Телеграмма»

Цель: формирование навыка позитивного восприятия друг друга.

Раздаю бланки «телеграмм» ( Приложение 4) с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нём сказать. Сыграйте роль почтальона вручите телеграмму.
Адресаты, получив сообщение, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

4.  Рефлексия

– Что узнали нового? 
– Чему научились? 
– Что было главным в нашем занятии?

Приложения

   

РОДНЫЕ                  ЗНАКОМЫЕ            ДРУЗЬЯ

 C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg                                     C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png                               C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.pngC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.png

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-1.jpg

Приложение 2

                                                             C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

                 C:\Users\S.S7\Downloads\2020-02-05-11-29-05.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\2020-02-05-11-29-05.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpgC:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

C:\Users\S.S7\Downloads\image-6.jpg

Приложение 3

Покупаю

Продаю

Приложение 4

Телеграмма

Кому_____________________________________________________

От кого ___________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия в эколого-краеведческом кружке «Тропинка». Тема занятия: "В лесу родилась ёлочка"

Цель: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, доказать ценность хвойных растений. Задачи: 1. Убедить в том, что без растений человечество прекратит своё существование. 2. Доказать незам...