Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы
статья

Подшивалова Светлана Михайловна

Данный материал рассказывает об использовании учителем тестов на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f4911.doc40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты как способ контроля знаний обучающихся

на уроках русского языка и литературы

        В межаттестационный период 2011-2015 гг. я работала по методической теме «Тесты как способ контроля знаний обучающихся на уроках русского языка и литературы». С 2016 г. я поменяла свою методическую тему, но технологию тестового педагогического контроля использую и сейчас.

       В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.

       Данная тема является актуальной, так как итоговой формой контроля знаний обучающихся по программам основного общего образования является ОГЭ, а по программам среднего общего образования – ЕГЭ,  основу которых составляют тестовые задания. Добиваясь поставленной цели, обучающиеся учатся работать с имеющимися тестами (в том числе и с ИКТ) и создавать собственные.

        Планируя свою деятельность, я наметила ряд задач по направлениям, которые способствовали успешности моей работы по формированию коммуникативной компетенции и личностных качеств обучающихся.

        В решении этих задач огромное значение имеет комплексная работа с тестом, а соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по содержанию, объёму и способу выполнения.

         В современной науке существуют разные подходы к пониманию теста, но всех их объединяют общие признаки, на основании которых можно определить        Тест (от английского слова test - проверка,  задание)  - как  система заданий, позволяющая измерить  уровень  усвоения  знаний,  степень  развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

        Успешному выполнению теста способствуют:

1. Надежность контрольного задания – это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических экспериментах показатель, как задания в целом, так и его частей.

2. Валидность (или адекватность целям проверки).

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста, построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались обучающимися и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню, заданному образовательным стандартом. При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Если обучающиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности. Другими словами, валидностью контрольного задания называется степень соответствия своему назначению.

Дидактическим тестом называется совокупность заданий, которые составлены в собирательной форме, предназначены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.

3. Определенность. После прочтения задания каждый обучающийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если обучающийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность.

4. Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.

5. Однозначность. Задание должно иметь единственно правильный ответ – эталон.

6. Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

        Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость. Язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника.

Это развивает у обучающихся:

-остроту ума,

-гибкость мышления,

-внимательность,

-собранность.

        В своей работе с обучающимися при составлении тестов использую различные виды заданий, которые позволяют определить, измерить уровень умения школьниками решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов обучающихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Для этого используются различные виды тестов.

        Вот некоторые из них:

        Входной тест (приложение 1) дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет не только определить, в какой степени школьники подготовлены для более глубокого усвоения очередной порции учебного материала, но и судить о том, какие меры следует принять для ликвидации пробелов.

        Промежуточный тест (приложение 2) провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания обучающимися определений, правил. Правильность своих ответов ученик может проверить, открыв нужную страницу школьного учебника. При этом осуществляется наиболее эффективная, целенаправленная корректировка знаний обучающихся.

         Итоговый тест (приложение 3) предназначен для заключительного контроля, использую после того, как уже проведены тренировочные упражнения на применение новых знаний. В такой тест включены вопросы для определения глубины теоретического материала, а не для его простого репродуктивного воспроизведения. Итоговый тест создается для того, чтобы оценить широкую область знаний, предполагаемую в конце обучения. Для того чтобы адекватно определить знания, итоговый тест обычно содержит задания, уровень трудности который выше, чем в других тестах.

         Хороший материал для контроля знаний можно найти на Образовательном сайте учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны: https://saharina.ru/ 

         У любой технологии есть достоинства и недостатки. Тестовая технология не является исключением.   

         Достоинства тестов:

- тест - это многофункциональный метод, объединяющий контроль и обучение;

- тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания обучающихся;

- с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого    объема зафиксированной информации в памяти испытуемого;

- тестирование разнообразит занятие;

- тестовые задания разной степени сложности позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их уровень   знаний;

- в ходе работы с тестом обучающимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности;

- тестирование развивает наблюдательность и догадку;

- тесты выявляют «зону ошибок обучающихся» с целью ее последующей ликвидации.

          Недостатки тестов:

- в тестовых заданиях знание догматизировано, в них нет творчества, интерактивности, совместного поиска истины;

- решение любого тестового задания содержит элемент случайности;

- тестовый контроль способствует фрагментарности знаний;

- тестирование стандартизирует знания и не развивает мыслительные навыки

обучающихся;

- тестирование проверяет информированность обучающегося о тех или иных фактах и не  дает представления о способностях и навыках школьника.

        Принципы и методика составления теста одинаковы для разных типов тестов, но отбор материала и уровень трудности должны видоизменяться в зависимости от назначения теста.

        Для успешного выполнения теста обучающимся необходимо знать:

- что такое тест, его виды;

- алгоритм действий;

- требования, которые предъявляются к тестам.

        При этом они должны:

- оценивать свои действия;

- формулировать своё отношение на основе проведённого анализа;

- самостоятельно определять свою личностную позицию и корректно выражать её.

         Методы и приёмы, которые я использую на своих уроках, способствуют накоплению знаний, которые необходимы при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

        Добиваться высоких результатов по своим предметам мне помогает умение распределять нагрузку, управлять вниманием обучающихся, учитывать особенности памяти и мышления, формировать интерес к предмету на основе творческой активности обучающихся. Эффективно внедряю в образовательную деятельность современные образовательные технологии. Стремлюсь совершенствовать свою деятельность, делать ее творческой, увлекательной, вовлекаю в этот процесс детей. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых обучающихся. Подготовку к ОГЭ и ЕГЭ строю на комплексном анализе текста. Большое внимание уделяю работе над композицией сочинения. Обучающиеся успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ.

         Вот каких результатов я достигла со своими учащимися, используя тестовую технологию в совокупности с другими:

2016 год:  ЕГЭ по русскому языку, средний балл 62; 2017 год - 71балл; 2018 год – 81 балл.

          Итоговый тест по русскому языку в 8 классе в 2017-2018 учебном году при 100% успеваемости составил 64% качества. По литературе в 10 классе при 100% выполнения, качество - 70%.  В 11 классе (2018-2019 уч.г.) в конце каждой четверти проводился тестовый опрос на знание художественных произведений по литературе, что дало определённый результат. Первая четверть - 76% качество выполнения теста, вторая четверть - 84%, третья четверть - 86%, четвёртая четверть – 92%.

         Анализ результатов показал, что работа с тестом развивает коммуникативные способности обучающихся, целенаправленность, активность, гибкость мышления, самостоятельность, интерес к предмету, самоконтроль. Способствует развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. Именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.

Приложение 1

5 класс. Русский язык.

Тест по теме «Имя существительное».

1. Что обозначает имя существительное?

А) предмет Б) признак предмета В) действие предмета

2. Изменяются ли существительные по родам?

А) да Б) нет

3. Найдите существительное, обозначающее явление природы:

А) соболь Б) свирель В) оттепель

4. Найдите существительное, обозначающее действие:

А) волейбол Б) бег В) бегать

5. В окончаниях каких существительных надо писать Е?

А) стремиться к побед… Б) поступить по совест…

В) идти по площад…      Г) играть на площадк…

6. В каком варианте употреблены существительные только 2 склонения?

А) затмение, иней   Б) черешня, родник    В) ветер, рожь

7. Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа?

А) шепот    Б) праздник   В) простор  Г) молодежь   Д) лодка

8. В каком варианте во всех существительных пишется Ь?

А) тиш.., (много) дач..  Б) сторож..., палач..   В) доч.., мыш..

9. Укажите существительное, которое имеют форму только множественного числа?

А) листва  Б) крестьянство   В) сырьё   Г) сливки   Д) детвора

10. Найдите несклоняемое существительное:

А) гостья  Б) книга  В) масса   Г) жалюзи   Д) апельсин

11. В окончаниях каких существительных надо писать О?

А) пришли с мяч..м       Б) быть молодц..м

В) идти с поклаж..й       Г) перед встреч..й

12. Определите падежи существительных в предложении:

Я встаю с первым лучом солнца.

А) Именительный и предложный      Б) Винительный и творительный

В) Творительный и родительный

13. Укажите существительное мужского рода:

А) метель  Б) постель   В) брошь  Г) шампунь   Д) вермишель

14. Каким членом предложения является второе существительное в данном предложении: Летний вечер близился к концу.

А) подлежащим    Б) дополнением    В) обстоятельством

15. Каким членом предложения является слово вьюга во 2 предложении?

Вьюга злится, вьюга плачет.

Вьюга снежная, напряди нам пряжи!

А) подлежащим    Б) дополнением    В) членом предложения не является

16. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Над существительными укажите падежи.

Ж..сткий волос, тёмной туч..й, в лютую стужу, любовался дворц..м, укрылся плащ..м, страниц.. повести, прож..вать в город…, прож..вать пищу, длинная ч..лка, богат л..сом, на огромном балкон.., полочка для книг, к..рзинка с цв..тами, комнатные р..стения, уд..вительный урожай моркови, прячет(?)ся в л..стве, прочитать книгу, играть в футбол, лё..кие облака, под..ехать к мосту.

Приложение 2

Тест для промежуточной аттестации

по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»

1.На месте какой цифры должна стоять запятая в предложении: Трудна стрельба по внезапно(1)вылетевшей из кустов(2) птице (3)подгоняемой криками охотников.

а) 1     б) 2        в) 3

2. Закончите  формулировку:

Причастный оборот – это ……..

А ) причастие с определяемым словом

Б ) несколько причастий в предложении

В)   причастие с зависимыми от него словами

3. Завершите  утверждение:

В предложении причастный оборот является……

а) сказуемым;   б) подлежащим;   в) определением;

г) дополнением;    д) обстоятельством

4. Найдите  в приведенных примерах причастия и укажите их буквы:

а) спелый     б) бушевать       в) рокочущий    г) синевший                

д) краснеть       е) весенний     ж) весна      з) расколотый

5. Выберите правильную   характеристику каждого причастия (Рядом с цифрой, соответствующей виду причастия, напишите букву подходящего слова)

а) смотрящим  б) нарисованное  в) колотый

1. Это причастие действительное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который сам производит действие;

2. Это причастие страдательное, т.к. оно обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

6. В каком предложении причастный оборот надо выделить запятыми?

а) Человек услышавший шорох насторожился.

б) Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.

в) От оттаявшей земли поднимался пар.

г) Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.

7.  В суффиксах каких страдательных причастий пишется е?

а) слыш_мого;     б) вид_мый;      в) огражда_мый;

г) оберега_мый;     д) движ_мый.

8. Найдите словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп;         б) проложенный геологами;

в) укрепил болт;    г) вырастив урожай;     д) запереть на замок.

9. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

а) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

б) Много тайн хранят леса, опаленные войной.

в) Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

г) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

д) Мальчик быстро шел по лесной дороге

10. Найдите словосочетание, в котором НЕ с деепричастиями пишется слитно:

а) (не) торопясь;      б) (не)доумевая по поводу случившегося;

в)  (не)отпуская от себя

Приложение 3

Итоговый тест в 9 классе

Прочтите текст и выполните задания 1-13.

     (1)Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и, слегка дотрагиваясь до шапки, спросил:

  1. - Вы позволите здесь присесть?
  2. - Ночка-то какая славная, — заговорил вдруг незнакомец.
  3. - Морозно... тихо. (5)Что за прелесть - русская зима! (5)Голос у него был мягкий, ласковый, старческий.

     (6) - А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, - продолжал незнакомец. (7)Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил вдруг прилив отчаянной злобы. (8)Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, нелепо размахивая руками и задыхаясь:

     (9) - Подарочки!.. (10)Подарочки!.. (11)Знакомым ребятишкам подарочки!.. (12) А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... (13)А у жены молоко пропало, и грудной ребёнок целый день не ел... (14)Подарочки!..

     (15) Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных, озлобленных криков старик поднимется и уйдёт, но он ошибся. (16)Старик приблизил к нему своё умное, серьёзное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьёзным тоном:

(17) - Подождите... не волнуйтесь! (18)Расскажите мне всё по порядку и как можно короче. (19)Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас. (20)В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю. (21)Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.

     (22) - Едемте! — сказал незнакомец, увлекая за руку Мерцалова. (23)Счастье ваше, что вы встретились с врачом. (24)Я, конечно, ни за что не могу ручаться, но... поедемте!

     (25)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (26)Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (27)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (28)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слёзы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок.

(29)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом... (30)Немного погодя явился и Мерцалов. (31)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи.

(32)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (33)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

(34) - Вот с этой бумажкой вы пойдёте в аптеку... давайте через два часа по чайной ложке. (35)Это вызовет у малютки отхаркивание... (36)Продолжайте согревающий компресс... (37)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, пригласите завтра доктора Афросимова. (38)Это дельный врач и хороший человек.

      (39)Я его сейчас же предупрежу. (40)3атем прощайте, господа! (41)Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнёсся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

(42)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, всё ещё не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (43)Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.

     (44)Так        как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

      (45) - Доктор! (46)Доктор, постойте!.. (47)Скажите мне ваше имя, доктор! (48)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

     (49) И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (50)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнёс:

(51)- Вот ещё пустяки выдумали!.. (52) Возвращайтесь-ка домой скорей!

     (53)Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...

     (54)В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего нежданного благодетеля. (55)На аптечном ярлыке, прикреплённом к пузырьку с лекарством, чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».

(56)Я слышал этот рассказ, и неоднократно, из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова - того самого Гришки, который в описанный мною сочельник проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (57)Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков и слывёт образцом честности и отзывчивости на нужды бедности. (58)И каждый раз, заканчивая своё повествование о чудесном докторе, он прибавляет голосом, дрожащим от скрываемых слёз:

(59)- С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. (60) Всё переменилось. (61)В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет. (62)Просто чудо совершил этот святой человек. (По Л. Куприну *)

  • Александр Иванович Куприн (1870-1938) - русский писатель.

1 каком предложении содержится информация, не соответствующая содержанию текста?

1. Семейство Мерцаловых жило в подвале.

2. Мерцалов был кротким и застенчивым человеком.

3. Доктор Пирогов назвал Мерцалову свою фамилию.

4. Гриша Мерцалов стал банковским служащим.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1. Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребёнка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.

2. Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов...

3. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки.

4. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счет.

3.Из предложений 33-34 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением -  «неполнота действия».

4. Из предложений 54-58 выпишите слово, в котором написание НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).

5.Замените разговорное слово «слывёт» в предложении 58 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6.Замените словосочетание «старческий голос», построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 2.

8.Среди предложений 26-30 найдите предложение с распространённым обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

9.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Счастье ваше,(1) что вы встретились с врачом. Я,(2) конечно,(3) ни за что не могу ручаться,(4) но... поедемте!

10.Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.

11.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мерцалов ожидал,(1) что после этих беспорядочных,(2) озлобленных криков старик поднимется и уйдёт,(3) но он ошибся. Мерцалов опомнился только тогда, (4) когда доктор уже был в коридоре, (5) и кинулся вслед за ним.

12.Среди предложений 30-40 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с придаточным определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

13.Среди предложений 45-56 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование ИКТ как современный способ подачи материала на уроках русского языка и литературы»

Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным и динамичным....

Нестандартные формы проведения контроля знаний на уроках русского языка как способ повышения эффективности обучения.

Нетрадиционные формы наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышают уровень владения знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизиру...

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способ-ностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Познавательная компетентность в сфере развития самостоятельных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочну...