Программа самообразования на 2018-2023 г.
рабочая программа

Шайхутдинова Зарема

Программа самообразования на 2018-2023 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_18-23.docx46.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

 «Рассмотрено»                                                                                  «Утверждаю»

Руководитель ШМО                                             Директор МБОУ

_____/И.А. Бикмухаметова/                                   « НШДС № 71» НМР РТ

                                                                                        _______/Ф.Я. Манихова/

Протокол № 1 от                                                                                Приказ № 102    от  

« 01 » сентября 2018 г.                                                                      «01 » сентября 2018 г.

        

 ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ

Шайхутдиновой Заремы Алиевны,

учителя начальных классов

высшей  квалификационной  категории

на 2018 - 2023 г.

                                                                    Программа   рассмотрена

                                                                    на заседании педагогического совета

                                                                    (протокол № 1 от «01» сентября 2018 года)

Личные данные

1.1.

Фамилия

Шайхутдинова

1.2.

Имя

Зарема

1.3.

Отчество

Алиевна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник (дополнительно указывается преподаваемый  предмет, специальность, для педагогических работников дополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы)

Учитель-логопед

1.5.

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №71» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

1998-2002 гг., с 2004 г. по сегодняшний день

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Г.Нижнекамск

1.7.

Стаж (педагогический)

24 года

1.8.

Стаж (по специальности)

12 лет

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии)  (реквизиты удостоверяющего документа)

2001, высшее, Татарский государственный гуманитарный институт, присвоена квалификация учитель начальных классов.  Диплом  ДВС №1642029 от 15.06.2001г

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

"Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» студентка направления «Дефектология (Логопедия)» (высшее образование). Приказ о зачислении №553/Н от 30.10.2020. Период обучения  2020-2023. Справка об обучении №174 от 14.09.2022.

1)Институт непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны, 1000 учебных часов, по специальности «учитель-логопед»,  диплом ПП № 965724, 18.03. 2008г.

2)Казанский инновационный университет им.В.Г.Тимирясова,  1058 учебных часов, право на ведение профессиональной деятельности в сфере тифлопедагогики, диплом КИУ _000000002140_2017 выдан 15.05.2018

3) АНО дополнительного образования «Образовательный центр «Каменный город», профессиональная переподготовка «Специальное (дефектологическое образование. Олигофренопедагогика», 340 учебных часов, диплом №590400014320 выдан  21.01.2021.

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

Высшая, 29.12.2017

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды,  год награждения)

Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Почетная грамота Учреждения дошкольного образования, г.Нижнекамск, 2001г.; Почетная грамота МБОУ «НШДС №71» НМР РТ, 2012; Почетная грамота Муниципального образования  НМР РТ, 2018г.; Почетная грамота МБОУ «НШДС №71» НМР РТ, 2021г.

Содержание

1. Пояснительная записка        5

1.1.        Условия возникновения данной проблемы, её актуальность        5

2.        Цель и  задачи самообразования        6

2.        Основные принципы и методы работы        6

3.        Ожидаемые результаты самообразования        8

4.        Направления по теме самообразования        8

5.        Перспективный план по теме самообразования        10

Литература по теме самообразования        12

Методическая тема МБОУ «НШДС №71»:

«Обеспечение качества базового дошкольного, начального образования, соответствующее государственному стандарту ФГОС ОВЗ, формирование ключевых компетенций, опыта социальной деятельности на основе повышения эффективности деятельности школы – сада по таким критериям, как качество, инновационность, интегрирование»

Тема самообразования:

 «Системный подход к обучению ребенка с нарушениями речевого развития»

Работа над  темой начата: 2018 – 2019 уч. г.

Предполагается закончить работу над темой: 2022 – 2023 уч. г.

1. Пояснительная записка

  1. Условия возникновения данной проблемы, её актуальность

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. В нашем учреждении, функционирующем для детей с нарушениями зрения,  у многих детей наблюдаются нарушения речи. Дети с речевыми нарушениями, это как правило, дети со слабой нервной системой,  у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Именно поэтому так важно с одной стороны внедрять в практику новые эффективные логопедические технологии, а с другой поддерживать эфффективность коррекционной работы посредством взаимодействия с семьями детей.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

            В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».     Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

       Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

  1. Цельи  задачи самообразования

Цель:

- изучение  современных разработок в осуществлении коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями и  значимостиэффективного взаимодействия с семьями детей с ОВЗ.

Задачи:

-изучение эффективных практических приёмов преодоления различных нарушений развития и их внедрение в систему коррекционно-развивающей работы;

-изучение взаимодействия специалиста с семьями воспитанников для достижения максимального эффекта в работе с ребёнком.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

  1. Изучение эффективных практических приёмов работы с детьми с ОВЗ.
  2. Изучение приемов работы ученых страны по работе с семьями детей.
  3. Внедрение в свою практику новых технологий.

  1. Основные принципы и методы работы

В логопедии в том числе используются  специальные принципы. Прежде всего это принципы учета этиологии и механизмов нарушения речи, учета структуры нарушения, дифференцированного подхода, поэтапного подхода. Важным принципом является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни. При логопедическом воздействии обязательно принимаются во внимание этиологические принципы, которые являются причинами появления различных нарушений. Это внутренние, внешние, биологические и социально- психологические факторы.

Таким образом в структуре социально-психологических факторов особенно важно наладить эффективное взаимодействие с семьями детей.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие;

- Индивидуальный подход, который необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

- Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

- Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

При исправлении нарушения речи большое внимание уделяется общедидактическим принципам воспитывающего направления; принципам систематичности, научности, наглядности, сознательности, индивидуального подхода и др.Важным принципом в работе учителя-логопеда является принцип учета личности ребенка, его способностей к развитию и формированию речи в нормальных естественных условиях общения и жизни. Таким образом, особенно актуально использование в работе эффективных инновационных технологий и внедрение их в практику работы учителя-логопеда.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников особенно актуальным становится использование таких технологий, которые при своей простоте не будут терять своей эффективности. При использовании технологий важно соблюдать общедидактические принципы:

  1. Системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всех структурных компонентов языка)

2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — ксложному).

3.Принцип индивидуального подхода в обучении (учёт индивидуальныхобразовательных потребностей и возможностей детей).

Учебная исследовательская работа:

1.Изучение инновационных коррекционно-развивающих  технологий для работы с детьми с нарушениями речи и  включение их в содержание  образовательного процесса.

2. Разработать информационное обеспечение  для организации взаимодействия с семьями детей с нарушениями речи (выступления на родительских собраниях, информационные листки для организации взаимодействия в домашних условиях, тезисы для бесед и индивидуального консультирования) .

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

- изучить опыт педагогов новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета, сетевых сообществ педагогов;

- участвовать  в работе конференций, вебинаров, семинаров по теме самообразования.

4. Участие в системе школьной методической работы:

- провести мастер-классы с  применением инновацинных технологий.

- установить творческое сотрудничество с учителями  - логопедами и учителями-дефектологами по вопросам темы самообразования.

- изучить передовой опыт учителей района по применению эффективных педагогических технологий.

- участвовать  в заседаниях ШМО, педагогических советах.

- практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей-логопедов, учителей-дефектологов, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.

- взаимные посещения занятий  с целью обмена опытом работы.

  1. Ожидаемые результаты самообразования

  1. Поддерживать и повышать эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.
  2. Разработать и провести мастер-классы по использованию эффективных коррекционно-развивающих технологий.
  3. Создать информационные листки для организации эффективного взаимодействия с с семьями детей.
  4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  5. Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном и личном сайте.
  6. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.

  1. Направления по теме самообразования

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

  1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования
  2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные  и сетевые издания.
  3. Повышать квалификацию на курсах повышения для учителей-логопедов, курсах переподготовки для учителей-дефектологов

регулярно

 

 регулярно

 

1раз в 3 года

 

 

Психолого - пепедагогическое

Совершенствовать свои знания в области  современной и специальной психологии и педагогики посредством изучения новых изданий, участия в работе конференций и вебинаров.

регулярно

Методическое

1.Совершенствовать знания современного тематического содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами образовательного процесса.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО.

4. Организовать работу с детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, страны посредством сети Интернет.

6. Посещать очно и дистанционно занятия коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев занятий, интересных приемов и находок на занятии.

9. Регулярно пополнять контент группы фото-, видео-, текстовыми материалами  на ресурсе сети Интернет для работы с семьями, в том числе дистанционной..

9. Проводить мастер-классы для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно

 

регулярно

 

 2020-2025

Согласно   плана МО

 2020-2025г

Информационно –

технологическое

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Уметь применять инфокоммуникационные технологии в специальном образовании при дистанционном образовательном процессе.

Регулярно

 регулярно

 

Охрана здоровья

Продолжать внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

  1. Перспективный план по теме самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного МО

2.Подписка на методическую литературу

3.Изучение литературы по данной теме.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2018-2019

1.Выступление на заседании школьного МО

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2019-2023

1.Выступление на заседании педагогического совета.

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2023

1.Выступление на заседании муниципального МО учителей, работающих с детьми с ЗПР, учителей-дефектологов по теме «Современные образовательные технологии в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми  ЗПР»

2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Консультативная помощь педагогам,  учащимся, семьям детей. 

4.Выступление на педагогическом совете по теме самообразования.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2020-2023

1.Проведение мастер-классов в рамках стажировочной площадки при реализации республиканской дополнительной программы повышения квалификации, обмен опытом работы на  личных сайтах  проектов «Образовательная социальная сеть. nsportal»,  «Инфоурок», «УРОК.РФ».

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте в сетевом сообществе сообществе «Образовательная социальная сеть. nsportal».

3.Участие в муниципальных семинарах «Вариативные формы организации взаимодействия с родителями, имеющих детей с ОВЗ», «Организация и анализ проведения уроков с применением инновационных технологий по предметам в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ОВЗ»

 

Литература по теме самообразования

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
  3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 182 с.
  4. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  В 3-х ч. Ч.3: Письменная  связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 119 с.
  5. Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых: практическое руководство для логопедов.  -  Ростов н / Д: Феникс, 2017. -141 с.
  6. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
  7. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  8. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  9. Козырева О.А.Логопедические технологии.  -  Ростов н / Д: Феникс, 2018. -192 с.
  10. Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ: методические рекомендации для работы с КИМП (программа «Мерсибо»)
  11. Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта/ Авт.-сост. А.П.Болдырева. – М.: АРКТИ, 2019 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя физкультуры Мухаметшина Азата Газизовича на период 2018-2023 годы.

Краткий обзор планов по самообразованию учителя физической культуры Мухаметшина А.Г. на ближайшие 5 лет трудовой деятельности....

План самообразования на 2018-2023 гг.

Предлагаю свой план саммобразования на 2018-2023 учебный год....

План самообразования на 2018-2023 годы

В плане  представлены основные перспективные направления работы по самообразованию на 2018-2023 годы по теме "Внедрение новых педагогических технологий в условиях реализации ФГОС"...

План по самообразованию на 2018-2023 г.г.

Методическая тема самообразования: «Инновационные методы и эффективные технологии в работе с детьми с ОВЗ и РАС»              Методическ...

План самообразования на 2018-2023 гг.

План самообразование...

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2018-2023 уч.г.г.

План самообразования "Внеурочная деятельность по родному (татарскому) языку как средство повышения мотивации к изучению предмета и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся&quo...