Программа "Все работы хороши"
методическая разработка

Программа направлена на формирование у детей с ОВЗ основ профессиональной культуры в различных видах труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vse_raboty_horoshi.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленск»

Рассмотрено на

на заседании МО:

________/_________/

«____»_____20_____г.

Принято на педагогическом

совете

Протокол №

от «_____»__________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:

___________/_____/

«_____»________20____г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

профориентационного курса

«Все работы хороши»

возраст обучающихся 7 — 14 лет

34 часа

Автор-составитель:

Морозова Нина Георгиевна

учитель

Смоленск

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

        Программа  профориентационного  курса  «Все работы хороши»  ориентирована  на  детей  младшего  подросткового  возраста  (7- 14 лет) , инвалидов  с  ДЦП , а  также детей  с  нарушениями  интеллекта.

        Особенность  программы   состоит  в  ознакомлении  детей  с  массовыми  профессиями, требованиями,  которые  они  предъявляют   к  человеку. А  также в определении   значения  профессий  в  современном  производстве,  истории их развития, содержании  труда,

предметах  и  орудиях  труда, выпускаемой  продукции, знакомстве  с  условиями  труда, объемом  специальных, общетрудовых  умений  и  навыков, которыми  должен овладеть  рабочий данной  профессии, системой   оплаты  и  льгот. Основное  внимание  уделяется  подведению  к  осознанному  выбору  профессии  и  определению  дальнейшего  пути  получения  образования  по данной  профессии.                                                          

        Программа  направлена  на формирование  у  детей  с  ограниченными возможностями здоровья  основ  профессиональной  культуры в  различных  видах  труда.

        Новизна  программы  заключается  в  получении  информации  о  мире профессионального  труда,  его  соотнесении  с профессионально  важными  качествами  для  успешного  освоения  профессиональной  деятельности.

        Актуальность  программы  заключается  в  том , чтобы  как  можно  раньше  создать условия  для  повышения  готовности  детей  с ограниченными  возможностями  здоровья к  профессиональному , социальному  и  культурному  самоопределению.

        Цель  программы: формирование  необходимых  для  выбора  профессии  знаний  и  умений.

        Задачи  программы:

- знакомство  с  массовыми  профессиями;

- формирование  реалистических  представлений  о труде  людей;

- расширение  кругозора  воспитанников;

- воспитание  уважения  к  труду  людей  разных  профессий;

- развитие  мыслительных  операций;

- активизация  речевого  развития.

      Программа  содержит  богатый  информационный  материал более  чем  по  30  профессиям, утверждает  ценности  позитивного  труда  на  здоровье  и  судьбу  человека.

В  игровой  форме  обсуждаются  вопросы  и  задания  по  различным  видам  трудовой  деятельности. В  программе  широко  используется  профессиографический  материал, интересные  исторические  факты, отрывки  из литературных  произведений, много  иллюстраций, стихов, пословиц и  поговорок, загадок, шарад, ребусов, кроссвордов, запутанных  рисунков.

        Используются  активные формы  и  методы  обучения. Занятия  проводятся  индивидуально   и  в  группах.

        Срок  реализации  программы  -  1 год.

        Занятия  проводятся  не  менее  одного  раза  в  неделю  по  одному  учебному  часу.

        По  окончании  изучения  программы  курса  воспитанники  будут  знать :

- что  такое  профессия,  специальность;

- познакомятся  более  чем  с  30  массовыми  профессиями;

- основные  профессиональные  качества  людей  этих  профессий;

- орудия  труда  и  условия  труда  специалистов  этих  профессий;

- где  можно  получить  профессию.

   

        Будут  уметь:                                                      

- находить  и  определять  профессию;

- рассказать  о  профессии;

- определять  профессиональные  качества;

- правильно  общаться  с  окружающими;

- классифицировать  и  сравнивать  профессии.

        Основными  способами  выявления  результативности  являются: наблюдение,  игра, конкурсы, турниры, соревнования.

                Подведение  итогов  программы  проходит  в  игровой, соревновательной  форме, где  воспитанники  должны  показать  свои  знания  мира  профессий.                                                                                                                                                                      

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРОГРАММЫ

Дидактический материал, инструменты.

Краски, карандаши, альбомы, мультимедиа проектор и презентации,

ПК, Интернет, инвентарь для уборки мусора, цветная бумага, магнитофон, методические материалы для сказок и игр, упражнений (рисунки, фотографии, схемы, карточки и др.), сувениры для поощрений, награждений

.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е.А.Климов. Как  выбрать  профессию. М.,1991.

2. С.Н. Чистякова. Основы  профессиональной  ориентации  школьников. М.,1996.

3. О.А. Аленкина.Классные  часы  по  профориентации  школьников.( Под  редакцией  Г.В. Черниковой). М.,2011.

4. Т.А. Шарыгина. Профессии. Какие  они ? М., 2012.

6. Е.М. Рогов. Настольная  книга  практического  психолога. М., 2001.

7. Е.М. Борисова. Индивидуальность  и  профессия. М., 2001.

8. Н.А. Булычева. Особенности  профессионального  выбора  выпускников  классов  коррекции.Коррекционная  педагогика. 2004.- № 2.

9. Е.М. Старобина. Профессиональная  подготовка  лиц  с  умственной  отсталостью.М., 2003.

10. Т.В. Черникова. Профориентационная  поддержка  старшеклассников.М., 2006.

11. Л.М. Шипицина. Детский  церебральный  паралич. М., 2001.

12. Р.Д. Каверина. Мир  профессий. М., 1986.

13. А.И. Смирнов. Мир профессий. М., 1987.

14. Делу  время, потехе  час. Стихи,рассказы, пословицы, песни, приметы. М., 1988.

15. А.А. Нестеренко. Страна  загадок. Ростов. 1993.

16. А.И. Попова. Народные  художественные  промыслы. М., 1984.

17. Я  познаю  мир. Детская  энциклопедия. М.,1998.

18. А.В .Давыдова. Классные  часы. 5 класс. М., 2014.

19.А.В. Давыдова. Классные  часы. 6 класс. М., 2014.

20. А.В. Давыдова. Классные  часы. 7 класс. М., 2014.

21. Л.Л. Загуменова. Внеклассные  мероприятия. 7 класс. 2015.

22. О.Г. Черных. Внеклассные  мероприятия. 7 класс. 2013.

                 

 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

Тема 1. Вводное  занятие. Беседа  «Всем  профессиям — почет».

                Знакомство  с  содержанием  различных  профессий, утверждение                  ценности  трудолюбия. Развитие  речи  воспитанников.

Тема  2. Конкурс  знатоков  комнатных  растений. Профессия «цветовод».

                Знакомство  с  декоративными  растениями, комнатными                                  растениями  и уходом за  ними.

Тема  3.  Беседа  «Все  профессии  нужны, все  профессии  важны».

                   Знакомство  с  миром  профессий,  содержанием  и  орудиями  труда.

Тема 4.  Профессия  «овощевод». Характеристика  профессии,                                 профессионально  важные качества,   орудия  труда, овощи, уход  за                  ними, борьба  с  вредителями  огорода. загадки, ребусы, рисунки.

 Тема 5. Профессия  «ветеринар». Характеристика  профессии, история                          развития, средства  труда, домашние  животные, занимательные                          истории  о  животных, стихи , загадки, рисунки  о  животных.

Тема  6.  Профчас «Кошки  и  собаки — наши  друзья».  Образ  жизни  кошек                  и  собак, их  повадки, уход  за  ними, кормление. Стихи, загадки,                         рисунки.

Тема  7.  Профессия  «хлебороб». Историческая  справка: из  чего  пекут                          хлеб. Рассказы, загадки, стихи. Техника  для  уборки  зерна,                         хлебобулочные  изделия,  как  испечь хлеб.

Тема  8.  Профессия  «доярка». Молочная  ферма.  Кормление  коров, доение                  коров. Молочные  продукты. Пословицы  и  поговорки, загадки,                         шарады, ребус, рисунки  о  домашних  животных  и молочных                          продуктах.    Видеофильм  о профессии.

Тема  9.  Игра — путешествие  «Страна  профессий». Путешествие  по                          городам: причесок, мастеров, рыбачьему, вкуснотеево. Выполнение                 заданий.

Тема  10. Профессия « фермер». Чем  занимается  фермер. Характеристика                 профессии. Важные  качества. Стихи, рассказы.

Тема  11. Профессия  «лесник». Характеристика  профессии. Историческая                  справка. Стихи  о  лесниках  и  защите  леса. Дикие  животные.                         Деревья  в  лесу. Грибы  и  ягоды  в  лесу. Лесные  цветы.                                 Пословицы и поговорки, шарады, ребус, загадки, кроссворд.                         Правила  поведения  в  лесу. Рисунки.

Тема  12. Профессия  «садовник». Характеристика  профессии. Сад  весной.

                   Инструменты  садовника. Народные  приметы. Рассказы  и  стихи  о                 садовых посадках. Загадки, пословицы ,игра,ребус, рисунки.

Тема 13. Игра-путешествие  в  город  мастеров «Жемчужины  русских                          промыслов». Знакомство  с  образцами  народного  промысла:                         хохломской, палехской, городецкой, жостовской, посадской                          росписями.

Тема  14.  Профориентационная  игра «Все  работы  хороши». Знакомство  с                  строительными  профессиями. Видеофильм.

Тема 15.  Профессия  «воспитатель». Характеристика  профессии,                                 профессионально  важные  качества. Просмотр  видеофильма.    

Тема 16. Профессия «учитель». Характеристика  профессии.

                  Видеофильм.

Тема 17. Игра «Школа  безопасности». Повышение  уровня  знаний  детей  о                  мерах безопасности, связанных  с  профессиями  врача, спасателя,                 полицейского,  водителя, фармацевта.

Тема 18. Профессия  «спасатель». Характеристика  профессии. Важные                          качества. Рассказы  о  спасателях.

Тема 19.  Конкурсно — развлекательная  программа  «Великолепная  пятерка».

                Знакомство  с  конкретными  профессиями  и  их  трудовой                          деятельностью.

Тема 20. Информационный  канал  «Сам  себе  репортер». Профессия                         «репортер». Рубрики: события, новости, факты. Газеты, журналы,                 телепередачи.

Тема 21. Профессия  «Продавец». Характеристика  профессии. Из  истории                  торговли. Из  истории  денег.  Атрибуты  профессии  продавца.                         Продукты. Предприятия торговли  и  общественного  питания.                         Загадки, пословицы, рисунки. Видеофильм. Экскурсия в магазин.

Тема 22. Час  общения. «Хочу — могу — надо». Профессия  и  должность.                         Самые  нужные профессии. Ошибки  выбора  профессий. Формула                  выбора  профессии. Игра «Визитка».

Тема 23. Профессия «врач». Характеристика  профессии.  Профессионально                  важные качества. Атрибуты  врача. Загадки, кроссворд, рисунки.                 Видеофильм.

Тема 24.  Профессия «Менеджер». Характеристика профессии ,                                 профессионально  важные  качества. Просмотр  видеофильма.

Тема 25. Конкурс  игра «Красные  девицы — умницы  и  мастерицы».                         Конкурсы  «Кулинарный», «Этикет», «Спортивный», «Премудрый».

Тема 26. Профессия  «парикмахер». Характеристика  профессии,                                 профессионально  важные  качества. История  профессии.  Орудия                  труда.  Просмотр  видеофильма. Экскурсия в парикмахерскую.

Тема 27 . Рыцарский  турнир. Путешествие  в  глубь  веков  славных  боевых                  традиций русской  армии. Знакомство  с  армейскими  профессиями.

Тема 28. Профессия «водитель». Характеристика  профессии. Виды                          транспорта. Знаки  дорожного  движения. Кондуктор. Безопасность                  на  дорогах.  Загадки о  транспорте, пословицы  и  поговорки, ребус,                 шарады, рисунки. Видеофильм.

Тема 29.  Игровое  введение  в  профессию «швея». Характеристика                                  профессии. Историческая  справка: как появилась  профессия  швей.                 Швейная  игла. Утюг. Швейная  машина. История  костюма, шляпы.                 Инструменты  для  швейных  работ. Стихи , загадки, пословицы,                 рисунки.  Видеофильм.

Тема 30. Профессия «строитель». Кто  работает  на  стройке. Характеристика                  профессии. Инструменты  для  строителей. Стихи, загадки,                         пословицы, рисунки. Видеофильм.

Тема 31 . Дизайнерский  проект «Модель  комнаты  - гостиной». Изготовление                  из  бумаги и  картона  моделей  мебели.

Тема 32. Профессия «штукатур». Характеристика  профессии. Инструменты                  штукатура. Игра — конкурс  по  профессии. Видеофильм.

Тема 33. Профессия «пожарный». Характеристика  профессии. История                          пожарного дела. Рабочие  инструменты  пожарного.  Причины                          пожара. Как  вести себя  при  пожаре. Загадки, викторина,                                 кроссворд, рисунки. Видеофильм.

Тема 34. Профессия «ткачиха». Историческая  справка. Как прядут  нити  и                  ткут   ткани. Пословицы, загадки, ребус. Просмотр  видеофильма.

Тема 35. Игра «Морской  бой». Знакомство  с  морскими  профессиями.

Тема 36. КВН «Корабли  и  моряки». Знакомство  с  морской  тематикой,                         морскими  профессиями.

Тема 37. Беседа «Нужные  работники — столяры  и  плотники». Знакомство                  с   профессиями  «столяр и  плотник». Видеофильм.

Тема 38. Профессия «повар». Характеристика  профессии. Историческая                          справка. Истории  о  кухонных  и  столовых  принадлежностях                         (кастрюля, вилка,  ложка, нож). Орудия  труда  для  работы  на                          кухне. Супы, салаты, каши, компот. Рассказы, стихи, загадки,                         ребусы, кроссворд, рисунки. Видеофильм.

Тема 39. Игра  «Спорт  любить — сильным  и  здоровым  быть». Знакомство

                   с  профессиями  в  спорте. Экскурсия в Ледовый дворец.

Тема 40. Профессия «обувщик». Характеристика  профессии. Из  истории                  обуви. Первая  обувь  на  Руси. Инструменты  сапожника. Обувь  и                  мода. Стихи,  пословицы, загадки. Просмотр  видеофильма  о                          профессии.

Тема 41. Игровое  введение  в  профессию «модельер». Знакомство  с                          предметами  труда  модельера, видами  ткани  и  одежды.                                 Распределение  одежды  по  сезонам.

Тема  42. Профессия «артист». Характеристика  профессии. Историческая                          справка. Конкурс  на  лучшего  чтеца.

Тема 43 . Профессия «музыкант». Характеристика  профессии. Виды                          музыкальных инструментов  и  их  история.

Тема 44. Профессия «кондитер». Характеристика  профессии. Орудия  труда                  кондитера. Загадки, рассказы, рисунки. Видеофильм  о  кондитере.

Тема 45 . Мастер — класс  для  художников. Знакомство  с  профессией                         «художник». Создание  дизайн  проектов: «Флакон  духов», «Фантик                  для  конфет», «Обои  для  офиса», «Фирменная  пуговица»,                         «Упаковка  для  лекарств».

Тема 46. Игра  «Мир  моих  увлечений». Знакомство  с  миром  увлечений,                         хобби. Увлечения  великих  людей. Путешествие  в  страну                          коллекционеров, любителей  природы, спорта, музыки, умелых                          ручек, кулинаров, поваров.

Тема 47. Профессия «почтальон». Характеристика  профессии. Из  истории                  почты.   История  профессии. Что  нужно  почтальону. Стихи,                         рассказы, загадки  о  почтальонах. Экскурсия на почту.

Тема 48. Профессия «библиотекарь». Характеристика  профессии. Атрибуты

                библиотекаря. Экскурсия  в  библиотеку.

Тема 49. Игра «Профессии, профессии ...». Интеллектуальная  игра                                  экологического содержания. Брейн — ринг  о животных  и  птицах                  и профессиях  связанных  с  ними. Рисунки.

Тема 50. Профессия «бухгалтер». Характеристика  профессии. История                          профессии. Деньги, их  история. Деньги  в  разных  странах.                         Рассказы  о  деньгах. Видеофильм  о  профессии.

Тема 51. Профессия «оператор ПЭВМ». Характеристика  профессии.                         Профессионально важные  качества. Встреча  с  программистом.

Тема 52. Игра «Слабое  звено». Игра-  повторение  по  пройденным  темам                  программы.    

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для стенда "Все работы хороши..."

Данный материал поможет классному руководителю оформить стенд по профориентациии...

Урок-интервью "Все работы хороши"

Урок развития речи  в 9 классе ( с профориентационной направленностью)...

Открытый урок в 8 классе по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус"

Разработанный урок по английскому языку в 8 классе (углубленное изучение) по теме "Все работы хороши, выбирай на вкус", презентация к уроку...

"Все работы хороши,выбирай на вкус!"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов, знакомство с профессиями....

КТД "Все работы хороши"

Классный час для учеников 9-го класса. Большая часть занятия - это конкурс"Выбери профессию"...

"Все работы хороши, все профессии важны"

Сценарий - путешествие в необычный мир профессий....

Конспект занятия "Все работы хороши"

Цель: познакомить детей с разными профессиями....