Обобщение опыта
методическая разработка по физкультуре
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.29 КБ |
![]() | 592.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Тема: Двигательная активность на уроках физической культуры и во внеурочное время
Учитель физической культуры: Налетова Татьяна Фёдоровна.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.
Оставаясь в покое, я почти не могу думать;
необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»
Ж.Ж.Руссо
Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность. Она формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме. Улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствует развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детском подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребёнка.
Над этой темой я работаю второй год, тема мной выбрана неслучайно: в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82- 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя).
Проанализировав уровень физической подготовленности учащихся, изучив особенности и потребности их психофизического развития, для себя сделала вывод: что нужно работать над развитием двигательной активности и укреплением физического здоровья.
Целью моей работы над данной темой является: создание условий для развития двигательной активности и укрепления физического здоровья у детей средствами подвижных игр.
Свои уроки подвижных игр я стараюсь проводить в свободной непринуждённой форме. Слежу за тем, чтобы при проведении подвижных игр каждый ребёнок мог хорошо видеть и слышать меня. Достижение поставленной цели на уроке во многом зависит от доходчивости объяснения правил игры, поэтому стремлюсь быть краткой и логичной в объяснении игры. Сразу, перед началом игры, сообщаю название игры, роль играющих и их места расположения, последовательность игры и её цели. Чтобы лучше ребята усвоили игру, сопровождаю свой рассказ показом, к которому привлекаю помощников. Естественно более подробно приходится рассказывать о ходе игры, когда дети знакомятся с нею впервые. На последующих уроках напоминаю лишь основные моменты.
Для успешного проведения игры нужно назначить водящего (здесь ученики младших классов используют считалочки, которые они готовят заранее – это может быть одним из домашних заданий)
Далее нужно выбрать капитанов, выделить помощников и распределить играющих на команды. Игру начинаю по условному сигналу (свисток, хлопок в ладоши). Перед подачей сигнала проверяю, все ли школьники поняли условия игры и заняли исходное положение.
Немаловажное значение имеет судейство подвижных игр. Игра потеряет свою педагогическую ценность, если внимательно и строго не следить за выполнением её правил.
Повторяем правила честной игры:
- Только честная игра равных, иначе победа неинтересна.
- Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто, по - вашему, виноват в поражении.
- Если выиграли – радуйтесь, но не задавайтесь.
- Научите других тому, что умеете сами.
- Сами учитесь у других.
- Если что–то не получается, будьте терпеливы, и обязательно добьётесь успеха.
- Учитесь на своих ошибках.
- Никогда не унывайте при неудачах.
К судейству стараюсь привлекать и самих учеников (освобождённых от уроков), тем самым формирую у них навыки самостоятельного проведения игр.
Заканчиваю игру тогда, когда дети ещё не переутомились, проявляют к ней интерес, когда их действия полноценны и эмоциональны.
За 1-2 минуты до окончания игры предупреждаю участников об ее окончании, т.к. неожиданная остановка часто вызывает отрицательную реакцию у детей.
При подведении итогов игры учитываю не только быстроту, но и качество выполнения заданий. К разбору привлекаю учащихся - это способствует развитии наблюдательности, приучает их критически мыслить, повышает сознательность, дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения.
В своей педагогической деятельности я использую различные методы, формы, принципы, технологии. Но чаще применяю игровой метод (взаимопомощь, соперничество, взаимоотношения, эмоциональность, изменчивость ситуаций, самостоятельность, активность, проявление и развитие физических способностей, волевых и моральных качеств для достижения успеха). Соревновательный метод (сопоставление сил, раскрытие функциональных и психических возможностей учеников).
Мастерство педагога, проводящего игру, заключается в умелом преподнесении игры детям и в удачном использовании методических приёмов, обеспечивающих воспитывающий и оздоровляющий характер игры. Многое здесь зависит также и от такта самого педагога.
Ни одну игру нельзя провести по заранее составленным стандартным рецептам или по шаблонной схеме. Чтобы хорошо провести подвижную игру, недостаточно знать её содержание и методику. Только глубоко прочувствовав игру, побывав в роли рядового участника и поняв, чем он «живёт» в игре, педагог может устанавливать с играющими необходимый контакт. Этот контакт и является залогом успеха проведения игры. Подвижная игра должна проводиться с тем «огоньком», который так знаком каждому педагогу.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, — это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.
Обучающиеся обязательно знакомятся с двигательным режимом. Он в основном складывается из:
- утренней физической зарядки;
- подвижных игр на уроках физической культуры;
- занятиях в кружках и спортивных секциях;
- активного отдыха в выходные дни;
- занятий физическими упражнениями и спортом.
Также обязательно знакомимся с двигательным объёмом самостоятельной работы (домашними заданиями).
Большую педагогическую ценность для развития двигательной активности и повышения интереса к занятиям физической культурой имеют формы внеклассной работы. Большое место в своей деятельности я уделяю проведению мероприятий в рамках месячника оборонно- массовой и военной – патриотической и спортивной работы. Главное назначение этих мероприятий – нести детям радость и развивать двигательную активность школьников. И везде, где есть игра, бьёт ключом здоровая, радостная детская жизнь.
Очень важно вызвать у детей интерес к этим мероприятиям, которые проводятся в игровой форме. На праздниках присутствуют гости, они поддерживают играющих словами, «Молодцы!», «Так держать!», и т.д. Большую роль имеет оформление зала, это поднимает настроение у детей. Постоянно подводится итог, анализ этих мероприятий, жюри объявляет результаты, счёт.
Среди обучающихся популярностью пользуются такие игровые мероприятия как: «Снайперы баскетбола», «Весёлые состязания», «Богатырские потешки», игра « Охотники и утки», состязания « Весёлые Олимпики.
Благодаря этим мероприятиям увеличился рост двигательной активности детей во внеурочной деятельности. За I полугодие этого учебного года приняли участие в трех муниципальных соревнованиях, впереди ещё предстоят соревнования по волейболу, теннису.
И что немало важно при проведении командных мероприятий мои воспитанники научились бесконфликтно общаться друг с другом, уважая и соблюдая правила на спортивной площадке.
Я считаю, что проведение подвижных игр на уроках не только развивают двигательную активность, но и носят оздоровительный и воспитательный характер, так как:
1. Игры в составе уроков выполняют общевоспитательные и оздоровительные задачи в соответствии с программой по физическому воспитанию.
2. На школьных мероприятиях игры оживляют программу, делают её более разнообразной и интересной.
3. Проведение подвижных игр создают благоприятные возможности для воспитания психофизических качеств, а также для совершенствования и проверки навыков в беге, прыжках, метании и др.
Особое значение уделяю самостоятельным занятиям играми, которые проводятся в порядке воспитательной работы на детских площадках в режиме пришкольного лагеря, в выходные дни и в период школьных каникул. И когда я вижу, что мои воспитанники умеют себя организовать самостоятельно на игру, вовлечь в неё других, обязательно с ними играю, но только в роли игрока. И мне очень приятно, когда дети приглашают меня принять участие в их играх, стараюсь им в этом не отказывать.
Двигательная активность благотворно влияет на здоровье учащихся.
- Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
- Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
- Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
- Занятия физическими упражнениями и подвижные игры также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому ребёнок, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям, играм.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоническому физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, двигательной активности, укреплению и сохранению здоровья. Организуя образовательный процесс, я учитываю возрастные, физические и психологические особенности учащихся, а также уровень их физического развития. При оценивании ориентируюсь на относительные показатели детской успешности, то есть сравниваю сегодняшние показатели ребёнка с его собственным вчера.
В прошлые 2017-2018 и 2019 -2020 учебные года приняли участие в сдаче норм физкультурного комплекса ГТО.
Всё это, несомненно, является непременным условием достижения полученных результатов.
Таким образом, считаю, что мною были созданы условия, позволившие получить положительный результат:
- индивидуально – личностный подход в обучении;
- создание ситуации успеха каждому ребёнку;
- формирование ключевых компетентностей;
- учёт физических способностей и физического развития ребёнка;
- своевременный анализ своей деятельности;
- использование различных педагогических технологий;
и самое главное - целесообразная двигательная активность на уроке
Подводя итоги работы над своей темой по самообразованию, должна признать её успешной и результативной. Выбранные мною педагогические технологии, методы и средства обучения, созданные условия обеспечили реализацию поставленной цели, а также способствовали получению положительных результатов:
- положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся;
- высокая физическая активность детей во внеурочной деятельности;
- бесконфликтное общение школьников при проведении командных мероприятий.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по развитию двигательной активности и физических способностей у учащихся.
Предварительный просмотр:
20 января в МБОУ «Саскалинская СОШ» прошло спортивно - оздоровительное мероприятие «Весёлые эстафеты» для начальной школы 1-4 классов. Обучающиеся приняли активное участие в эстафетах. Было представлено две команды «Смайлики» и «Смурфики». Мероприятие началось с разминки, затем команды приняли участие в следующих эстафетах « Перенеси ядро», « Курочка Ряба», « Напиши спортивные слова». Учащиеся проявили активность в соревнованиях, тем самым подарили друг другу настроение, радость и улыбки, показали какие они ловкие, выносливые. Победила команда « Смурфиков».
20 января для 5 – 11 классов прошла викторина на тему «Спорт» Обучающиеся активно приняли участие и отвечали на вопросы
19 января прошел день Силача и Прыгуна. Юноши и мальчики выполняли упражнения согнув и разогнув руки в упоре лёжа на полу. Девушки и девочки выполняли прыжки через скакалку. Высокие результаты показали ученик 9 класса Аветисян Ваге, Красильников Никита ученик 6 класса, Волков Егор ученик 1 класса, приняла участие в этом упражнении одна девочка ученица 4 класса Агафонова Диана и показала высокий результат. Самыми прыгучими девчонками через скакалку стали Кутузова Валерия 2 класс и Козина Виктория 8 класс.
Учитель физической культуры Налетова Т.Ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-286667-1383864763.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...