Организация творческой среды, способствующей саморазвитию учеников.
статья (5 класс) по теме

Королева Людмила Леонтьевна

Одна из важнейших проблем образовательной системы наших дней- развитие творческой среды учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_tvorcheskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Организация творческой среды,

способствующей саморазвитию учеников

(на примере уроков истории и обществознания 5 – 11 классов)

Одна из важнейших проблем образовательной системы наших дней - развитие творческой среды учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания. Решение этой проблемы играет большую роль в воспитании интеллектуально развитых, сознательных, творческих и конкурентноспособных личностей, функционально готовых как к физическому, так и к интеллектуальному труду, к активной деятельности в области экономики, науки и культуры, в различных сферах социально-духовной, общественной и государственной жизни.

Источник развития ученика – специально организованное обучение, в котором осуществляется творческая деятельность по самостоятельному открытию научных закономерностей, законов, способов решения задач, воплощающих в себе умственную активность, изобретательность, смекалку, стремление добывать знания.

Процесс развития личности ученика в обучении и внеурочной деятельности рассматривается как процесс созидания чего-то нового для него в познавательной и предметной деятельности. «Творчество – это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построение ума или чувства, живущего в самом человеке», - писал в свое время Л.С. Выготский.

Выражением творческого процесса в обучении выступает созданный учеником творческий продукт. Развиваясь как субъект творческой деятельности ученик становится все более свободен в выборе цели и способов их достижения. Наивысших ступеней он добивается, когда главной ценность для него становится саморазвитие, когда он способен рефлексивно относится к своей деятельности. Источник развития – специально организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Для организации творческой среды, способствующей саморазвитию учеников, учитель истории и обществознания:

  1. участвует в экспериментальной работе школы;
  2. преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
  3. свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
  4. уважает личность ученика;
  5. дифференцирует объем и сложность заданий;
  6. побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
  7. учитель развивает ученика, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на школьника;
  8. педагог содействует ребенку в формировании самопознания и творческого самопроявления;

Наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности:

  1. предметные недели;
  2. олимпиады;
  3. день «погружения» в предмет;
  4. конкурсы;
  5. интеллектуальные игры;
  6. проведение праздников;
  7. постановка спектаклей, музыкальных вечеров;
  8. фестивали песни и танцев;
  9. выставки (рисунков, поделок, исторического костюма и т.п.).

В качестве примера приведу методику проведения эвристической олимпиады. Ее можно провести во внеурочное время или во время урока в качестве проверки знаний по какому-либо разделу.

Олимпиада

Место проведения: школа.

Цель: создание условий, обеспечивающих повышение интереса к предмету, выявление уровня творческих и интеллектуальных, способностей учащихся, формировать потребности и мотивы всестороннего развития как личной ценности, учить детей работать с нестандартными заданиям и рефлексировать свою деятельность.

Содержание составляют задания различной степени трудности, разработанные для учащихся каждой возрастной группы.

Методика проведения: олимпиады проводятся по параллелям в 2 тура. В 1-м туре участвуют все учащиеся. Во 2-м туре – победители 1-го тура.

Каждому учащемуся предлагаются индивидуальные листы с содержанием и формулировкой задания и указанием максимального количества баллов за выполненную работу. Время выполнения – 40 минут.

Результативность: по итогам проведенных олимпиад выявлены победители, награждены медалями и дипломами за 1-3 места.

Победители школьных олимпиад участвуют в городских, областных и международных олимпиадах.

Результаты позволяют провести анализ деятельности каждого ученика, выявить способности к изучению предметов, определить умение работать в нестандартных ситуациях, проявлять свою оригинальность и самобытность, в связи с полученными данными скорректировать работу учителя.

Анализ деятельности учащихся оформляется в виде таблиц, графиков, что позволяет прослеживать динамику их развития на протяжении обучения.

Учитель обобщает педагогический опыт в различных формах:

  1. рефераты;
  2. творческие отчеты;
  3. индивидуальные творческие проекты;
  4. школьный банк педагогических инноваций;
  5. городской банк педагогических инноваций;
  6. методические сборники;
  7. методические выставки;
  8. тезисы.

В решении творческих задач проявляются компоненты творческих способностей учащихся, более того, они совершенствуются и развиваются, что важно для формирования творческой индивидуальности ученика. Особенность же творческой деятельности заключается в невозможности составить предписание действий, ее составляющих. Однако можно определить уровни познавательной активности личности и рассмотреть возможности ее активизации на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Творческая активность личности проявляется в зависимости от степени сложности проблемных задач, стоящих перед ней, поэтому обязательным компонентом организации творческой среды является самостоятельная творческая работа, к которой предъявляются следующие требования:

1. Ее содержание и методика проведения определяются дидактическими целями и задачами задания, уровнем подготовленности учителя и учащихся, материально-техническим оснащением занятий.

2. Самостоятельная учебно-творческая работа должна соответствовать содержанию изучаемого материала и быть целесообразна, исходя из чего выделяют подготовительные, обучающие, тренировочные и творческие задания (учебные, учебно-творческие, творческие).

3. Творчество всегда осуществляется на конкретном предметном материале и воплощается в структурированном учебном процессе, через систему особых педагогических конструкций.

4. Степень сложности проблемно-творческих задач должна быть посильна личности, т.е. учащийся должен иметь определенные знания, поисковые умения и навыки. Уровень подготовленности определяется индивидуально.

5. Необходимо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

6. Структура организации занятий должна способствовать формированию творческих процедур, познавательной самостоятельности, поисковой активности, мыслительных операций путем усложнения учебно-творческих задач, изменения роли и руководства учителя.

7. Важным условием эффективности организации самостоятельной работы поискового характера является контроль над ее выполнением, в связи с чем особое место занимают коллективные обсуждения результатов творческой работы, что дает возможность дифференцировать и индивидуализировать задания. Кроме того, развиваются коммуникативные качества личности.

8. С учетом специфики образовательного учреждения самостоятельные задания должны иметь четкую формулировку самого задания и указания на наиболее рациональную последовательность умственных и практических действий.

Организация творческой среды учащихся имеет в своей основе:

-        комплексность – использование разнообразных средств воздействия на личность, т.е. выбор форм и методов обучения, наиболее приемлемых для различных видов творческой деятельности, а также комплексное планирование заданий (последовательность, объем, количество, определение оптимального времени на выполнение каждого вида заданий) и введение элементов творческого содержания;

-        непрерывность, преемственность, доступность – постепенное, согласно с процессами интеллектуального, психологического и физиологического развития личности, последовательное развитие творческих способностей обучающихся, опирающееся на их социальный опыт, на ранее сформированные компетенции и целенаправленно подводящее к новой ступени освоения национального культурного наследия;

-        многообразие и вариативность позволяют использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, экспериментировать и творчески перерабатывать имеющиеся программы с учетом конкретных условий педагогической деятельности;

-        интегрированность – глубоко продуманная и четко проведенная межпредметная связь обогащают и углубляют знания, повышают уровень компетентности и профессионализма.

Сегодня образование развивается по пути гуманизации и демократизации, в направлении к личности и характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и самовыражению будущего полноценного члена общества.

Эта тенденция предусматривает коренное изменение традиционных образовательных процессов. Создание среды, развивающей творческие способности учащихся – одна из важнейших педагогических задач сегодня. От ее реализации во многом зависит будущее наших детей. Их умение мыслить творчески, креативно, неординарно, находить новые нестандартные решения чрезвычайно важно для развития нашей страны в будущем.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»

Педагогический совет «Мотивация учения как педагогическое условие саморазвития ученика»Цель: анализ влияния мотивации учения на уровень развития обучающихся; выявление необходимых психолого-педаг...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи

Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...

" Формирование творческой среды, обеспечивающей саморазвитие и самореализацию учащихся"

Сегодня на школу возложена задача по формированию таких качеств в подрастающем поколении как : инициативность, творческое мышление,коммуникабельность. Научить этому подростков,  видеть актуально ...

«Особенности организации образовательной среды во внеурочной художественно-творческой деятельности»

В данной статье изучается понятие  внеурочной деятельности, анализируются  её особенности  и  отличия от дополнительного образования, а также рассматриваются   условия ор...

Организация творческой развивающей среды и методическая оснащенность

Паспорт хореографического зала МБДОУ Д/с№39 "Ромашка" I.Общие положения.1.1. Зал педагога дополнительного образования по хореографии  образовательного учреждения – это помеще...