Роль интерната в организации системы социально-бытовой ориентировки воспитанников
методическая разработка по теме

Малышева Татьяна Васильевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_malysheva_t.v.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Роль интерната в организации системы социально-бытовой                 ориентировки воспитанников

Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных (коррекционных) интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющий личности активно включаться в различные структурные элементы социальной среды, т. е. посильно участвовать в труде и общественной жизни производственного коллектива, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Социальная адаптация — это непрерывный процесс, в котором взаимодействуют личность и общество.

Нормально развивающиеся дети многие знания и умения приобретают в процессе общения со взрослыми и сверстниками, помогая родителям по хозяйству, ухаживая за младшими, играя в различные игры, имитирующие окружающую их жизнь и события, получая информацию по радио и телевидению. В семье, где правильно поставлено воспитание, дети имеют определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Кроме того, обучение в школе, особенно изучение общественных дисциплин и политехническая подготовка, изучение этики и психологии семейной жизни, вооружают подростков необходимым запасом сведений, привычек, навыков.

Умственно отсталые дети в силу особенностей их развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками у детей, живущих в интернате. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало.

В связи с этим особенно велика роль целенаправленного воспитания, осуществляемого в школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на воспитанников. Ее составляют специальные занятия по социально-бытовой ориентировке, обучение труду,  воспитательная работа, осуществляемая на занятиях и в свободное от занятий время.

Накопление социально - бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. Последнее предполагает разностороннюю, каждодневную (а не эпизодическую) работу с детьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей воспитанников.

Примером комплексности в работе может служить система педагогических мероприятий по подготовке детей старшего возраста к хозяйственной деятельности в семье. Она включает в себя:

- занятия по социально-бытовой ориентировке, на которых осуществляется формирование знаний по экономике ведения домашнего хозяйства;

- внеклассную воспитательную работу, где идет закрепление экономико-бытовых знаний и умений;

- педагогический всеобуч для родителей о рациональной организации домашнего хозяйства и путях вовлечения детей в хозяйственную жизнь семьи;

- использование средств наглядности: тематических стендов, выставок кружковой работы, информационных листков.

Ведущим звеном системы является курс по социально-бытовой ориентировке воспитанников. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития воспитанников. Занятия направлены на развитие и совершенствование у воспитанников навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей их жизни. Осуществляется экономическое просвещение и воспитание воспитанников, формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения со знакомыми и незнакомыми людьми, проводится работа по развитию художественного вкуса воспитанников. Предусмотрено развитие умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Педагогу следует помнить, что воспитанники могут овладеть необходимыми в быту знаниями, умениями и навыками только активно включаясь в практическую деятельность. Быт человека, любой семьи тесно связан с выполнением повседневных домашних дел. Виды труда в домашнем хозяйстве разнообразны: покупки в магазинах, приготовление пищи, уход за жильем и т. д. Серьезной обязанностью является уход за детьми.

Опыт показывает, старшие дети далеко не всегда владеют различными видами бытового труда. Причем они затрудняются не только последовательно и полно рассказать, как будут выполнять ту или иную работу, но и практически сделать ее. Воспитатель должен поставить пред собой задачу, чтобы каждый ребенок, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, овладел основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, содержания в чистоте жилища, научился пользоваться различными бытовыми электроприборами.

Бытовой труд, как и любая трудовая деятельность, требует умения анализировать предстоящую работу, планировать ее, осуществлять самоконтроль. Обучая детей общетрудовым умениям, воспитатель не только формирует у них самостоятельность в домашнем труде, но и решает важнейшую задачу— коррекцию недостатков умственной деятельности детей-олигофренов. К числу практических методов, как известно, относятся упражнения, моделирование реальных ситуаций. Эти методы широко применяются на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Так, с помощью упражнений формируются двигательные приемы, без владения которыми невозможно правильное выполнение различных работ.

Занятия по социально-бытовой ориентировке не сводятся только к овладению умением вести домашнее хозяйство. Задачи предмета значительно шире. Многим умственно отсталым детям, находящимся постоянно в интернате, не приходится бывать в учреждениях, оказывающих бытовые услуги населению. Организация условий, побуждающих воспитанников обращаться в учреждения и предприятия, формирование умений пользоваться услугами сферы быта, вести себя адекватно условиям, анализировать их и правильно действовать входит в число обязательных задач, решаемых на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Необходимые знания дети усваивают в беседах, проводимых педагогом, закрепляются же они на экскурсиях, при моделировании реальных ситуаций, с помощью практических работ и упражнений.

Успешному решению поставленных задач способствуют также рациональное сочетание индивидуальных и групповых форм организации деятельности воспитанников, учет их индивидуальных особенностей.

Системный подход к социально-бытовой ориентации воспитанников требует начинать работу в этом направлении с первых шагов пребывания детей в интернате. Необходима   организация межпредметных связей, когда занятия по социально-бытовой ориентировке связываются с общеобразовательными предметами и профессионально-трудовой подготовкой воспитанников.

Обучение общеобразовательным предметам дает детям определенный объем знаний и умений, необходимых им в жизни, способствует расширению общего кругозора, формирует культурные потребности, например, слушать музыку, смотреть кинофильмы, способствует воспитанию морально-этических норм поведения. Каждый учебный предмет должен иметь свои связи с курсом по социально-бытовой ориентировке. Например, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности наряду с другими сообщаются сведения о семье, охране здоровья, транспорте, учреждениях, одежде и обуви, некоторых вопросах питания. Тем самым у детей создается база для восприятия программного материала по социально-бытовой ориентировке в более старшем возрасте.

Разумеется, нельзя требовать, чтобы на каждом занятии по любому учебному предмету решались проблемы социально-бытовой ориентировки. Но программы многих предметов могут включать разделы, органически связанные с этой проблематикой. Большую роль в этом плане могут играть уроки математики, в практику проведения которых возможно и необходимо широко включать задачи, построенные по принципу простого экономического или хозяйственного расчета, примеры, требующие операций величинами, единицами измерения и другие задания, собранные с учетом содержания программы по социально-бытовой ориентировке, хозяйственно-бытовому труду, формированию навыков самообслуживания.

  Занятия по хозяйственно-бытовому труду и формированию навыков самообслуживания можно усилить внимание к вопросам, связанным с организацией подростками своего быта. Так, воспитанников нужно учить пользоваться стандартными неадаптированными инструкциями, например, по эксплуатации того или иного электроприбора, по применению разнообразных средств ухода за мебелью, одеждой, помещением. Желательно больше уделять внимания ремонтным работам, экономическим расчетам, связанным с проведением этих и других видов работ.

2. Социально-бытовая ориентировка воспитанников  в процессе воспитательной работы

Проводимая во внеурочное время воспитательная работа не копирует занятий по социально-бытовой ориентировке. Ее задачи достаточно широки. Основное внимание уделяется воспитанию положительных качеств личности. Однако, в процессе повседневной жизни детей в интернате осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных на занятиях по социально-бытовой ориентировке, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к различным жизненным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Главное условие успешности решения поставленных задач — ежедневная разнообразная практическая деятельность учащихся.

Как показывают исследования, умственно отсталые подростки плохо ориентированы в экономико-бытовых вопросах. Они слабо осведомлены о ценах на самые необходимые продовольственные и промышленные товары, не знают основных статей расходной части бюджета, не имеют понятия о доходах и первоочередных нуждах семьи.

Экономико-бытовые умения воспитанников также крайне низки. Подростки не могут спланировать личный бюджет на месяц, нечетко представляют себе структуру повседневных текущих расходов, не могут снять показания счетчика и подсчитать расходы на электроэнергию. Большая часть воспитанников не умеет соотносить массу продуктов с объемом бытовой посуды, путается в мерах веса. Имея карманные деньги, воспитанники не умеют их разумно расходовать; не могут организовать досуг; не относят к числу необходимых качеств личности человека бережливость, экономность, деловитость, нередко превратно толкуя эти понятия.

Чтобы воспитанники овладели экономико-бытовыми знаниями и умениями, требуется серьезная и разносторонняя работа. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям, например, покупке некоторых предметов, подсчету сделанных затрат, подсчету стоимости выращенного школьниками урожая на огороде, в поле, саду и предназначенного для приготовления пищи в столовой, стоимости ремонта мебели и т. д. Полезны упражнения в выборе предметов гардероба с учетом экономических, нравственных и эстетических сторон вопроса и т. д.

Большое место должны занимать экскурсии в магазины, на предприятия службы быта. Цель экскурсий в закреплении экономических знаний (о стоимости продовольственных и промышленных товаров; о видах услуг предприятий бытового обслуживания) и умений воспитанников целесообразно, с учетом конкретных намерений и материальных возможностей выбирать необходимый товар, ориентироваться в маркировке на этикетках к швейным изделиям, заполнять различные бланки, определять размер платы за бытовые услуги.

Полезно устроить проверку состояния и условий хранения одежды в группах, порядка в помещениях, можно посмотреть, бережливо ли расходуется вода и электроэнергия, велико ли количество выбрасываемой после обеда пищи. Эти наблюдения формируют бережливость, стремление к упорядоченному ведению хозяйства. Дети лучше поймут значение производительного труда, оценят реальный вклад каждого в общее дело, если будут знать расценки на выполняемые ими производственные заказы, сами будут подсчитывать заработок группы и свой собственный, планировать расходование заработанных средств.

Чтобы дети могли расширить знания, научиться действовать в новых условиях, используя имеющийся опыт, необходимо их вовлекать в кружки по домоводству, проводить конкурсы, праздники, устные журналы и классные часы с соответствующей тематикой, встречи с работниками службы быта, оформлять выставки детских работ, стенды

Чтобы у воспитанников сформировалось понятие деловитости, надо, разъяснив его, организовать практическую деятельность воспитанников, распределить поручения между воспитанниками с учетом их возможностей и желаний, осуществить контроль за выполнением поручений, оценить качество работы, поощрить воспитанников.

В основном экономическое воспитание осуществляется в старших классах. Но и у младших воспитанников должно формироваться бережное отношение к одежде, игрушкам, учебникам, тетрадям и другому школьному имуществу. Применение сюжетно-ролевых игр, таких, как «Магазин», «Поездка в автобусе», позволяют закреплять у детей знания о стоимости отдельных товаров и плате за проезд, учит подсчитывать стоимость покупки.

Немаловажной частью быта является обслуживающий труд, включающий в себя самообслуживание и хозяйственно-бытовую деятельность. Задачи обслуживающего труда в старших классах во многом совпадают с теми, которые ставятся на занятиях по социально-бытовой ориентировке при изучении разделов «Одежда и обувь», «Жилище», «Питание», «Семья», «Учреждения и организации», но в то же время они несколько шире. Это автоматизация полученных ранее и приобретение новых умений по уходу за одеждой и обувью, постельными принадлежностями, уборке и содержанию в порядке жилища; умений готовить пищу, накрывать на стол, правильно есть и пользоваться столовыми приборами.

О процессе реализации различных хозяйственных дел у воспитанников закрепляются знания о способах, правилах выполнения бытовых работ, средствах и машинах, облегчающих домашний труд, учреждениях службы быта и видах оказываемых в них услуг.

Выполнение заданий совместно с ровесниками и детьми младшего возраста воспитывают у воспитанников доброжелательность, стремление помочь друг другу, а также приучает их к разумному распределению обязанностей по ведению домашнего хозяйства. Поддержание порядка в помещении, участие в ремонтных работах и по благоустройству участка развивают у воспитанников бережное отношение к общественному имуществу.

Самообслуживающим трудом дети начинают с раннего возраста и уже с этого времени нужно воспитывать у них аккуратность, умение следить за одеждой и обувью, выполнять простейшие виды уборки помещения. При этом необходимо соблюдать охранительных режим, повышать требования постепенно. Условия, в которых проходят занятия, следует приблизить к домашним. В интернате должны быть оборудованы бытовые комнаты, прачечная.

Формированию необходимых в быту знаний и умений способствует также участие воспитанников в кружках по домоводству, кулинарии, шитью, вязанию, в работе ремонтных бригад. Причем наибольшую ценность будут иметь занятия в них в том случае, если руководители кружков предусмотрят работы, позволяющие не только закреплять полученные знания и умения, применять их в новых ситуациях, но и приобретать новые. В частности, как уже было отмечено ранее, необходимо учить воспитанников пользоваться стандартными, неадаптированными бытовыми инструкциями, чтобы с их помощью они могли приготовить то или иное блюдо, выполнить простейшие работы бытового характера.

Важным моментом в расширении социальных понятий и представлений являются экскурсии. Помимо тех, которые проводились на занятиях по социально-бытовой ориентировке, это могут быть, например, экскурсии в мастерские, где производится ремонт обуви, бытовых электроприборов, на предприятия общественного питания и т. д. Значение таких походов значительно возрастает, если дети во время посещения предприятия побеседует с работниками служб, осуществят простые операции, заполнят бланк, получат чек; пользуясь квитанцией, плакатом, объявлением, извлекут нужную информацию. В младшем возрасте большое место должны занимать игровые формы деятельности детей. Игра позволяет добиться освоения многих навыков. Можно предложить соревнование — кто быстрее зашнурует две дощечки, соберет птичку или рыбку, детали которых пристегиваются на пуговицы и т. д.

Ориентиром в выборе тематики экскурсий, сюжетно-ролевых игр, бесед и практических занятий для младших воспитанников в определенной мере может служить программа по развитию устной речи на основе ознакомления Предметами и явлениями окружающей действительности.

Общественно полезный труд также в значительной мере может способствовать социально-бытовой ориентировке воспитанников. В ходе занятий общественно полезным трудом воспитанники  приобретают ряд знаний и умений, которые не заложены в программу по социально-бытовой ориентировке. В частности, это умения осуществлять ремонт помещений, убирать и закладывать на хранение овощи и фрукты, сажать кусты и деревья. Воспитанники имеют возможность применить полученные знания и умения в новых условиях, если примут на себя обязанность помогать инвалиду или престарелому человеку убирать комнату, покупать ему продукты или лекарства. Общественно полезный труд на производстве позволяет детям  расширить социальные контакты, установить взаимоотношения с работниками, приучиться к ответственному выполнению поручений.

Весьма важное значение в жизни человека: в устройстве быта, освоении круга производственных обязанностей — имеет деловое общение. Оно позволяет людям передавать друг другу знания, умения, опыт, помогает налаживать совместную трудовую жизнь, решать бытовые вопросы.

Умственно отсталые подростки обладают ограниченным запасом социально-бытовых знаний, необходимых для делового общения. Им трудно общаться с незнакомыми и даже знакомыми людьми. Сравнительно легко вступив в контакт, они затрудняются в построении вопроса, просьбы, в переходе с приема информации на собственное высказывание. Особые сложности возникают, когда следует использовать полученные сведения на практике, например, действовать соответственно инструкции, особенно если она поступает от незнакомых им людей.

В ходе повседневной жизни у воспитанников должны воспитаться такие качества личности, как доброжелательность, уверенность, умение анализировать ситуацию и определить мотивы для делового общения, умение вступать в контакт, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию. Основное внимание при этом следует уделить активным формам работы: моделированию реальных ситуаций, упражнениям, экскурсиям.

Вначале целесообразно проводить специальные занятия в группе по закреплению, повторению и расширению знаний и умений, необходимых для делового общения, разыгрывание различных моделей реальных ситуаций, например, по таким темам: «Посещение  библиотеки», «День рождения», «Поход в кино», «На железнодорожном вокзале».

Весьма полезно специально организованное общение с работниками интерната при проведении режимных моментов, при посещении различных служб интерната (медицинского кабинета, мастерских,  кухни и т. д.). Необходимо использовать встречи с приглашенными в интернат работниками производства, парикмахером, фотографом и др. Эти мероприятия следует проводить так, чтобы у воспитанников воспитывалось умение оценивать ситуацию, определять нужного собеседника, вступать с ним в беседу, правильно формулировать вопросы и ответы, находить выход из затруднительных положений.

Главное место должны занимать экскурсии в жилищные и культурно-просветительские предприятия, лечебные и санитарные предприятия службы быта. Экскурсии эти носят не только познавательный характер. Их особенность состоит в том, что воспитанникам поручается выполнение разного рода практических заданий, которые требуют контактов с незнакомыми людьми, умений действовать по полученной от них инструкции. Это способствует овладению детьми  некоторыми практическими навыками общения в условиях новой для них обстановки. Следует постоянно использовать для закрепления умений делового общения каждодневные дела детей, предлагать им коллективное (парами, группами в несколько человек) выполнение тех ли иных работ, тем самым, ставя их перед необходимостью общаться друг с другом, а также давать им поручения, требующие контактов с работниками интерната. Нужно заметить, что в ходе работы в данном направлении у воспитанников закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения, вежливость, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

Кроме того, следует широко использовать посещение ми различных учреждений: стадиона, бассейна, театра, игротеки, стремиться организовать там контакты воспитанников с их работниками, другими детьми, формирование элементарного делового общения можно начинать и в младших группах, организуя коллективные дела, сюжетно-ролевые игры.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на занятиях и вне их, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированности планов работы. Связь с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного и последующего взаимодействия. Воспитатели  проводят экскурсии, беседы, собирают вместе с воспитанниками различный материал по отдельным темам, готовя таким образом воспитанников к более полному и осознанному восприятию нового материала на занятиях по социально-бытовой ориентировке. Последующее взаимодействие предполагает отсроченное во времени повторение пройденного на занятиях материала, расширение и обогащение опыта воспитанников, автоматизацию умений, формирование навыка применения полученных знаний и умений в новой ситуации.

Программа служит для воспитателя ориентиром при отборе материала, определении его объема и последовательности его изучения. Воспитатель придерживается того же уровня требований, что и учитель, к самостоятельности воспитанников при выполнении хозяйственно-бытовых и других заданий, к выполнению приемов, соблюдению правил поведения, санитарно-гигиенических умении, т. е. он организует повседневную жизнь детей с учетом усвоенного ими, по мере необходимости повышая уровень требований к воспитанникам. В противном случае будет происходить не совершенствование хозяйственно-бытовых и других навыков воспитанников, а их разрушение, возникнет представление о необязательности соблюдения усваиваемых умений. Например, на занятиях в классе воспитанники  приучаются правильно накрывать на стол, аккуратно есть, пользуясь столовыми приборами и салфеткой. Но если в столовой об этих правилах забывают и дети и воспитатель, она никогда не будут усвоены .

Успеху работы способствует также заранее спланированная  деятельность воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий: конкурсов, праздников, устных журналов и т. д.

Большое значение для успешного закрепления приобретаемых на занятиях знаний и умений имеет их практическое применение в домашних условиях. В интернате необходимо проводить лекции, беседы, практикумы для родителей, разъясняя задачи и содержание социально-бытовой ориентации детей, привлекая родных ребенка к воспитанию у него необходимых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"

Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои  и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....