О деятельностном подходе к содержанию урока (КМО учителей математики)
учебно-методический материал по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К СОДЕРЖАНИЮ УРОКА

(КМО учителей математики)

Содержательная линия новых учебных программ в целом не изменилась, однако воплощение этого содержания в учебном процессе (на уроке) должно быть кардинально пересмотрено учителями – предметниками, т.к. изменены требования к конечному результату обучения-реализации цели, а именно,

- старая цель образования -  развитие всесторонне развитой личности;

- новая -  формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.

С чего должен начать каждый учитель – предметник?

 Пересмотреть свое отношение к уроку, строить его, конструировать на основе современных требований к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                            В.П.Сергеева

О ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ К СОДЕРЖАНИЮ УРОКА

(КМО учителей математики, январь 2008г.)

Приказом МО №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Продолжается переход на БУП -2004г.

Содержательная линия новых учебных программ в целом не изменилась, однако воплощение этого содержания в учебном процессе (на уроке) должно быть кардинально пересмотрено учителями – предметниками, т.к. изменены требования к конечному результату обучения-реализации цели, а именно,

- старая цель образования -  развитие всесторонне развитой личности;

- новая -  формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.

С чего должен начать каждый учитель – предметник?

 Пересмотреть свое отношение к уроку, строить его, конструировать на основе современных требований к нему.

Общее требование к современному уроку можно коротко сформулировать так:

- вооружить учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; освоение предмета знаниям (учебная, предметная компетенции);

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни ( социальная );        

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся  в процессе обучения черты личности;

- - осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в  жизни  (социальная);        

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике (информационная, коммуникативная компетенции);

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечить познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их  учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения, приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению. практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолеть отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или наоборот игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание                                                           учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включить в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Итак, какие же умения и навыки, способы деятельности нам предстояло и предстоит формировать с начала этого учебного года: т.е. цели образования: (чему учить!)

   

 КОМПЕТЕНЦИИ

1. Познавательная деятельность

1. Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки личной цели до получения результата.

2. Использование причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

3. Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

4. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебной исследовательской работы.

5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

2.  Информационно-коммуникативная деятельность.

1 Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной;  критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

2. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных; презентация результатов познавательной и практической деятельности.

3.Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

3. Рефлексивная деятельность.

1. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнений других людей при оценивании собственной позиции и самооценки.

2. Умение соотносить приложенные усилия с полученным результатом своей деятельности.

3. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. Например, …

Цель сегодняшней нашей встречи познакомиться с методикой организации проектной деятельности учащихся, т.е. показать, поделиться опытом, как учителя-предметники формируют у учащихся один из самых современных видов познавательной деятельности обучающихся – проектную деятельность (компетентность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход при проведении урока английского языка.

Сегодня мы много говорим о деятельностном подходе к обучению, о том, что учитель должен не вкладывать знания в головы своих учеников, а должен научить их самостоятельно добывать знания на ...

Деятельностный подход в самостоятельной работе при изучении математики.

В данной работе рассматривается деятельностный подход в самостоятельной работе при изучении математики....

Реализация деятельностного подхода на современном уроке литературы

Статья посвящена описанию опыта работы по реализации активных форм обучения на современном уроке литературы...

Мастер-класс для учителей: Урок в рамках системно - деятельностного подхода по теме «Культура речи учителя»

Цель мастер-класса - демонстрация урока, соответствующего требованиям ФГОС; информирование педагогов о нормах грамотной речи учителя....

«Осуществление системно-деятельностного подхода при проведении уроков математики»

Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. И одно из главных отличий состоит в том, что в основе Стандарта нового поколения лежит системно - деятельно...

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...