Рабочая программа по истории России 7 класс
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._istoriya_rossii_7_klass.docx44.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Рабочая программа

по учебному предмету

«История России»

для учащихся 7 классов

Екатеринбург 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России»7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
  5. Школьный учебный план на 2014-2015 учебный год.

Курс история России с конца XVI - по XVIII вв. направлен на формирование понимания процессов происходящих в Российском государстве после смерти Ивана Грозного до Павла I.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.

В основе содержания курса истории России   лежат ведущие системообразующие идеи.    В  процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основу изучения курса истории России составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

-Россия на рубеже XVI-XVII вв.

- Россия в XVII в.

- Россия при Петре Первом.

- Россия в 125-1762 годах

- Россия в 1725-1762 годах

Цели курса:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задача курса: совершенствование исторического мышления.

Рабочая программа по истории  России составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.  авторской программы «История России 6-9 классы». А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. - М.; Просвещение. 2006.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

  • С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 40 часов по 2 часа в неделю.

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Из них

Лаб.и

практ.

Экс-

курсии

Сам.

раб.

Контрольно-диагностич.

1

Введение

4н.12

1

-

-

1

-

I.

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.

4

-

-

2

1

2

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

4н.12

1

-

-

1

-

3-4

Смутное время

5н.12-2н.01

1

-

-

1

-

5

Повторительно-обобщающий урок

3н.01

1

-

-

-

1

II.

 Тема 2. Россия в XVII  в.

7

1

-

4

1

6

Новые явления в экономике

3н.01

1

-

-

1

-

7

Территория и хозяйство, политическое положение России в первой половине XVII в.

4н.01

1

-

-

1

-

8

Власть и церковь.

4н.01

1

-

-

1

-

9

Народные движения

5н.01

1

1

-

-

-

10

Внешняя политика

5н.01

1

-

-

1

-

11

Русская культура и быт сословий в XVII в.

1н.02

1

-

-

-

-

12

Повторительно-обобщающий урок

1н.02

1

-

-

-

1

III.

 Тема 3.  Россия при Петре Первом

7

1

1

3

1

13

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

2н.02

1

-

-

-

1

14

Начало царствования Петра Первого. Северная война

2н.02

1

-

-

1

15-16

Реформы Петра Первого

3н.05

2

-

-

1

-

17

Народные движения первой четверти XVIII в.

4н.02

1

1

-

-

-

18

Русская культура эпохи Петра Первого

4н.02

1

-

-

1

-

19

Повторительно-обобщающий урок

1н.03

1

-

-

-

1

IV.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг.

5

-

-

3

1

20-21

Дворцовые перевороты

1-2н.03

2

-

-

1

-

22

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

2н.03

1

-

-

1

-

23

Внешняя политика России в середине XVIII в.

3н.03

1

-

-

1

-

24

Повторительно-обобщающий урок

3н.03

1

-

-

-

1

V.

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг.

12

1

-

5

2

25-26

Внутренняя политика Екатерины II

4н.03

2

-

-

-

-

27

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

2н.04

1

-

-

1

-

28

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

2н.04

1

-

-

1

-

29-30

Внешняя политика Екатерины II

3н.04

2

1

-

-

-

31-32

Россия при Павле I

4н.04

2

-

-

1

-

33-34

Русская культура второй половины XVIII в.

5н.04-1н.05

2

-

-

1

-

35

Быт и жизнь населения России во второй половине XVIII в.

2н.05

1

-

-

1

-

36

Повторительно-обобщающий урок

2н.05

1

-

-

-

1

37

Итоговое повторение

3н.05

1

-

-

-

1

Резерв

3

-

Итого

40

3

-

17

6

Содержание образования

Введение (1 ч.)

 Задача курса истории России XVII-XVIII вв. Россия в конце XVI – начале XVII в. Географические и природно-климатические условия существования Российского государства. Общие закономерности и особенности развития России в сравнении с другими странами Европы и Азии в период перехода от Средневековья к Новому времени.

Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Установление крепостного права. Прекращение династии  Рюриковичей. Б. Годунов. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванцы. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский.

Тема 2. Россия в XVII  в. (7 ч.)

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

 Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Приказная система. Отмена местничества.

Россия во второй половине XVII в. 

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.  Отмена местничества. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С. Разина. Царь Федор Алексеевич.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в. 

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Тема 3.  Россия при Петре Первом (7 ч.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К. Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подчинение церкви государству.  Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (5 ч.)

Дворцовые перевороты.  Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Присоединение новых территорий к России.

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (12 ч.)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:

  1. Данилов А.А., Л.Г. Косулина «История России с конца XVI до конца XVIII века». М.: Просвещение, 2006.
  2. Данилов А.А., Л.Г. Косулина рабочая тетрадь
  3. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XVIII  в. с комплектом контурных карт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государства, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы для учителя:

1.        Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;

2.        Короткова М.В. История России IX-XVIII в. : дидактические материалы / М.В.Короткова. – М.: Дрофа, 2002;

3.        Шестаков А.В. История России в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца XVIII в. : хрестоматия / А.В.Шестаков, 1989;

4.        Колесниченко Н.О. История России XIV-XVIII. / Н.Ю.Колесниченко, 2006

Список литературы для обучающихся:

1.        Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в.: пособие для учащихся / А.Ф.Антонов. – М. : Просвещение, 2003;

2. Хрестоматия по истории России. – М. : Просвещение, 1998;

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М. : ОКО : Эксмо, 2008;

4. Соловьёв С.А. Чтение и рассказы по истории России. – М. : Правда, 1989;

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4. 

-Таблицы и карты  по истории России

-Атласы по истории России - 15

Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).

-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.

-Исторические источники по всем разделам.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.

Сведения о составителях (авторах) программы:

ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Должность: учитель истории

Квалификационная  категория: первая

Наличие учёной степени, почётных званий: нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...