Главные вкладки

    Методическое объединение психологов
    презентация к уроку по теме

    Пунина Юлия Сергеевна

    Презентации-сопровождения

    Фото с выступлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mo_agressivnost.pptx1005.17 КБ
    Файл mo_sdvg.pptx225.51 КБ
    Файл mo_art.pptx238.99 КБ
    Файл punina_yu.s._mo_pesok.pptx853.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружное МО педагогов-психологов ЮАО 3 декабря 2012г. Тема: Технология работы педагога-психолога с агрессивными детьми. Психолог ГБОУ ЦДиК «Южный» Джумазова Ю.С.

    Слайд 2

    Что такое агрессивность ? Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio , что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

    Слайд 3

    Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком ) Ребенок : 1. Часто теряет контроль над собой . 2. Часто спорит, ругается со взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его . Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков . Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

    Слайд 4

    Критерии агрессивности у ребенка (анкета ) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех . С целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл . Высокая агрессивность — 15—20 баллов. Средняя агрессивность — 7—14 баллов. Низкая агрессивность — 1—6 баллов.

    Слайд 5

    Работа с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях: 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

    Слайд 6

    Работа с гневом Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что проявление гнева — недостойная реакция. Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким образом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева».

    Слайд 7

    Вырвавшиеся на свободу негативные чувства могут «осесть» внутри нас, что приведет к различным соматическим проблемам: головным болям, желудочным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. К.Изард (1999) публикует клинические данные, полученные Холтом, которые свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

    Слайд 8

    Некоторые методы и приемы работы психолога с агрессивными детьми Цель работы: выражение эмоций, отреагирование агрессивных импульсов, освобождение от переполняющего гнева

    Слайд 9

    Помочь детям доступным способом выразить гнев может так называемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Стаканчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др .). Ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно.

    Слайд 10

    Ребенок может завести, например, «Листок гнева ». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока.

    Слайд 11

    Можно слепить фигурку своего обидчика из глины или пластилина , разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

    Слайд 12

    Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку , символизирующую врага, глубоко в песок , попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают . Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним, но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир восстанавливается.

    Слайд 13

    О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети. 1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде. 2. Сдувать из дудочки кораблик. 3. Сначала топить, а затем наблюдать, как «выпрыгивает» из воды легкая пластмассовая фигурка. 4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

    Слайд 14

    Игра « Два барана » ( Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Взрослый разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе-е-е ». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

    Слайд 15

    « Маленькое привидение » (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

    Слайд 16

    Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. 4. Наказания не должны унижать ребенка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 8. Развивать способность к эмпатии. 9. Расширять поведенческий репертуар ребенка. 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11. Учить брать ответственность на себя . Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с детьми

    Слайд 17

    Ждем Вас! ЦДиК «Южный» Телефон: +7(499) 794-29-45 e-mail: info@cdik.ru Нахимовский проспект д.6


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружное МО педагогов-психологов ЮАО 28 января 2013г. Тема: Технология работы педагога-психолога с СДВГ. Психолог ГБОУ ЦДиК «Южный» Джумазова Ю.С.

    Слайд 2

    СДВГ: основные методы лечения и коррекции Современный взгляд на проблему коррекции проявлений СДВГ предусматривает комплексный подход, включающий М едикаментозные методы Н емедикаментозные методы психотерапия педагогическая коррекция нейропсихологическая коррекция терапия ММД терапия СДВГ терапия психиатрических нарушений

    Слайд 3

    Специфические препараты - Психостимуляторы (в России в настоящий момент запрещены к применению: Риталин ); - Страттера - атомоксетин (с марта 2007 года в аптеках России). Медикаментозная терапия ММД (не оказывают выраженного влияния на гиперактивность и импульсивность): Ноотропы и нейрометаболические препараты ( Ноотропил , Нооклерин , Фенотропил , Фенибут , Пантогам , Глиатилин , Акатинола мемантин ); Препараты влияющие на метаболизм нейромедиаторов в ГМ ( Кортексин , Церебролизин , Семакс ); Препараты влияющие на мозговое кровообращение ( Кавинтон , Инстенон ). 3. Медикаментозная терапия используемая для коррекции специфических психиатрических проблем (аффективные нарушения, агресивность , тики... и др. психические нарушения иногда сопутствующие СДВГ) ( Сонапакс ( тиоридазин ); Рисполепт ( рисперидон ); Тиаприд ) Современные м едикаментозные методы

    Слайд 4

    Н емедикаментозные методы Метод биологической обратной связи (БОС) Нейропсихологическая коррекция различные методики, направленные, в частности, на улучшение взаимодействия между полушариями головного мозга. Психотерапия (как дополнение к основным методам лечения): - Индивидуальная, поведенческая (модификация поведения, жетонная система); - Групповая (игровая, арт-терапия , в т. ч., например, данс-терапия ); - Семейная (в т. ч. игровая, «семейное дыхание»); Психологические тренинги (уверенности в себе, коммуникативных навыков, и для родителей – тренинги родительских навыков и родительской компетентности). 5. Педагогическая коррекция (как дополнение к основным методам лечения): - обучение метакогнитивным стратегиям (как лучше организовать свою учебу); - учебные программы, ориентированные на индивидуальные стили обучения learning styles – для детей с визуальными, аудиальными или кинестетическими способностями.

    Слайд 5

    Двигательная коррекция СДВГ в рамках нейропсихологического подхода

    Слайд 6

    Нейропсихологический статус ребенка с СДВГ Функциональная недостаточность энергетических структур головного мозга (дисфункция стволовых и подкорковых структур при неблагоприятном течении беременности) Симптом: истощаемость внимания, изменение болевой чувствительности (завышенный болевой порог). Как следствие – сенсорная депривация, невозможность сочувствовать, т.е. дети с СДВГ часто бывают агрессивны. Функциональная недостаточность лобных, префронтальных и премоторных областей ГМ и межполушарного взаимодействия Симптом: нарушение двигательного контроля, расторможенность

    Слайд 7

    Последовательные цели: Повысить уровень работоспособности Научить контролю за движениями Научить контролю за деятельностью

    Слайд 8

    ЭТАПЫ нейропсихологической коррекции СДВГ РАДОСТЬ ДВИЖЕНИЯ: активизация вестибулярно-моторной активности Цель: разгрузить психику от запретов. Свободные действия, простые движения, повышение общей активности. Я МОГУ ОСТАНОВИТЬСЯ: развитие умения управлять своими движениями Любые упражнения с командой «стоп» (вербально или с помощью музыки), ограничение пространства (игрушками, веревками и пр.) ПРЕОДОЛЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ: введение правил после сигнала «стоп» Остановись – посмотри – подумай – сделай, формирование ориентировочной основы деятельности. Все упражнения с условным сигналом (например, смена деятельности по хлопку) Упражнения на регуляцию (игры с соблюдением определенного правила)

    Слайд 9

    ИГРЫ с гиперактивными детьми Игры на тренировку одной функции Функция, на тренировку которой направлены игры Индивидуальные Групповые Внимание "Найди отличие" "Запрещенное движение" "Запрещенное движение" "Передай мяч" "Броуновское движение" Контроль двигательной активности "Разговор с руками" "Море волнуется" Контроль импульсивности "Говори!" "Съедобное-несъедобное" " Съедобное-несъедобное " "Говори!" "Сиамские близнецы" "Слепой и поводырь"

    Слайд 10

    Игры на тренировку двух и трех функций Тренируемые функции Игры Внимание и контроль импульсивности "Кричалки — шепталки — молчалки " "Гвалт" Внимание и контроль двигательной активности "Колпак мой треугольный" "Расставь посты" "Замри" Контроль импульсивности и контроль двигательной активности "Час тишины и час "можно""

    Слайд 11

    Описание игр "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Разговор с руками” (Шевцова И.В.) Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина “ Говори!” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.) Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее: “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” “ Кричалки— шепталки — молчалки ” (Шевцова И.В.) Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

    Слайд 12

    “Гвалт” ( Коротаева Е.В., 1997) Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку. Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово. "Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.) Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. По сигналу педагога “Штиль” все дети в классе “замирают”. По сигналу “Волны” дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя “Шторм” характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой “Штиль”. "Ласковые лапки” Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

    Слайд 13

    “ Броуновское движение” Цель: развитие умения распределять внимание.Все дети стают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге. “ Передай мяч” Цель: снять излишнюю двигательную активность.Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. “Запрещенное движение” Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять’. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружное МО педагогов-психологов ЮАО 25 октября 2013г. Тема: Арт – технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Психолог ГБОУ ЦДиК «Южный» Джумазова Ю.С.

    Слайд 2

    Арт-терапия – это лечение искусством психических или психосоматических заболеваний Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание. МЕТОДЫ АРТ-терапии: Изотерапия Фототерапия Сказкотерапия Библиотерапия Песочная терапия Музыкотерапия Лепка Методы арт-терапии используются с детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста.

    Слайд 3

    В структуре арт-терапевтического занятия выделяются две основные части. Невербальная творческая , неструктурированная. Основное средство самовыражения — изобразительная деятельность . ( 70% сессии ) Вербальная словесное обсуждение проделанной работы и её результатов, обратную связь от участников и ведущего по поводу и возникших впечатлений, ассоциаций от восприятия нарисованного (созданного) и всего процесса работы. ( 30% сессии)

    Слайд 4

    Упражнения для знакомства или настройки. Рисунок себя Рисунок состояния Каракули

    Слайд 5

    Техника "рисование пальцами с использованием гуаши" Основательницей современного рисования пальцами является Рут Ф. Шоу. Не каждый человек может выразить словами, что он испытывает во время страха или другого эмоционально нагруженного состояния. Иногда это легче сделать с помощью рисунка. Рисунки при этом спонтанны, идет полная импровизация. Человек просто следует за ходом своих мыслей. Таким образом можно работать с широким спектром эмоций и чувств: гневом, ненавистью, яростью, обидой, чувством вины, плохим настроением и пр . В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения, а у кого-то - выявление творческих способностей .

    Слайд 6

    Техника «МАНДАЛА" Прежде всего, нужно определить проблему, с которой вы будете работать, и сформулировать ее как можно точнее. Ответьте на вопрос: «Что я чувствую по поводу своей проблемы?». Каждое ощущение, которое вы испытываете из-за своей проблемы, прорабатывается отдельно, по одному за сеанс арт-терапии . Сядьте в удобную позу, разложите необходимые материалы и закройте глаза. Чувствуйте свое тело, начните вспоминать ситуации, связанные с вашей проблемой. Припомните все детали, которые заставляли вас испытывать чувства из вашего списка. Ваша задача – войти в свою душевную боль. Обведите круг на листе бумаги и начните заполнять его теми цветами и формами, которыми хочется. При этом нельзя думать, выбирать, чем рисовать и оценивать то, что у вас получается. Действуйте спонтанно, пусть рука сама выбирает, чем, что и как рисовать. Сохраняйте контакт со своими переживаниями, отпустите контроль и позвольте вашей боли вылиться на бумагу. По мере закрашивания круга отмечайте изменения в своем состоянии – этот этап техники арт-терапии позволяет дать выход подавленным чувствам, ощущениям, от которых вы когда-то отстранились, но которые все еще живут в вас и вызывают различные заболевания и проблемы. Задача арт-терапии – дожить то, что не дожито и таким образом дать ему выход из сознания и тела. Круг нужно закрасить полностью, чтобы в нем не осталось белых пятен. Получившийся рисунок называется « мандала ».

    Слайд 7

    6. Посмотрите на мандалу : что бы она сказала вам, если бы умела говорить? Произнесите это вслух. А если бы она могла слышать, что бы вы ей ответили? В заключение дайте своей мандале имя или название. Подумайте, про что она, что это для вас значит. Теперь запишите в блокнот или на листе бумаги свои озарения, осознания, чувства, вопросы, возникшие по ходу работы. Часто при применении этой техники арт-терапии приходят неожиданные решения проблем, которые вы не могли найти, как озарение понимаются причины страхов и проблем . 4. Когда вы закончили, закройте глаза и почувствуйте изменения состояния, что нового появилось в вас? Например, состояние спокойствия, облегчение. Как можно усилить, закрепить это состояние? Обведите еще один круг и начинайте рисовать, мысленно задавая себе вопрос «Как это (мое состояние) может быть усилено, улучшено?». 5. Теперь поставьте мандалы перед собой и выберите ту из них, которая больше вас «цепляет», вызывает наиболее бурный отклик. Неважно, будет это позитивная или негативная мандала , продолжать работу нужно именно с ней. Отделите ее от листа и созерцайте 10-15 минут, позволяя происходить всему, что происходит внутри вас. Просто замечайте возникающие мысли и чувства .

    Слайд 8

    «Инопланетянин» — индивидуальное арт-терапевтическое занятие Инопланетяне похожи на своих хозяев. Они часто наделены для защиты и нападения клыками, когтями, шипами, оружием, магическими средствами. У девочек инопланетяне чаще напоминают миролюбивых фей с волшебными палочками или мягкие пушистые игрушки, очень редко — злых волшебниц. Часто дети рисуют, как наиболее распространенный образ инопланетянина, гуманоидов, не имеющих отличительных черт. Это говорит о том, что ребенку сложно разобраться самому в своем внутреннем мире, и ему необходимо помочь прорисовать детали гуманоида, определиться с наиболее яркими чертами его характера. В этом случае, взрослому часто приходится самому браться за карандаш и, обсуждая с ребенком детали, рисовать. Будет хорошо, если в результате обсуждения и дорисовки получится симпатичный для ребенка персонаж, вызывающий положительные эмоции. Тогда ребенок может сам подключиться к работе и нарисовать окружение для инопланетянина, дорисовать необходимые детали. «Инопланетянин» — это образ самого ребенка. Иногда ребенок может возвращаться к этому занятию спонтанно, начиная рисовать инопланетян и корректировать их, меняя тем самым отношение к самому себе и к окружающей действительности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Окружное МО педагогов-психологов ЮАО 7 февраля 2014г. Тема: Игровые технологии и техники S andplay в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Нейропсихолог ГБОУ ЦДиК «Южный» Джумазова Ю.С.

    Слайд 2

    S andplay therapy – метод психотерапии, возникший в рамках юнгианской аналитической психологии Человек избавляется от негативных эмоций, мыслей и чувств, «прорабатывая» их через творческое переживание. Показания в проведению песочной терапии у детей: различные формы нарушений поведения; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи, агрессивность; психологические сложности, связанные с изменениями в семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа, переезд); неврозы, возрастные кризисы, психотравмы . Используется с детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста.

    Слайд 3

    «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» ( Дора Калф , «Sandplay», 1980). Юнг определял песочницу как детский аспект коллективного бессознательного , возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка ».

    Слайд 4

    СТАДИИ Взрослые Дети Создание мира Переживание и реконструкция Терапия Документация Переход Демонтаж Создание мира и переживание Реконструкция и Терапия Документация Демонтаж ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

    Слайд 5

    Схема анализа песочного мира Зонирование Прошлое-Настоящее-Будущее Сознательное – Бессознательное Мать-Отец Мысли-Чувства-Действия Архетип Самости

    Слайд 6

    ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТА Номинативное значение объекта Что? О бъект есть то, чем его называет клиент (шишка = дерево, камушки = ступеньки и пр.) 2. Функциональное назначение объекта Зачем? (Дом = жилище, убежище, хранилище, защита..) Символическое значение объекта Значение коллективного бессознательного – религии, культуры, ментальности.

    Слайд 7

    Подлежат оценке: Первая размещенная фигура Отобранное, но не использованное при строительстве Часто переставляемые фигуры Название мира

    Слайд 8

    Работа с психологической защитой и негативизмом :

    Слайд 9

    Примеры песочных картин при различных психических состояниях

    Слайд 10

    Девочка, 4 года. Эмоциональное расстройство после конфликтного развода родителей.

    Слайд 11

    Мальчик, 6 лет. Агрессия, конфликтные отношения в семье.

    Слайд 12

    Девочка, 5 лет. Посттравматическое стрессовое расстройство.

    Слайд 13

    Мальчик, 10 лет. Тревожность, подавляемая агрессия.

    Слайд 14

    Мальчик, 9 лет. Замкнутость, проблемы самооценки, тревожность в отношении оценки со стороны

    Слайд 15

    Девочка, 11 лет. Центральная часть личности после ПТСР

    Слайд 16

    Девочка, 8 лет. Развод родителей

    Слайд 17

    Мальчик, 7 лет. Конфликтные отношения с эмоционально-холодным отцом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Районный конкурс школьных методических объединений «Лучшее методическое объединение учителей физической культуры»

    Добрый день, уважаемые  коллеги!Я рада приветствовать вас на районном конкурсе методических объединений.Слайд№2           Школ у нас в районе мно...

    Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"

    Конкурс методических объединений. Методическое объединение области "Филология"...

    Выступление педагога-психолога на заседании методического объединения

    Выступление педагога-психолога на заседании методического объединения воспитателей с докладом на тему:"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР. Рекомендации"...

    Выступление для педагогов-психологов ДОУ г. Владикавказ в рамках проведения методического объединения по теме: «Применение интерактивных методов работы при взаимодействии с педагогическим коллективом»

    Традиционно взаимодействие психолога и педагогов проходит в основном в вербальной форме: один говорит, другие слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках образовательного процесса позв...

    Выступление педагога-психолога на методическом объединении

    Использование приемов кинотерапии в работе педагога-психолога с родителями...

    Методическое объединение педагогов-психологов Советского района (РМО)

    В данном разделе представлен материал с РМО: планы работы объединения, форма заполнения отчёта по итогу года и пример самого отчёта по итогу работы РМО за год...