Кто такой естественный человек?
учебно-методический материал на тему

Вергазова Оксана Владимировна

Статья для научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takoy_estestvennyy_chelovek.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение……………………………………………………….................3

I. Ретроспекция проблемы "естественного человека" в литературной традиции.

 1.1. Типология образа "естественного человека" в европейской традиции.......................................................................................6

1.2. Своеобразие модели "естественного человека" в русской литературной традиции................................................................12

 II. Трансформация проблемы "естественного человека" в творческом сознании М.П.Арцыбашева (роман "Санин").

2.1. Неонатурализм в контексте литературы XIX-XX веков..........22

2.2. Образ "естественного человека"-идеолога в романе М.П.Арцыбашева "Санин"............................................................24

Заключение………………………………………………………………..32

Список  использованных  источников…..………..……………….....35


                                    Жизнь наша  ̶  бред. Что Санин перед ней? ̶

                                    Невинный отрок, всех нас вместе краше!

                                    Ведь не порок  прославил Арцыбашев, ̶

                                    Лишь искренность, которой нет родней.

  И. Северянин

Введение

Проблема "естественного человека", зародившаяся в литературе в эпоху Просвещения, проходит несколько этапов развития вплоть до начала XX века. Если первоначальный образ "естественного человека" находит полное соответствие с понятием "дитя природы", то в реалистическом сознании представление о естественном человеке не только усложняется и видоизменяется, но и пересекается с мировоззрением "маленького человека".

В начале XX века в рамках неонатурализма вопрос о "естественном человеке" подвергается значительной трансформации и оформляется в новую идейно-эстетическую концепцию. Наиболее ярким теоретиком и представителем неонатурализма является М.П.Арцыбашев. В своем романе "Санин" писатель выстраивает модель "естественного человека", отступая от норм общепринятой морали.

Появление романа М.П.Арцыбашева "Санин" вызвало бурную и неоднозначную реакцию со стороны критики. К.И.Чуковский в статье "Нат Пинкертон и современная литература" отмечал: "...наша литературная критика...теперь занимается чуть ли не одним только "Саниным"..."[27,120].

Одни критики видели в "Санине" изображение "нового типа" человека, свободного от социальных и моральных предрассудков, проповедовавшего любовь и торжество жизни (М.Волошин, А.Вербицкая, П.Коган, А. Блок, И.Северянин). Другие упрекали героя Арцыбашева за его уничтожение общественной морали, воспевание смерти, социальный пессимизм (А.Луначарский, В.Воровский, А.Измайлов, В.Заманская).

На  наш взгляд, наиболее адекватную оценку романа и его героя содержит отзыв немецкого писателя Людвига Гангховера. Критик убеждает нас в том, что мы можем ужасаться "всей этой правде", изображенной  автором, но нельзя возлагать ответственность за нее на писателя, который  ее видел и нам ее показал[16, 54].

Своеобразие  трактовки образа "естественного человека" у Арцыбашева обусловлено прежде всего идейно-эстетической концепцией неонатурализма. Она заключается в том, что у автора появляется обостренный интерес к биологической стороне жизни человека и стремление отойти от общепризнанных норм человеческой морали и психики [13,17-22]. Переоценка социальных и этических ценностей с позиций индивидуализма        выводит на первый план "сильную" личность. У неонатуралиста представление о личности современника имеет двойственную природу. Герои утверждают анархическое своеволие в качестве принципа отношения к миру и человеку, а их антиподы, не принявшие "новую" мораль, изображены как типичные "маленькие" люди, заеденные средой.

Работа М.М.Бахтина "Проблема отношения автора к герою" стала для нас методологической основой, позволяющей определить, насколько близок Санин к позиции автора. Высказывания литературоведа  убеждают нас в том, что "...усвоив завершающий рефлекс автора, его тотальную формирующую реакцию, герой делает ее моментом самопереживания и преодолевает ее; такой герой незавершим, он внутренне перерастает каждое тотальное определение как неадекватное ему, он переживает завершенную целостность как ограничение и противопоставляет ей какую-то внутреннюю тайну, не могущую быть выраженной"[2,21-22].

Таким образом, актуальность настоящей работы объясняется  отсутствием в российском литературоведении работ, освещающих с возможной полнотой  проблему "естественного человека"  в романе М.П. Арцыбашева "Санин".

Цель нашего исследования  ̶ выявить своеобразие модели "естественного человека"  в романе М.П. Арцыбашева "Санин".

Подобный подход определил задачи исследования:

1) изучить научно-исследовательскую литературу по проблеме  "естественного человека";

2)  выстроить ретроспекцию проблемы   "естественного человека" в литературной традиции;

3) выявить своеобразие типа "естественного человека" на образе Санина в одноименном романе;

4) выявить отличия образа "естественного человека" в рамках неонатурализма от традиционного представления.

Объектом  исследования явились произведения русских и зарубежных писателей, представляющие ретроспекцию проблемы "естественного человека" в литературной традиции. А также роман М.П.Арцыбашева "Санин".

Для решения поставленных задач были применены историко-функциональный и культурологический методы  исследования.

Поставленные нами цели и задачи определили структуру нашей работы  ̶ она состоит из  введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

I. Ретроспекция проблемы "естественного человека" в литературной традиции

1.1 Типология образа "естественного человека" в европейской традиции

Зарождение теории о "естественном" состоянии человека относится к европейскому Просвещению. Взгляды просветителей на человека сводятся к тому, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию. Положения  о "естественном человеке", сформулированные в философских трактатах и просветительских романах Ж.Ж.Руссо, являются платформой, на основе которой развивается и трансформируется представление о поставленной проблеме.

Согласно убеждениям Руссо, "естественный человек" сохраняет свою первоначальную невинность и подчиняется только голосу природы. Когда человек находится вне природы и впадает в противоречие с самим собой, забота о самосохранении превращается в эгоистическое чувство  ̶ самолюбие.

Одним из центральных положений философии Руссо, сформулированных в одной из рукописей "Эмиля", является протест против жизни человека в обществе, которое превращает его в "двойное существо". Жизнь в обществе, по мнению просветителя, отражает зависимость благополучия человека от других. Ощущение счастья становится относительным. "Потребность оглянуться на других, чтобы понять, счастлив ли ты сам"[25,34].

Обращает на себя внимание и то, что одной из основных "естественных" потребностей человека, по убеждению автора, является свобода. Руссо заявляет, что человек свободен от рождения. Свобода есть следствие человеческой природы. Поэтому общество для человека должно являться лишь средством защиты своей свободы, но при этом необходимо, чтобы он "...повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше"[25,45].

Призыв Руссо "назад к природе" можно воспринять как разумное предупреждение современному человеку не утратить связь с природой в результате одностороннего культа разума, различного рода условностей и воздействия цивилизации, не уйти полностью от своей первоначальной целостности.

Развитие сентиментализма в европейской литературе указало новые пути к познанию и изображению человека. В отличие от Руссо Лоренс  Стерн доминантой "человеческой природы" объявляет чувство. В "Сентиментальном путешествии" автор анализирует сложный, изменчивый, исполненный противоречий духовный климат человека, легко меняющийся в зависимости от окружающих обстоятельств. "...я не в силах управлять обстоятельствами,  ̶ они мной управляют"[19,98].

Писатель далек от апологии "естественного" чувства, какую мы находим у Руссо. Он дискредитирует характерное для сентиментализма безоговорочное доверие к непосредственному сердечному влечению. В "Сентиментальном путешествии" показано, что человек, следующий своим побуждениям, не всегда безупречен в нравственном отношении: в один момент он может быть доброжелателен, в другой   ̶  себялюбив и своекорыстен.

Рассуждения Стерна  о естественных потребностях человека сводятся к тому, что истинное счастье и радость человек способен испытать, подчиняясь законам природы. Более того, именно в деревенской идиллии, лишенной сословных предрассудков, автор находит полную гармонию внешнего мира с душевным состоянием человека.

Автор, показав диалектику души своего героя, отвергает односторонность рассмотрения характера человека, свойственную как просветителям, так и сентименталистам, не отдает предпочтения ни "ни человеку  разума", ни "человеку чувства". Писатель любит человека таким, каков он есть, со всеми его слабостями и недостатками  ведь именно таким его создала Природа. Стерн говорит о непонимании и нетерпимости, которые существуют между людьми вне зависимости от социальных устоев, показывает сложность души и то, как неразрывно переплетены в ней хорошее и дурное, "нити вожделения" и "нити любви".

Обращение к богатому духовному миру простолюдина, доступное рационалистическому истолкованию, можно считать важным моментом в изучении "естественного человека" в период развития сентиментализма в европейской литературе.

Положения Руссо о человеке оказали значительное воздействие на теоретическую мысль в этом направлении в эпоху романтизма. Романтики указывают на доброе и злое начало в человеке, утверждая двойственность его души.  "Естественному человеку" противопоставляется "общественный человек". С точки зрения представителей этого направления, "естественный человек" обладает огромным запасом воли, протеста, неприятия окружающей действительности. Противостоящая пошлой, ничтожной реальной действительности личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией.

Творческое наследие Иоганна Вольфганга Гете отражает наиболее полное представление о развитии поставленной проблемы на рассматриваемом этапе литературного процесса. Развитие отдельных индивидуумов, с точки зрения автора, протекает под воздействием повседневной практики общественной жизни со всеми ее превратностями и случайностями.

Рассуждая о благотворном влиянии природы на душевное состояние человека, писатель впоследствии приходит к выводу о том, что именно этот путь спасения от обстоятельств общественной жизни подавляет в человеке желание к какой-либо активной деятельности и ведет к обостренной субъективности. Природа становится лишь "прилизанной картинкой", "...и вся окружающая красота не в силах перекачать...из сердца в мозг хоть каплю воодушевления..."[11,37]. Терзания героя, по мысли автора, естественный, "здравый" отклик чувствительного сердца на окружающую дисгармонию, на убожество существующей действительности.

На основе размышлений автора можно заключить, что его  "естественный человек" ̶ это тот "естественный человек" Руссо, который достоин жить в прекрасном, раскрепощенном  мире, но погибает в царстве рабства, произвола и подавленных людских страстей.

Более глубокий взгляд на взаимодействие человека и социальной среды находит отражение в творчестве писателей-реалистов. Исключительным характерам в исключительных обстоятельствах, свойственных эстетике романтиков, они противопоставили изображение типичных характеров в типических обстоятельствах. Реалисты Ф.Стендаль, О.Бальзак, П.Мериме, Г.Флобер, Ч.Диккенс видят в "естественном человеке" не загадочного бунтаря, изгоя общества, разочарованного в современном мире, а прежде всего высоконравственную жизнеутверждающую личность. Эти писатели не идеализируют общественные отношения, подвергают критике культ денег, в жертву которому приносятся нравственные человеческие ценности.

Понимание "естественного человека" в европейской литературной  традиции XX века формируется на основе эстетико-мировоззренческих  принципов  натурализма. Физиологическое изучение темперамента под давлением среды и обстоятельств, внесоциальный, биологический подход к человеку, повышенный интерес к подробностям быта и крайним проявлениям человеческой природы были положены в основу учений писателей-натуралистов.

Закрепив натурализм в качестве категории литературного сознания, Э.Золя в изображении человека интересуется физиологическим и социальным планом, придавая второму большее значение. Автор утверждает, что "...чувства, желания и страсти каждой отдельной личности  ̶  все естественные и инстинктивные проявления человеческой природы, определяют в зависимости от окружающей среды..." ..[9,122].

Из рассуждений Золя в статьях "Экспериментальный роман", "Романисты-натуралисты" можно заключить, что насилие над землей, животными, телом (брак по расчету) ради капитала и беззастенчивого приумножения богатства привело к общественной  дисгармонии, к вырождению, а главное, к девальвации того, в чем  человек  наиболее  естественен  ̶  любви. Теперь любовь воспринимается не как высокое духовное чувство, свойственное каждому человеку, а только как источник физиологической потребности.

"Естественное" состояние человека, с точки зрения Золя, присуще человеку из низшего класса, заключающего в себе подлинное благородство души, бескорыстное участие к человеческому страданию. Он находится в отчаянно тяжелых условиях, но при этом не утрачивает искренность и справедливость. Автор отмечает  в человеке из народа близость к природе, чувства и страсти, недоступные миру буржуа. Его герои, не тронутые тлетворным влиянием цивилизации, в условиях всеобщего разложения морали сохраняют в себе здоровое нравственное начало. Писатели-натуралисты в первую очередь обвиняют цивилизацию в том, что та любовь, которая в природе, вопреки биологическому насилию слабого над сильным, оказывается источником продолжения жизни и мировой гармонии, в человеке преобразуется в инстинкт смерти. Натуралистический человек  ̶  хрупкое равновесие созидательного и разрушительного начал. Любовь  ̶  не только источник гармонии, продолжения рода, но и воплощенное противоречие: насилие "сильного" над "слабым", роковое непонимание между мужчиной и женщиной.

Ставя диагноз современной трагедии, натуралисты утопически мечтают об освобождении человека и достижении земного рая, предлагая разные формы побега от цивилизации: из города  ̶  в сельскую местность,   от "рабства" узаконенного неравноправия в семье  ̶  к свободной любви.

1.2 Своеобразие модели "естественного человека" в русской литературной традиции

Под влиянием эстетики Просвещения вопрос о "естественном человеке", его положении в обществе и взаимодействии с окружающей действительностью получил развитие и в русской литературной традиции.

Благодаря карамзинской прозе, ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью. Писатель убежден в незыблемости морали как основы личности человека. Ему была близка руссоистская антитеза: "нравственность человеческого сердца  ̶  безнравственность общественных институтов" [18,31]. Народ не противопоставлен личности: он вместе с ней включается в мир простоты, безыскусственности и нравственности, которому противополагалась искусственность и ложность социальных институтов.

Карамзин разделял широко распространенные в XVIII веке представления о том, что свобода  ̶  нравственная и политическая  ̶ неотъемлемое природное благо человека. Достоинство человека для него определяется не местом в этом мире, а душевными качествами. Карамзин верит в доброту человека и ценит эту доброту.

В первой сентиментальной повести в русской литературе "Бедная Лиза" автор с просветительских позиций  отстаивает внесословную ценность человека, отказывается от предрассудков. "И крестьянки любить умеют" [12,81], ̶ пишет Карамзин. И это утверждение было новым для русской литературы.

Писатель видит в  городе  средоточие разврата, а в деревне  ̶  заповедник нравственной чистоты. Обращаясь к идеалу "естественного человека" Руссо, Карамзин вводит в традицию деревенский литературный пейзаж. Он уверяет нас в том, что правда живет не в дворцах, а в хижинах, и призывает к тому, чтобы учиться у народа здоровому нравственному чувству.

 Обыкновенного, наделенного всеми слабостями человека, который вынужден бороться с недостатками, автор наделяет званием человека в подлинном значении этого слова. Он далек от совершенства, но отличается добротой и терпимостью.

Из рассуждений писателя можно заключить, что культурный прогресс и нравственное совершенство, с ним связанное, состоят не в создании идеального человека, а в росте терпимости, "совместимости" с другими людьми. Если человечность заключается в слабости и быть человеком  ̶  это не походить на идеал, а сохранять "естественность", то разнообразие характеров становится законом человеческой природы. С этим положением связано стремление Карамзина в "Бедной  Лизе" и других повестях изображать "заблуждающихся" героев.

В рамках сентиментализма представление о "естественном человеке" приобретает новое звучание в творчестве А.Н.Радищева. Писатель высоко ценит демократизм Руссо, учится у него, но решительно не принимает учение о человеке своего учителя.

Радищев в своем "Дневнике одной недели" дает психологическое обоснование несостоятельности теории уединения. Автор доказывает, что восхваляемое сентименталистами одиночество нестерпимо, даже пагубно для человека.  Он пытается найти спасение от одиночества в совете Руссо уйти в себя, но этот путь оказывается обманом. "...нет, тут-то я нахожу пагубу, тут скорбь, тут ад" [16,73]. И тогда герой обращается к людям. Как видим, в противовес идее уединения Радищев выдвигает принцип "общежительства".

Критика положений Руссо о "естественном человеке" опирается в "Дневнике" автора только на психологические доказательства. Поэтому его герой, томимый одиночеством человек, дан вне социальной среды.

Более совершенный взгляд на человека представлен у Радищева в "Путешествии из Петербурга в Москву". Социальный характер эмоций  ̶  главное отличие нравственной жизни радищевского  Путешественника от героев сентиментального искусства. Только простой народ, наделенный свободолюбием, по мнению автора, способен противостоять порочной общественной жизни: "Я не мог  надивиться, нашед толико благородства в образе мыслей у сельских жителей"[19,23].

Писатель показал не только зависимость человека от социальной среды, но и его возможность выступить против нее. Радищев, рассматривая пороки как результат социального зла, гневно обличает и сами пороки, и их источники. Борьбу с этим злом он мыслит в проявлении сострадания к ближнему.

Романтическое представление о "естественном" проявлении человека наиболее полное отражение находит в наследии А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Обращаясь к идеям Руссо, Пушкин подвергает сомнению природную доброту и разумность человека, на которой держалась вера в общественные преобразования. В роли "естественного народа" у Пушкина выступает кочевой народ, лишенный земельной собственности. В поэме "Цыганы" автор отражает мысль о свободном народе, живущем по законам природы, которая исполнена политической остроты.  Писатель строит произведение на противопоставлении "естественной" жизни табора и "противоестественной"  ̶  цивилизации. Он отмечает, что мир цыган  ̶  это мир воли и веселья. Герой поэмы в поисках свободы бежит от культурного общества, из "неволи душных городов", где люди "...за оградой / Не дышат утренней прохладой"[14,65] к цыганам, живущим простой, близкой к природе жизнью.

Пересмотрев вопрос о сущности человека, Пушкин отрицает восприятие "мирных народов" как носителей положительного идеала. Если прежде бедность писатель воспринимал как залог свободы и счастья, а цивилизованное общество как совокупность мучителей, "злых" страстей, то теперь он склонен видеть трагическое несовершенство в самой природе человека.

В "Капитанской дочке" в  образе народного вождя Пугачеве отражается новая позиция автора на природу человека. В герое жестокость соседствует с великодушием, решимость сочетается с осознанием обреченности. Пушкин объясняет, что жестокость не свойственна природе доброго справедливого вождя, а мотивирована изначальной жестокостью со стороны правительства. Пугачев милостив, следовательно, непоследователен, ибо отступает от принципов, которые сам считает справедливыми. Но непоследовательность спасительна, так как человечность таит в себе возможность более глубоких исторических концепций, чем социально оправданные, но схематичные и социально релятивные "законы". В этом смысле особо знаменательно то, что Пугачев одобрительно отзывается о попадье, которая, спасая Машу, обманула пугачевцев: "Хорошо сделала кумушка-попадья..."[15,141]. Пушкин видит в человеческой простоте основу величия и ценит в историческом деятеле способность проявить самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре.

Пушкин доказывает способность "естественного человека" подняться над "жестоким веком" и сохранить при этом в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Вырабатывая в процессе творческой эволюции свою концепцию человека, М.Ю.Лермонтов углубляет представление о реальной  сложности природы человека и многомерности структуры человеческой личности.

Начальной ступенью вопроса о человеке, развитого в романе "Герой нашего времени", можно считать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал. Воздействие природных задатков на формирование человека не мыслится здесь однозначно положительно, как в различных теориях "естественного человека" Нет здесь и фатальной предопределенности в человеке злого начала. Формируясь во многом под воздействием своего "физического характера", душа, по мнению автора, как свободное сознание, способна не только к противоборству со своей природной основой, но  к самопостроению. Писатель убежден в том, что природные склонности, влечения, страсти  ̶  лишь первичные предпосылки "...душевной жизни, принадлежность юности сердца"[17,74], печатью которой отмечены чувства и поступки "детей природы"  ̶ горцев.

При  сопоставлении двух народов, из которых жизнь одного выкроена по европейской мерке и связана условиями принятого общежития, а жизнь другого дика, необузданна и не признает ничего, кроме вольности, Лермонтов отмечает взаимное непонимание в "порочности" общества, во власти его законов. Автор не идеализирует реальных "естественных" людей, не надеется на возможность исцеления героя, испорченного цивилизацией, путем приобщения его к "естественному состоянию". При этом он признает нравственное превосходство гармоничных "детей природы" в отличие от светского человека.

Бэла, Казбич, Азамат наделены у писателя ярко выраженными общечеловеческими качествами, силой страстей, цельностью натуры. Для Бэлы любовь  ̶  искреннее чувство,  не поддающееся никакому влиянию. Страстность, смелость и гордость сливаются в характере Бэлы с трогательной женственностью. Казбич, как и Азамат, проявляет упорство в достижении поставленной цели. Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, которая, по мнению писателя, составляет основу человеческого счастья.

Однако  автор, симпатизируя "естественному состоянию" человека, показывает его ограниченность, обусловленную патриархальной неразвитостью жизни. Гармония со средой, по мнению Лермонтова, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом сознании, в чем одна из причин ее хрупкости в столкновении с "цивилизацией".

Романтические традиции в постижении человека оказали наибольшее влияние на реалистическое представление о поставленной проблеме.

Новые тенденции в разработке теории "естественного человека" находят отражение в творчестве писателей "натуральной школы". Теоретические принципы Я.П.Буткова, отражающие непосредственную связь внутреннего мира человека с общественным строем, сближают понятия "естественный человек" и "маленький человек"

"Естественное" проявление человека писатель находит не в городской цивилизации, а среди людей, поставленных в условия суровой прозы жизни. Слова "почтенный человек", "порядочный человек", "необходимые люди", с точки зрения автора, характеризуют мир лжи, лицемерия, где черное выдается за белое.

Оригинальность трактовки Буткова выражена в том, что она противостоит не только сентиментально-филантропическому освещению облика "маленького человека", но и его идеализации. Писатель в своих произведениях не просто сочувствует обездоленному люду, а показывает, что условия, в которые "маленький человек" поставлен общественным строем, убивает в нем все человеческое, растлевает его морально.

Согласно автору, естественная жизнь человека, осуществляемая по законам нравственности, невозможна при смирении с условиями жизни в социальном мире. Несмотря на характерную для сознания "маленького человека" борьбу смирения и протеста, пробуждения чувства собственного достоинства и невозможность вырваться из-под давящего влияния среды, Бутков остается самостоятельным в трактовке своего героя. Его герой стремится сделаться из незаметного писательского орудия значащим человеком, имеющим свой взгляд.

Однако идея представителей "натуральной школы" о формировании человека под воздействием среды и обстоятельств делает "маленького человека" жертвой окружающей действительности, если даже он пытается в каких-то формах воплотить свой протест, утвердить свою личность.

У Буткова образы людей, подобно Акакию Акакиевичу, никем не защищены, никому не дороги, никому не интересны, но автор сурово осуждает приниженность и забитость бедных чиновников, понимает социальную опасность, которая таит в себе психологию смирения с судьбой. Следует отметить, что понимание "естественного человека", как жертвы окружающей действительности, было характерно и для творчества Ф.М.Достоевского ("Бедные люди").

Наиболее яркое понимание "естественного человека" находит отражение в творчестве Л.Н.Толстого. В повести "Казаки" через изображение казацкой среды писатель воплощает свой идеал жизни человека в ее естественных проявлениях. Для Толстого поиски героем истинного существования невозможны без вступления в конфликт с "цивилизованным" обществом. Только жизнь человека в согласии с природой, отмечает автор, может быть пронизана ощущением внутренней свободы, чистоты и ясности. Вместе с тем картины природы, с одной стороны, оттеняют внутреннюю широту, естественность героев из народной среды, а с другой  ̶  подчеркивают узость, изломанность, свойственные людям "цивилизованного" мира. Писатель постоянно соотносит жизнь человека с жизнью природы. Характерно сопоставление Марьяны с природой, подчеркивающее непосредственность, силу характера женщины-казачки. "Каждый день передо мною далекие снежные горы и эта величавая, счастливая женщина...она, как природа, ровна, спокойна и сама в себе"[16,56]. Органическая близость к природе, стимулирующая живые, здоровые проявления человеческой натуры, оттенена и в образе Ерошки. Мы не видим в жизнелюбии Ерошки плотской жадности, эгоистической замкнутости. Душевная "открытость", оригинальность его восприятия мира предстают в живом сплетении с его человеческими изъянами. Но при всех обстоятельствах Ерошка остается самим собой, человеком внутренней независимости, человеком широкой души.

Стихийная широта характера "естественного человека" привлекает внимание Толстого как нечто противостоящее расчетливому практицизму, мелочности и фальши "цивилизованного" общества. Противоречие между этим "цивилизованным" миром и жизнью простых людей с их живыми человеческими стремлениями, поиски истинных начал бытия, соответствующих высокому назначению человека, являются, в понимании автора, движущим началом.

"Естественная" жизнь, по Толстому, должна осуществляться в соответствии с нравственным законом, который не является чем-то внешним и временно установленным людьми. В понимании автора нравственный закон есть закон любви, движение непосредственного чувства, "....влечение к добру и отвращение к злу" [16,164]. Результатом нравственного поведения является состояние душевного равновесия, "...приводящее человека в связь с целым всего мира и делающее его братом всех людей"[16,127].

На основании "естественных" человеческих потребностей Толстой неоднократно в своем творчестве обращается к вопросу о взаимоотношении народа и общества. Показывая, что жизнь "естественного человека" протекает вне благ цивилизации, что технические достижения не только не улучшают его положения, но  часто умножают его страдания, писатель склонен был отрицать пользу многих завоеваний науки и техники.

Переосмысление натуралистического метода в творчестве неонатуралистов привело не только к развитию представления о "естественном человеке", но и к значительной трансформации первоначального взгляда на сущность человеческой природы. В концепции М.П.Арцыбашева и писателей его круга проповедуется новая "естественность", основанная на новых нормах человеческого поведения.

Таким образом, теория "естественного человека", зародившаяся в европейском Просвещении, играла значительную роль в эстетике всех литературных направлений.

Ценность природных качеств человека утверждали сентименталисты, противопоставляя "естественного человека"  ̶  цивилизованному. Идеал свободы личности реализовывали романтики, находя трагическое несовершенство в самой природе человека. Сближение понятий "маленький человек" и "естественный человек", единство духовного и плотского начал было характерно для реалистического мировоззрения. В рамках натуралистического восприятия окружающей действительности проблема "естественного человека" подвергается значительным изменениям и приобретает новое выражение в творческом сознании неонатуралистов.

II. Трансформация проблемы "естественного человека" в творческом сознании М.П.Арцыбашева (роман "Санин")

2.1 Неонатурализм в контексте литературы XIX-XX веков

В связи с проблемой натурализма конца XIX столетия в исследовательской литературе возникает вопрос о течении, возникшем на русской почве в девятисотых годах,  ̶ неонатурализме. На новом этапе литературного развития наблюдается отход писателей от преимущественного интереса к воссозданию среды и жизненной эмпирики к психофизиологическому характеру трактовки личности и биологизму в интерпретации общественного развития [24,234-256].

Важной особенностью художественного мышления неонатуралистов стало прежде всего изживание тех черт натуралистического метода, которые указывали на зависимость русских писателей "натуральной школы" от реализма, от традиций русской классической литературы XIX века. Попытки неонатуралистов "преодолеть" и осовременить русскую классику привели к переосмыслению психологии героев, созданных Толстым и Достоевским, ее упрощению и приспособлению к собственным идейным схемам.

Обостренный интерес к биологической стороне жизни человека и стремление отойти от общепризнанных норм человеческой морали и психики стали опорными методологическими принципами неонатуралистов. Это было уже не стремление опереться на данные экспериментальной физиологии и психиатрии, положить в основу социологического исследования более или менее прочный естественно-научный фундамент, а весьма поверхностное биологизирование, возводившее в "закон" бытия вполне обыденные и расхожие представления о физиологических отправлениях человеческого организма. Элементарные физиологические потребности возводятся в норму человеческого поведения.

Характерным проявлением неонатурализма является творчество М.П.Арцыбашева, в котором автор попытался обосновать теоретическую платформу и практическую эстетику нового направления в литературе. В отличие от натуралистического мировоззрения неонатурализм оказывается близким мироощущению литературы декаданса. Об этом свидетельствует отказ писателей арцыбашевского типа от социальных и моральных критериев творчества, а также субъективизм авторской позиции. При этом на первое место выходит исследование сферы инстинктов человеческой жизни.

Утверждается неонатуралистическая концепция личности и вульгарно-биологическая модель общественного развития. Если у реалистов человек чаще всего изображается как производное среды и обстоятельств, то у неонатуралиста представление о личности современника имеет двойственную природу. Герои утверждают анархическое своеволие в качестве принципа отношения к миру и человеку, а их антиподы, не принявшие "новую" мораль, изображены как типичные "маленькие" люди, заеденные средой.

Сведение личности к сумме ее абстрактно-теоретических воззрений, конструирование "героев"-идеологов  ̶  важнейший принцип неонатуралистической характерологии, игнорировавшей не только опыт реализма, но и "социологическое" обоснование характера героя, обязательное для "старого" натуралистического восприятия. Единственным и вечным законом жизни признается только борьба за существование. Мечта о лучшем будущем объявлялась иллюзией.

Таким образом, на первом плане в произведениях неонатуралистов оказались не быто- и нравоописание, а "сущностные" проблемы, разрешение которых основано на новой идейно-эстетической концепции М.П.Арцыбашева.

2.2 Образ "естественного человека"-идеолога в романе М.П.Арцыбашева "Санин"

Традиционный для европейской литературы образ "естественного человека" является читателю как некий символ естественной среды. Он  ̶  ее дитя и оправдание. Живет по законам природы, "натуры", не размышляет и не дает оценок своему существованию. Достоинством такого типа личности считалась цельность натуры, отсутствие внутренних противоречий, рефлексии.

Арцыбашев создает образ "естественного человека"-идеолога Он осмысляет те жизненные принципы, по которым живет, более того, он пытается обратить в свою веру окружающих его людей. На страницах романа выстраивается целая концепция "естественного существования" в современном мире. Возникает вопрос: в каких отношениях находятся автор и его герой? Не стал ли художественный образ иллюстрацией к нравственно-философской концепции жизни автора?

М.М.Бахтин, исследуя взаимоотношения автора и героя в эстетической деятельности, представил несколько вариантов таких отношений. В первом случае, "...герой завладевает автором" [2, 18]. Его жизненная позиция оказывается настолько авторитетной для автора, что он оказывается неспособным определить убедительную и устойчивую точку зрения вне героя. Во втором случае, "...автор завладевает героем, вносит вовнутрь его завершающие моменты..."[2,20]. Герой определяет свое поведение, подчиняясь установке автора. В третьем случае, "...герой является сам своим автором, осмысливает свою собственную жизнь эстетически, как бы играет роль..."[2,21]. Такого героя отличают целостность натуры и самолюбие.

Анализ структуры образа Санина говорит о том, что герой в романе Арцыбашева в значительной степени поглощен автором. Он с самопереживанием усваивает его новую жизненную концепцию, но преодолевает ее, следуя своему самосознанию.

Некоторый схематизм образа Санина наблюдается с первых страниц романа. Мы не знаем, как сформировался такой тип личности, с цельной, осмысленной им идеологией. Автор довольно туманно говорит об особых обстоятельствах, не конкретизируя их: "Никто не следил за ним, ничья рука не гнула его, и душа этого человека сложилась свободно и своеобразно, как дерево в поле. Он не был дома много лет и когда приехал, мать и сестра почти не узнали его: чертами лица, голосом и манерами он изменился мало, но в нем сказывалось что-то новое, незнакомое, что созрело внутри и осветило лицо новым выражением" [1,19]. Образ Санина слабо детерминирован, но на основе суждений, поведения героя и его взаимоотношения с окружающими людьми представление о нем постепенно усложняется и приобретает неоднозначное восприятие.

Поведение Санина свидетельствует о его обособленности от общества, изображенного в романе. Само отношение Санина к событиям, происходящим в городке, отношение равнодушное, равнодушное даже в тех случаях, когда нормальный человек, казалось бы, должен испытывать ужас, сострадание или отвращение. Он живет сам по себе, не связанный ни с кем узами любви, дружбы или ненависти. Постоянная улыбка на лице героя подчеркивает или самодовольство, или великодушие и свидетельствует "...об отсутствии страданий и переживаемой борьбы"[1,20]. Уже первое восприятие героя позволяет выразить мысль о том, что Санин является индивидуалистом, носителем новой, многим непонятной жизненной позиции.

Арцыбашев рассказал по-своему о людях, о которых уже много было написано. Обитатели провинциального городка, офицеры, мещане, студенты, молодые девушки, стремящиеся к знаниям и культуре  ̶  все втянуты в орбиту взаимоотношений с Саниным, человеком "нового типа".

Окружающие Санина люди видят в нем человека, который не оправдал их ожидания. Более того, безразличное отношение героя к собственным суждениям, не позволяет им понять "когда он смеется, а когда говорит серьезно"[1,29]. Но люди тянутся к Санину, потому что он всегда остается самим собой, он цельная натура, которая сохраняет независимость суждений и поступков. В понимании героя, природа каждого человека порочна, так как "...всякий человек и лжет, и предает, и "прелюбы" это самое творит по мере сил...Не жди от него ничего хорошего, и тогда то дурное, что он будет делать, не будет причинять тебе горя..." [1,212]. Эта мысль не рождает в Санине чувство неприятия, а, напротив, считается им вполне естественной. Взгляд Санина на природу человека разделяет и его друг, учитель Иванов, который считает, что "...пороков в человеке всегда будет предостаточно..." [1,56]. Санин уверяет нас в том, что стремление человека почувствовать себя частью другого человека или частицей целого общества, принесет ему только боль и разочарование. Именно поэтому Санин предпочитает жить в одиночестве.

Эта идея не имеет ничего общего с романтическим двоемирием. Санин не считает себя исключительной личностью, презирающей пошлый, ничтожный мир. Он утверждает ценность индивидуальности, которая может сложиться только вне общественного уклада.

По мнению героя, основной жизненный принцип человека заключается в разнообразии и получении удовольствия. Поэтому мерилом своих действий Санин признает не требования общепринятой этики, а внутренние убеждения, голос совести. Наслаждения помогают человеку радоваться каждому прожитому мгновению, помогают избавиться от навязчивых убеждений и напрасных надежд. Санин убежден в том, что "...потребность и понимание наслаждений есть одна из немногих черт, которыми естественный человек отличается от животного"[1,41]. Следовательно, человек должен добиваться своих наслаждений, так как неудовлетворенный в своих желаниях человек страдает, а "...человек не создан для страданий и не страдания же идеал человеческих стремлений..."[1,45]. В этом высказывании проявилась антихристианская позиция Санина. Влияние философии Ницше и кризис христианства, переживаемый на рубеже веков, отчетливо проявились в мировоззрении героя.

Рассуждая о нравственных человеческих ценностях, Санин раскрывает свое представление о разнообразии жизни. Он не приемлет скучную жизнь, считая ее бесполезным прозябанием. Для героя такие, на первый взгляд, противоположные понятия, как мерзость и искренность, соединяются в одно целое и не противоречат, а дополняют друг друга. Мерзкий человек вызывает в Санине занимательность. Именно в нем он, исходя из общей концепции человека, видит "совершенную искренность и естественность", так как мерзкий человек свободен в своих действиях и поступках, независимо от их морального или аморального содержания. "Да, мерзавцы  ̶ самые искренние люди, притом и самые интересные, ибо пределов и границ человеческой мерзости даже и представить себе нельзя"[1,42]. Приветствуя пьяное состояние человека и связывая его с одним из ярких проявлений человеческой мерзости, Санин объясняет это тем, что в пьяном виде человек не задумывается о насущных проблемах и заботах, поступает так, как подсказывает не сознание, а воля, то есть появляется полная свобода в своих действиях. Кроме того, преимущество нетрезвого состояния состоит и в том, что мерзость по отношению к другим людям исчезает, а на первом плане появляется доброта.

Санин считает необходимым выражать свои мысли в том виде, в котором они рождаются в сознании говорящего. Не следует скрывать истинное мнение из-за боязни вызвать со стороны других людей неприятие, злость и обиду. "Я говорю, что думаю, а вы говорите не то, что думаете...Если бы мы были искреннеее, было бы гораздо занимательнее!" [1,180].

Для осуществления жизни человека в гармонии с самим собой ему, по мнению Санина, необходима уверенность в своей правоте. При этом не имеет значения, каким способом достигается правота. Это зависит не от человека, а от случая и обстоятельств. Самым страшным Санин считает рабство человека, подвергнутого насилию над его волей. Поэтому он, несмотря на установленные нормы поведения, открыто и свободно вступает в противоречия с окружающими людьми, если их поведение вызывает у него неприятие или противоречит его потребностям. "Если вам хочется драться  ̶ ступайте оба вон и деритесь, где хотите...Вы не имеете никакого права заставлять нас слушать вашу бессмысленную ссору!" [1,274].

Человек, в понимании Санина, является частицей жизни и не может подняться выше нее. Неудовлетворенность жизнью он связывает с неумением или боязнью человека брать от нее все "то большое и лучшее", что ему нужно для счастья. Исповедуя такую философию, Санин закономерно приходит к пониманию смысла жизни как наслаждения. Хотя Санин и индивидуалист, его индивидуализм не абсурден, то есть не является эгоизмом: он видит свое личное счастье не только в удовлетворении собственных физиологических и психологических потребностей, но также и в счастье близких ему людей. Обладая сильной волей и колоссальным грузом скептицизма, Санин низвергает законы существующей обывательской морали и предрассудки людей, отрицает смысл любой деятельности и в то же время провозглашает культ сиюминутного удовлетворения собственных желаний каждым человеком и в этом видит смысл раскрепощения личности.

О том, что Санин сближается с концепцией автора, говорит тот факт, что он, пожалуй, единственный герой романа, который по-настоящему близок к счастью. Он живет, получая от жизни все, что ему требуется, и при этом, что особенно важно, не причиняет вреда другим. Более того, в образе Санина Арцыбашев создает человека свободного, живущего только в согласии со своей собственной природой. Герой способен на проявление жалости к окружающим его людям. В Лиде его привлекает гармоничное, красивое существо. Он помогает  осознать ей свою естественную потребность жить, несмотря на тесные рамки морали. Поэтому между Саниным и жителями родного провинциального городка невозможно взаимопонимание и чувство привязанности. Герой остается одиноким, но покидает этот город без сожаления, а, скорее, даже с радостью. При этом он даже не вспоминает сестру или мать, наиболее близких, казалось бы, ему людей. Санин не мыслит продолжение своей скучной, однообразной жизни среди этих людей и оставляет ее в поисках новых людей и ощущений.

Санин выражает позицию Арцыбашева, который определяет смерть как логическое завершение жизни. Притом он считает, что иначе и не должно быть. Санин говорит: "Попробуйте представить себе вечную жизнь  ̶  это ведь та же смерть..."[1,98]. Отсюда можно сделать вывод, что жизнь представляет собой изменение: сначала  ̶  развитие, рост, а затем  ̶  старение, упадок. И это естественно, это наблюдается везде в природе.

Рассуждая о жизни и счастье, Санин также отрицает нормы общепринятой морали, доказывая их несостоятельность. В поцелуе сестры как женщины Санин находит способ возрождения ее к жизни, наслаждаясь при этом сам. Несмотря на аморальность поступка Санина, у Лиды появляется желание жить. Поступок Санина по отношению к сестре свидетельствует о том, что пробуждение в человеке стремления к жизни и счастью должно быть рассмотрено как спасение, не ограниченное нормами поведения и морали.

Санин ценит в жизни "женскую молодость" и красоту, которые наполняют жизнь счастьем. Поэтому в удовлетворении женщиной мужчины он видит не падение и утрату целомудрия, а проявление страсти, смелости и "поэзии силы". Именно ограниченность жителей уездного города является, по мнению героя, основной причиной неприятия его мысли.

С уверенностью можно сказать, что тема взаимоотношения мужчины и женщины в романе Арцыбашева является одной из главных. Однако раскрывает он эту тему в рамках эстетики неонатурализма. Любовь, с точки зрения Арцыбашева, это единство женского и мужского начала, единство духовного и плотского. Автор объясняет любовь не только психологическими причинами, не только единством душ, а чисто физиологическими причинами. Писатель отвергает миф о платонической любви. В том, что женщина является источником удовлетворения потребностей мужчины, автор и его герой не находят ничего постыдного, считая такое поведение вполне естественным.

Заключение

На основе анализа текста романа М.П.Арцыбашева "Санин" и исследовательской литературы по нашей проблеме  мы пришли к следующим выводам.

Теория "естественного человека", зародившаяся в европейском Просвещении, играла значительную роль в эстетике всех литературных направлений. Ценность природных качеств человека утверждали сентименталисты, противопоставляя "естественного человека"  ̶  цивилизованному. Идеал свободы личности реализовывали романтики, находя трагическое несовершенство в самой природе человека. Сближение понятий "маленький человек" и "естественный человек", единство духовного и плотского начал было характерно для реалистического мировоззрения. В рамках натуралистического восприятия окружающей действительности проблема "естественного человека" подвергается значительным изменениям и приобретает новое выражение в творческом сознании неонатуралистов.

Переосмысление реалистического и натуралистического методов в творчестве неонатуралистов привело не только к развитию представления о «естественном человеке», но и к значительной трансформации традиционного взгляда на сущность человеческой природы. В концепции М.П.Арцыбашева и писателей его круга проповедуется «новая естественность», основанная на тех нормах человеческого поведения, которые сформировались в эпоху кризисного состояния общества.

Роман М.П.Арцыбашева «Санин» стал практической эстетикой неонатурализма с его обостренным интересом к биологической стороне жизни человека и стремлением к свободе от общепринятых норм морали. Образ Санина стал своеобразной иллюстрацией авторской концепции «естественного человека».

Герой романа Арцыбашева ощущает себя частью природного мира, но его гармония с природой  нарушается, когда он испытывает неудовлетворение  жизнью.  В Санине развита способность слияния со стихией природы, общение с которой для героя является условием обретения свободы. Проявление свободы было характерно и для романтического восприятия действительности, но у Санина свобода находит крайние формы проявления, доходя до абсурда. Санин выступает как гармоничная личность. Об этом свидетельствует целостность его внутреннего и внешнего мира.

Не менее важным критерием "естественности" человеческой личности является нравственная свобода. Санин дорожит своей полной независимостью от предрассудков окружающего его общества. Он вступает в открытый конфликт с убогой моралью провинциального городка. В жизненной позиции Санина выражается, во-первых, антихристианская модель поведения (в христианской этике основные ценности  ̶ страдание и смирение); а, во-вторых, проявляется анархическое своеволие и крайний индивидуализм.

Одним из основных аспектов характеристики "естественного" состояния человека является эротический аспект. Традиционный тип "естественного человека" любит самозабвенно, жертвенно, с осознанием духовности. Герой романа Арцыбашева видит в женщине только источник удовлетворения естественных потребностей мужчины. Проповедуя любовь не как платоническое и высокое нравственное понятие, Санин призывает человека освободиться от напрасных предрассудков, которые сковывают его волю и желания, тем самым принуждая человека жить в разладе с самим собой, не испытывая счастья от каждого прожитого мгновения.

Философский аспект концепции "естественного человека" связан с проблемой жизни и смерти, счастья и смысла человеческого существования. Герой Арцыбашева не видит смысла в вечной жизни, а смерть считает естественным исходом пребывания человека на земле. Смысл существования он видит в том, что, не веря во всеобщее счастье, человек должен жить настоящим днем, испытывая наслаждение от каждого прожитого мгновения. Кроме того, Санин убежден в порочности человеческой природы. Он отмечает доброе и злое начало в человеке. Поэтому с целью избежать пагубного влияния со стороны окружающих людей он призывает к одиночеству.

Достоинством традиционного для европейской литературы образа "естественного человека" считалась цельность натуры, отсутствие внутренних противоречий, рефлексии. В свою очередь Арцыбашев создает образ «естественного человека»-идеолога. Он осмысляет те жизненные принципы, по которым  живет, более того, Санин пытается обратить в свою веру окружающих его людей, призывает смело и свободно жить удовлетворением естественных потребностей  и  получением наслаждений. Такой подход был неприемлем в литературной традиции.

Список  использованных  источников

1. Арцыбашев М.П. Собрание сочинений: В 3 т.  ̶  Т.1.  ̶  М.: Терра, 1994.  ̶  735 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.  ̶  387с.

3. Бердышева Л.Р. Проблема героя в творчестве М.П.Арцыбашева. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.

4. Бердышева Л.Р. Философия ненависти и любви в прозе Л.Андреева и М.П.Арцыбашева // Эстетика диссонансов. ̶  Орел, 1996.

5. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX веков. М., 1997.

6. Венгеров С. М.П.Арцыбашев // Новый энциклопедический словарь.  ̶  Т.З. ̶  СПб, 1981.

7. Данилин Я. «Санин» в свете русской критики. М., 1908.

8. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX -начала XX веков. Л., 1985.

9. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе рубежа XIX -XX веков. М., 1991.

10. Еременко Л.И., Карпова Г.И. Хотел быть услышанным // М.П.Арцыбашев. Санин; Кровавое пятно; Рабочий Шевырев. Кемерово, 1990.

11. Еременко Л.И., Карпова Г.И. Философско-эстетические искания М.П.Арцыбашева в романе «Санин» // Серебряный век. Кемерово, 1996.

12. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания. Магнитогорск, 1996.

13. Зарубежная литература XX века / Под ред. Л.Г.Андреева. М., 2004.

14. Иезуитова Л.А. О «натуралистическом» романе в русской литературе конца XIX начала XX в. (П.Д.Боборыкин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.В.Амфитеатров) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984.

15. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И.Плавскина. М., 1991.

16. История русской литературы: В 4 т. / Под ред. К.Д.Муратовой. Л., 19801983.

17. История русской литературы. XX век. Серебряный век / Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, Е.Эткинда. М., 1995.

18. Катаев В.Б. Натурализм на фоне реализма (о русской прозе рубежа XIX-XX вв.) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2000. № 1.

19. Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков: 1890-е начало 1920-х годов: В 2 т.  ̶  Т. 1.М., 2001.

20. Колобаева JI.А. Концепция личности в русской литературе XIX-XX вв. М., 1987.

21. Корнетов Г.Б. Педагогическая мысль французского Просвещения. Ж.Ж.Руссо // Западная педагогика XII-XIII веков. М., 2002.

22. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX в. Калинин, 1983.

23. Никоненко С.С. Михаил Арцыбашев // М.П.Арцыбашев. Тени утра. Роман, повести, рассказы. М., 1990.

24. Никонова Т.А. «Новый человек» в русской литературе 1900-1930-х годов. Воронеж, 2003.

25. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

26. Философов Д. Предисловие // М.П.Арцыбашев. Записки писателя. Варшава, 1927.

27. Чуковский К. И. Собрание сочинений. ̶ Т.7, М., Терра-Книжный клуб, 2003 г.

28. Щенников Г.К. Русский натурализм и его уроки // Русская литература. М., 1992. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

Презентация "Естественный отбор. Формы естественного отбора"

Презентация предназначена для 9-х классов, изучающих биологию по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.Слайд № 1: Заглавный слайдСлайд № 2: Определение естественного отбора и борьбы за с...

1. Что такое полилингвизм, «стихийный» и «естественный» билингвизм?

Что такое полилингвизм, «стихийный» и «естественный» билингвизм? Тормозит ли билингвизм развитие ребёнка? В каком соотношении находятся 2-3 языка у билингва и что влияет на выбор одного из языко...

«Интеграция курсов естественно-научных дисциплин для формирования естественно-научной грамотности обучающихся»

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Понятие «интеграция» может иметь д...