метод проектов
статья ( класс) на тему

Сидягина Людмила Анатольевна

Статья о методе проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Сидягина Л.А

Пильнинская средняя школа №2

Доклад « Метод проектов»

  • "Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде
  • проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта"

У истоков проектного метода стояли Джон Дьюи  и Уильям Херд КИЛПАТРИК  

   Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания.

  Это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.

                                           

  • С точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать  проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Актуальность организации проектной деятельности учащихся

  • необходимость  не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания  самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений
  • значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему
  • необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.

Педагогический потенциал проектной деятельности

  • Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности:
  • создания у учащихся образа цельного знания
  • повышения мотивации учащихся в получении дополнительных
    знаний
  • изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и
    обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать
    задачу проекта, найти метод анализа ситуации)
  • Воспитательный потенциал заключается в формировании:
  • значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство,
    толерантность)
  • чувства ответственности и самодисциплины
  • способности к методической работе и самоорганизации
  • желания делать свою работу качественно

  • Развивающий потенциал проектной деятельности состоит:
  • в выявлении исследовательских и творческих способностей личности, способностей к самоопределению и целеполаганию
  • в формировании умений самостоятельно конструировать знания
  • в развитии коммуникативных умений и навыков
  • в развитии способностей ориентироваться в информационном пространстве
  • в умении работать с текстами
  • в формировании навыков анализа и рефлексии
  • в умении представить результат своей работы

Типология проектов

Доминирующая деятельность

исследовательская

творческая

ролевые игры

информационная

прикладная

Предметно-содержательная область

монопроект

 межпредметный проект

Этапы проектной деятельности
(по Л.Л. Розанову)

  • 1.        Организационно-подготовительный
  • выбор темы исследования
  • определение задач проекта
  • определение объектов и явлений, охваченных исследованием
  • поиск реальной проблемы подлежащей решению
  • составление предварительного плана
  • определение участников, методов, приемов исследования
  • овладение терминологией
  • анализ проведенных исследований по решению этой же проблемы
  • 2.        Поисково-исследовательский
  • разработка программы исследования
  • подготовка материально-технического обеспечения
  • сбор и изучение необходимой информации
  • непосредственное     исследование     на     основе     применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза
  • 3.        Отчетно-оформительский
  • составление названия исследовательского проекта
  • изложение   проекта,   в   котором   должны   быть   четко   сформулированы
    проблемы    исследования,    условия   её   постановки,    цель,    общий   метод
    исследования, новизна полученных результатов
  • 4.        Информационно-презентативный
  • защита проекта, включающая актуальность и наличие исследовательской
    части в решении проблемы
  • самооценка и оценка проектов

Правила и принципы успешности проектной деятельности

Четкость постановки цели проекта

Команды не соревнуются

Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание

В команде нет лидеров. Все члены команды равны

Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»

Личностные качества, которые позволяет формировать метод групповых проектов

  • Умение работать в коллективе.
  • Умение  брать   на  себя  ответственность  за   выбор, решение и т. д.
  • Умение разделять ответственность.
  • Умение анализировать результаты деятельности.
  • Способность     ощущать     себя      членом  команды (подчинять    свой    темперамент,    характер,    время интересам общего дела).

Трудности, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе проектирования

  • Постановка ведущих и промежуточных целей и задач.
  • Поиск    пути    их    решения,    оптимальный    выбор    при наличии альтернативы.
  • Осуществление, аргументация выбора.
  • Осознание последствий выбора.
  • Совершение  самостоятельных  действий   (без   подсказки взрослого).
  • Сравнение полученного с требуемым.
  • Корректировка  деятельности  с  учётом   промежуточных результатов.
  • Оценка   процесса   (самой   деятельности)   и   результата проектирования.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ

1. Продумать темы проектов, исходя из  общей темы занятий,  возрастных и индивидуальных особенностей каким узким или комплексным будет проект, в рамках предметной области или межпредметным.

     Тема должна быть:

     интересной,  открывать возможности для самостоятельного выдвижения и реализации им новых идей,  развивать и закреплять имеющиеся ЗУН,  учитывать ресурсное обеспечение школы, ТБ и время отводимое на выполнение проекта,  обеспечивать создание полезного результата (продукт, вещь, услуга).  

2. Определить:

  •   Круг основных вопросов, подлежащих изучению в рамках проекта.
  •   Конечные и промежуточные цели и задачи (чего достигнет ученик в результате выполнения проектного задания), основные ЗУНы, которые предстоит усвоить ему в процессе выполнения проекта, как будет формироваться его умственные действия, общеучебные умения.
  •   Внутрипредметные и (или) межпредметные связи.
  •   Практическую направленность проекта.
  •   Какие знания будут необходимы для выполнения проекта.
  •   Индивидуальная или групповая проектная работа предполагается (рекомендуется).
  •   Наличие литературы для выполнения проекта.
  •   Форма отчета по проектному заданию. Где прозвучит проект: в рамках класса, школы и т.д.
  •   Разработать критерии оценки.
  •   График консультаций.

Паспорт проекта

  • Тема:  
  • Авторы:  
  • Координатор:  
  • Учебные предметы:      
  • Вид проекта:  
  • Проблема:
  • Цель:
  • Задачи:
  • Этапы:

    1. Начинание:

    2. Планирование:

    3. Поиск информации:

    4. Выполнение:

    5. Рефлексия:

    6. Оформление:

    7. Защита:

    8. Презентация:

  •  Методы: 
  • Содержание:
  • Результативность:
  • Сферы применения проекта:
  • Адресная направленность:
  • Форма презентации:

Что такое защита проекта?

  • Защита проекта – это публичная презентация результатов Вашей деятельности

Примерная структура защиты

  • Краткое представление
  • Название проекта, его цель и концепция
  • Структура проекта и его основное содержание
  • Преимущества вашего проекта
  • Заключение

Проекты на уроках биологии

  • Среднесрочный  проект в 9 классе «СПИД не спит»  (тема: «Вирусы)
  • Краткосрочный проект в 8 классе «Составление дневного рациона питания» (тема «Нормы питания»,)
  • Проекты в 11 классе:
  • «Старение организма»
  • «Кто наши предки?»
  • «Как возникла жизнь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как метод формирования у учащихся УУД.

Тем , кому интересна пректная деятельность учащихся, будет полезна данная публикация и ее приложения. В других разделах я размещу разработки учебных проектов с их содержанием и презентациями. Буд...

«Метод проектов» - универсальных дидактический метод.

«Метод проектов» – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию личности учащегося, на развитие его интеллектуальных и физических во...

Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде"

Данную методическую разработку "Поисково-исследовательский этап метода проекта: метод обучения в команде" можно рекомедовать педагогам дополнительного образования ОУ в помощь при реализации творческих...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Метод проектов и дифференцированный метод обучения

Сущность собственной методической системы...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...