статья "Работа с неуспевающими"
статья ( класс) на тему

Иванова Елена Викторовна

В данной статье я представила причины неуспеваемости и методы решения данной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_rabota_s_neuspevayushchimi.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с «неуспевающими»

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие. Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми? Об этом моя статья.

Во многих школах существует проблема «неуспевающих» учеников.

Наша школа не является исключением. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что большинство педагогов – высококвалифицированные специалисты, имеющие значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников.

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Я не ошибусь, если скажу, что неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из основных школьных проблем. Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы.

Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи. Я тоже, в течение всей свой педагогической деятельности, анализирую причины «неуспеваемости», ищу пути ее преодоления, способы оказания помощи данной категории обучающихся.

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. 

Внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных школьников.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем нам кажется на первый взгляд.

В глазах учителей, как правило, все неуспевающие школьники на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости - это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание.  А ведь всех неуспевающих учеников можно разделить на три группы:

1 группа: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такое разделение на группы, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности! Поэтому учителям полезно знать способы повышения мотивации. Вот некоторые из них:

  1. Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
  2. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  3. Отмечайте достижения ребенка на уроке и при проверке выполнения домашних работ. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он выполнить задание самостоятельно.
  4. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  5. Необычная форма преподнесения материала, чтобы это было интересно. Изменять методы и приемы обучения. Создавать ситуации сотрудничества на уроках: совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебные дискуссии, выделение существенных признаков предметов, классификация, обобщение, моделирование.
  6. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  7. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  8.  Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  9. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
  10.  Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
  11. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
  12. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
  13. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
  14. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
  15. Уважайте личность каждого ребенка.

И, наконец, третья, самая сложная группа неуспевающих учеников. Как ни грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Вывод: если ученик отстаёт в учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости.

Работа с неуспевающими детьми.

Конечно, мы не знаем стопроцентных приемов, чтобы научить всех. И невозможно постоянно проводить дополнительные занятия с неуспевающими  учениками, наказывая их и себя. Поэтому при планировании уроков я, зная типы своих отстающих в учении ребят, расставляю акценты буквально на каждом этапе.

  1. На этапе изучения нового материала:
  • Поддерживать интерес к усвоению темы.
  • Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
  • Учить учащихся задавать вопросы при затруднениях в усвоении учебного материала
  • Привлекать к формулированию выводов и обобщений, сути проблемы, высказанной сильным учеником.
  1. На этапе закрепления нового материала:
  • Предлагать работу по образцу (с пошаговым выполнением действий)
  • Подробно анализировать ошибки, уделять внимание их устранению
  • Заставлять учащихся проговаривать свои действия со ссылкой на изученный материал
  1. На этапе самостоятельной работы:
  • Инструктировать о порядке выполнения работы, требованиях к оформлению работы
  • Постоянно контролировать выполнение работы, своевременно указывая на допущенные ошибки
  • Учить разбивать полученное задание на дозы, которые легко выполняются
  • Учить формулировать вопрос, если возникли затруднения при выполнении работы
  1. На этапе контроля знаний:
  • Создавать доброжелательную атмосферу, словами поддержки настроить на успех
  • При составлении работы учитывать скорость выполнения задания разными группами учащихся, чтобы сильные ученики были заняты в течение всей работы
  • Давать возможность пользоваться опорными конспектами, готовыми чертежами
  • Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками

И в заключении….

Плохой учитель описывает,

Хороший – объясняет,

Отличный – показывает.

А великолепный – вдохновляет!

Давайте же учиться вдохновлять наших учеников, верить в них, может и «неуспевающих» тогда станет меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с неуспевающими учащимися по математике

В работе   выполнена в виде  таблицы, которая иллюстрирует работу учителя математике и классного руководителя учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по математике( алгебра и гео...

Приёмы работы с неуспевающими по русскому языку 5-7 класс

Презентация поможет использовать некоторые виды самостоятельной работы как слабых, так и сильных учеников; кроме того, поможет составлению по аналогии собственных заданий....

Рефлексивно - деятельностный подход как направление работы с неуспевающим учеником

В каждом классе есть дети, которые имеют трудности в обучении. Использование рефлексивно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы поможет справиться с некоторыми ошибками, пробл...

Работа с неуспевающими учениками.

Работа с неуспевающими учениками....

Работа с неуспевающими детьми

Алгоритм работы с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися...

К плану воспитательной работы. Система работы с неуспевающими.

некоторые шаблоны и методики позволяющие организовать работу по предупреждению неуспеваемости...

график работы и мониторинг работы с неуспевающими детьми 1-2 четверть 2018-2019 учебный год

Данная табличка помогает отслеживать результаты эффективности  работы учителя с неуспеващими детьми....