Компетентностный подход при обучении математике
материал на тему

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день достаточно полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий ( УУД ), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_pri_obuchenii_matematike.docx62.14 КБ

Предварительный просмотр:

Межмуниципальная Панорама педагогических идей и инноваций

Компетентностный подход к деятельности педагога и учащегося в условиях введения ФГОС

 «Компетентностный подход при обучении математике»

Работу выполнила учитель математики МАОУ СОШ №2 Филатова Наталья Ивановна

Г.Балаково 2015

Компетенция – совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день достаточно полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий ( УУД ), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.  

Концепция УУД также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование этой теории при формировании содержания и технологий общего образования предполагает и анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение УУД, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

        С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется не только объемом знаний, но и готовностью человека решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Формируемые компетенции в процессе обучения:

  • информационные;
  • коммуникативные;
  • готовность к самообразованию;
  • исследовательские;
  • готовность к решению проблем.

Я занимаюсь формированием компитенций на уроках и во внеурочной деятельности.

1. Информационные  компетенции

  • Решение задач,  содержащих информацию,  представленную в различной форме (таблицы, диаграммы, графики и т.д.).
  • Решение  задач с практическим содержанием.
  • Умение работать с различными источниками информации (учебник, словари, интернет, СМИ и т.д.).

Пример задачи, содержащей диаграмму и краеведческий материал:

Изменения климата стало основной темой на саммите G8 (большой восьмерки), который прошел 7-9 июля 2008 года в Японии на острове Хоккайдо. Он напомнил об инициативе Японии вдвое сократить выброс парниковых газов до 2050 года. Выбранная тема  является реакцией на угрозу глобального потепления. Глобальное потепление – процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры Земли и Мирового океана.

Изучая вопрос о температурных изменениях на Земле, необходимо знать изменение температурного режима в населенных пунктах в течение дня, месяца и года каждого города планеты.

На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Балаково за каждый месяц 2012 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру в 2012 году. Ответ дайте в градусах Цельсия.

В задачи есть сюжет, описана ситуация и присутствуют лишние данные (фон).

 Среднемесячная температура воздуха

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Уже не первый год я использую дистанционное обучение. Дистанционное обучение  — способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся. В прошлом году я работала в рамках опытно – экспериментальной площадки на портал РЭП, а в этом году на региональном портале дистанционного обучения обучающихся Саратовской области http://edusar.soiro.ru.

В курсе представлен краткий обзор теоретического материала, алгоритмы решения задач, обучающие флеш - ролики и видео уроки, тренировочные тесты и контрольные работы. Планирую создать свой курс для 6 класса.

Преимущества дистанционного обучения:

  • развитие способности работать самостоятельно, планировать свое время;
  • обучение способности работать с литературой;
  • весь процесс обучения фиксируется и доступен для родителей;
  • работа с материалом происходит в удобное для ученика время, с учетом его физических и психических особенностей.
  • Возможность обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.).

С помощью программы Skype и электронной почты я организую работу с учениками на дому.

2. Коммуникативные компетенции

  • Групповая форма работы на уроках, работа в парах.
  • Развитие устной и письменной речи.

В своей работе для организации устной работы, групповой работы, работы в парах я использую компьютерные технологии, игровые формы. Например,  устную работу можно провести с помощью математического лото, где можно организовать как групповую работу так и работу в парах. На своих уроках я использую готовые мультимедийные продукты, например математический тренажер для 6 класса. С помощью него можно организовать устную работу в игровой форме практически по любой теме.

 3. Исследовательские компетенции

  • Выполнение заданий, в которых необходимо исследовать всевозможные варианты решения задачи и сделать определенный вывод.
  • Выполнение проектных и исследовательских работ.

Предлагая ребятам, выполнять проектные работы я стараюсь подбирать интересные и актуальные темы, с предметной интеграцией,  например, в прошлом году я предложила поработать над темами: «Математики и математика в годы Великой Отечественной войны», «Математики и их открытия в годы Великой Отечественной войны».  

4. Готовность к разрешению проблем

  • Учебный эксперимент.
  • Практические работы.
  • Домашнее задание поисковой направленности.
  • Задачи исследовательского характер

Например в 6-й класс я предлагаю при изучении темы “Площади фигур” решить следующую проблем:

Проблема: необходимо вычислить площадь 3 –го этажа школы. Сделать необходимые расчеты.

Выход на проблему: необходимо знать как найти площадь фигуры, состоящей из нескольких прямоугольников. Работа в группах. При затруднении – обращение к учебнику.

5. Готовность к самообразованию

  • Ведение конспектов.
  • Работа с текстом (выделять в тексте новое для себя, находить главное, опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить элементы рассуждений, доказательств и т.д.).
  • Доклады, короткие сообщения, презентации учащихся по теме.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться и способность  видеть проблемы, а не их следствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

Компетентностный подход в обучении математике

В связи с введением новых образовательных стандартов меняются требования к подготовке выпускников, с этой целью предлагается  реализовывать компетентностный подход на уроках математики. В работе ...

Компетентностный подход в обучении математике

В статье рассматривается вопрос  формирования ключевых образовательных компетенций на уроках математики (по Хуторскому)...

"Компетентностный подход в обучении математике.Из опыта работы"

Компетентностный подход при обучении математике...

КУРС «КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДЕЛЕЙ» - ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

На современном этапе развития общества необходим человек отличающийся мобильностью, способный к творческому овладению знаний, умеющий применять эти знания в нестандартных ситуациях. Все эти каче...

ФГОС: компетентностный подход в обучении математике

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в образовательном учреждении, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка у...

Компетентностный подход в обучении математики

Компетентностный подход, как перспективное направление развития современного образования....