Обратимся к уроку музыки.
статья на тему

Выступление на методическом объединении учителей музыки (Регулятивные УУД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obratimsya_k_uroku.docx14.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обратимся к уроку музыки.  

Мы все понимаем, что в процессе обучения важную роль играет не только содержание, но и форма подачи музыкального материала. Что каждый акт художественно – педагогического взаимодействия на уроке музыки будет одновременно нацелен на достижение личностных, и предметных, и мета-предметных результатов. Что каждый из нас способен проектировать и проектирует задания, развивающие уровень владения УУД.

Например, при знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!

Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.

Какие регулятивные УУД формируются в данном случае?

- планирование собственных действий в процессе «сочинения» (импровизации);

-прогнозирование результатов музыкальной деятельности;

-понимание и  оценка воздействия музыки разных жанров;

-проявление способности к саморегуляции.

А. П. Бородин Квартет № 2

Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах.

1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов и дать характеристику музыке.

2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.

3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей.

Рассмотрим регулятивные УУД, формируемые в процессе этой работы?

- планирование действий в процессе восприятия;

- совершенствование действий контроля;

- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыке языком разных искусств.

Ф. Шопен Этюд № 12

Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, я читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: « Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой – бушую за фортепиано»…..Слушаем этюд….- Что услышали?...Мы как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь? ….дети высказывают и аргументируют свое мнение и мы повторно слушаем финал, последние такты….- Что услышали? … -Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… -Чем заканчивается этюд? – паузой. - Пауза обычно бывает  внутри произведения. А здесь? Почему…?  Ответов множество и каждый отражает какие то новые грани образа этого мощного произведения.

Регулятивные УУД, формируемые на примере данного произведения.

- саморегуляция волевых усилий в   процессе работы над восприятием музыкальных образов;

-оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с музыкальным жанром. После разучивания украинской песни «Веснянка» слушаем музыку Чайковского. Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано…..Я говорю, что это произведение называется КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром. На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаем внимание на противоположное значение слова КОНЦЕРТ в итальянском и латинском языках.

-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?... А ведь в мире все так! И в природе так! (приводим примеры). Все в гармони, и все в движении, состязании. – Давайте построим модель нашего мира . (делимся на группы).

1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…  Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… А это уже согласие!

Но ведь есть и другое мнение.

 3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…. А теперь все вместе:

1 -  па-да-ДА, па-да-ДА, па- да-ДА…

2-             ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…

3 -                              та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…

 4                                               век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты, век-вра-ща-ют-ся пла-не-ты…

Потрясающее ощущение от этого звучания! Что это? КОНЦЕРТ нашей ВСЕЛЕННОЙ!.......                                        

Регулятивные УУД, формируемые в процессе этой работы.

 - формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально – творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...