Формирование позитивной Я-Концепции через проектную деятельность
статья на тему

Инновационные трансформации в системе российского образования, отраженные в содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), задают
ориентацию на гуманистическую парадигму. Целью названной парадигмы выступает стимулирование саморазвития и самосовершенствования личности. Интегративным личностным образованием, определяющим направление и степень активности субъекта, становление личностных смыслов, границы достижений, является Я-концепция. (2)

Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, ощущение собственной ценности [1], которое развивается в процессе самоактуализации личности.

Проектная деятельность способствует формированию позитивной Я-концепции. Опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов помогают учащимся развиваться как личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pozitivnoy_ya.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Шувалова Е.В.

        Учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области

Инновационные трансформации в системе российского образования, отраженные в содержании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), задают
ориентацию на гуманистическую парадигму. Целью названной парадигмы выступает стимулирование саморазвития и самосовершенствования личности. Интегративным личностным образованием, определяющим направление и степень активности субъекта, становление личностных смыслов, границы достижений, является Я-концепция. (2)

Позитивная Я-концепция – это позитивное отношение к себе, ощущение собственной ценности [1], которое развивается в процессе самоактуализации личности.

Проектная деятельность способствует формированию позитивной Я-концепции. Опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов помогают учащимся развиваться как личности.

Чтобы работа была интересной и продуктивной, требуется заинтересованность в ней не только учителя, но и ученика. Поэтому самым сложным, на наш взгляд, - это выбор темы для будущего проекта.

Работая в этом направлении, мы брали темы, связанные с Интернетом, а именно, с никнеймами («Имена и ники»), также наши проекты соответствовали темам, посвященным кино («Георгий Милляр и его нечистая сила»), краеведению («Современный Саратов через призму слова «стрит-арт»), литературе («Басни Л.Н.Толстого», «Современный святочный рассказ»), русскому языку («Речевые ошибки односельчан»), декоративно-прикладному искусству («Путешествие во времени елочной игрушки»).

Исходя из названия проектов, мы видим, что все они долгосрочные, требующие большой кропотливой работы как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Но, чем больше труда затрачено над проектом, тем ценнее его результат (таково наше личностное мнение). Все эти проекты были представлены на конкурсах проектных работ муниципального, межмуниципального или Всероссийского уровня, большинство работ получили призовые места, что непосредственно повлияло на формирование позитивной Я-концепции выступающих учеников.

  В статье мы решили заострить свое внимание на работе, посвященной городу Саратову, так как Саратовской области исполнилось 80 лет. Что же подтолкнуло нас к созданию данной работы? Первая причина указана выше – юбилейная дата, вторая причина – незнакомое слово «стрит-арт» (по крайней мере большинство опрашиваемых дали неправильный ответ, предположив, что это вид спорта, танцы, рисунки, более 60% ответили проще всего – «не знаем»). Итак, зерно, брошенное в благодатную почву, должно дать всходы. Тема заинтересовала не только учителя, но и ученика. Следующий этап нашей деятельности -   постановка цели и задач.

 Цель и задачи обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что проектная деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других (3).

Цель работы над проектом: создать энциклопедию слова стрит-арт. Задачи, которые поставил перед собой обучающийся:

- узнать, что такое стрит-арт

- узнать историю возникновения стрит-арта

- найти примеры стрит-арта в Саратове

- определить, из каких компонентов состоит стрит-арт

- определить темы стрит-арта на Набережной Космонавтов

- узнать, кто из художников Саратова занимается стрит-артом

 - стрит-арт - искусство или вандализм?

 - нужен ли Саратову стрит-арт

 - провести опрос среди учащихся школы

Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями (3). В данном случае обучающийся становится не только учеником в обычном смысле этого слова, но и компаньоном учителя, что непосредственно влияет на повышение самооценки ученика, формирование позитивной Я-концепции.

Учитель помогает обучающемуся выбрать методы работы с проектом: поисковые, коммуникативные, информационные, презентационные. Выбирают объект и предмет исследования. Так объектом исследования послужило само слово «стрит-арт», предметом исследования – стрит-арт города Саратова.

Работа намечена, начинается самый интересный этап – познание неизвестного. В ходе проекта ученик узнает, что стрит-арт – это уличное искусство. Подбирает к нему синоним – скрэтчинг. Приходит к выводу, что антонимом будут являться примеры шедевров мирового изобразительного искусства. Определяет морфологические, синтаксические признаки слова. Узнает, что стрит-арт появился в США в 60-е годы прошлого столетия, но примеры стрит-арта можно было увидеть на улицах России в 20-е годы после революции.

Далее обучающийся знакомится с компонентами стрит-арта.     Основной частью стрит-арта является граффити, постеры, баннеры, трафареты, различные скульптурные инсталляции.

Познакомившись с данной информацией, обучающийся находит примеры стрит-арта в Саратове. Так, в частности, рассматривает работы уличных художников на Набережной Космонавтов. Приходит к выводу, что все работы можно разделить на несколько тем: репродукции картин художников, природа, литература, знаменитые люди Саратова,         авангардизм, социальная тематика. Попутно узнает, что непосредственно стрит-артом в Саратове занимается художник Евгений Мулук.

Следующий этап проекта – узнать, нужен ли стрит-арт Саратову. Для этого обращается к СМИ, а также проводит опрос среди обучающихся школы. 50% опрошенных ответили, что нужен, потому что стрит-арт расцвечивает яркими красками серые заборы, стены города. Министр культуры Саратовской области Светлана Краснощекова, заявила, что министерство заинтересовано в развитии в нашем регионе новых форм современного искусства и готово поддерживать акции, направленные на его популяризацию.

Итог проекта: создана энциклопедия слова «стрит-арт», решены все задачи, поставленные в начале работы. Сделан вывод: стрит-арт, как новый вид искусства, нужен Саратову, так как он развивает город, даёт престиж.

Несмотря на то что работа над проектом заняла много времени, обучающийся получил новую интересную информацию, смог достойно защитить свой проект, получив при этом огромное удовлетворение, что оказало влияние на формирование его позитивной Я-концепции.

Список литературы:

1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст]/А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: Изд-во Речь, 2000.– 438 с.

2. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников//Вестник Орловского государственного университета. № 4(24), 2012 г. - С. 63- 66

3. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельность

Активизация творческих способностей школьников начинается на уроках и  продолжается во внеурочной деятельности. Коллективное   дело даёт учителю возможность задействовать большее количество ...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Формирование здорового образа жизни через проектную деятельность

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то...

Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.   Тр...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...