Рабочая программа по внеурочной деятельности по музыке.
рабочая программа на тему

Джамирзе Азида Гиссовна

Одним из важнейших приоритетов Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения является духовно-нравственное воспитание личности ребенка. Воспитание детей через овладение вокальными навыками является одним из средств духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochke_.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 

        

                        

                        Рабочая         программа                 вокального  кружка «Элегия»

                                                

                                        Учитель музыки и МХК— А.Г.Джамирзе

                                          2015-2016 учебный год

         

        

        Одним из важнейших приоритетов Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения является духовно-нравственное воспитание личности ребенка. Воспитание детей через овладение вокальными навыками является одним из средств духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.                                                                                                 В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

                Программа кружка включает в себя:

1. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры воспитанников кружка.

2. Постановка голоса. Работа над дыханием, звукообразованием, тембром, динамикой, фразировкой, дикцией, учебно-тренировочным материалом и упражнениями.

3. Пение импровизацией. Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения. Пение импровизацией мелодий, в различном характере на стихотворные тексты с разным ритмических рисунком.

4. Подбор аккомпанемента. Осуществляется руководителями для сопровождения во время разучивания песен, работы над упражнениями и постановкой голоса, музыкальных выступлений. Возможен так же подбор аккомпанемента учащимися, которые владеют, какими либо инструментом, для подготовки вокальноинструментальных концертных номеров с малым количественным составом или сольных номеров.

 5. Разучивание песни:
- работа над фразировкой;
- работа над художественным образом;
- работа над ансамблем, двухголосием;
- работа над музыкальным текстом;
- работа над литературным текстом.

6. Пение песен.

Помимо образовательной и воспитательной деятельности в работу кружка включено пение песен - как одна из форм досуговой деятельности и основной способ удовлетворение интересов и потребностей духовных сторон личности. Пением песен начинается и заканчивается кружок. Песни выбираются исключительно воспитанниками кружка и исполнятся в любой импровизационной и вариационной форме, темпе, динамическом отношении, по их желанию. Пение песен - один из основных факторов развивающий интерес к музыкальному искусству, к вокально-хоровому творчеству как к основному виду музыкально-творческой деятельности в кружке.


7. Актерское мастерство:
- дикция;
- фразировка;
- выразительность чтения;
- работа над литературным текстом;
- работа над музыкальным образом;
- работа над движением и эмоциональной стороной.


8. Рабочая и генеральная репетиции:
- рабочая репетиция необходима для работы над ансамблем, фразировкой, единой динамикой, штрихами и ритмикой;
- генеральная репетиция необходима для исполнения песен - как художественное произведение, со строгим соблюдением авторского замысла (динамика, музыкальный образ, характер, концертный темп).
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.          

         В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.                                                                 Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

        

(Репертуар можно менять в зависимости от дат.)

         В программе предусматривается следующая                            последовательность и порядок изучения:

4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность/                                                                        Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.                                                                Задачи:

1.Расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен.                                                   2.Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимать и уважать певческие традиции.                                                 3. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

  1. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов.
  2. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
  3. Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
  4. Привить основы художественного вкуса, используя различные приемы вокального исполнения для формирования эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
  5. Сформировать потребность в общении с вокальной музыкой через  атмосферу радости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.                                                 Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

     Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.                                 Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

                                        Методы и формы.

        В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  1. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
    В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
  2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  1. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

                        Содержание программы:                        Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

                        Первый год обучения.                                                “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

                        Второй год обучения.                                                “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

                            Третий год обучения.                                                                “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.  Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.                                 Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.          Данная программа может помогает четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.

Первый год обучения:

№ п/п

Тема

Кол- час

Инд.

занятия

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом, использование певческих навыков.

10

3

2

Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки.

15

6

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

20

6

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.

25

10

5

Сценическая хореография.

15

5

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

20

8

7

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

39

13

                                 

                        В году – 34 недели.
        4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
        Всего за год – 136 часов.

                                        Второй год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. Час

Инд. занятия

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков.

10

3

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

15

10

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки.

15

5

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

10

4

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

10

3

6

Сценическая хореография.

10

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

30

13

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

44

11

                                 

                                В году – 34 недели.
        4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
        Всего за год – 136 часов.

                                

                                Третий год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. часов

Инд.

заня-тия

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.

10

3

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство.

20

6

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.

20

8

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

15

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.

15

8

6

Сценическая хореография.

10

3

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

20

3

8

Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.

34

15

                                В году – 34 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 136 часов.

                                Планируемый результат.

                                Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать

кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

                                  Второй год обучения:                                

наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

                                 Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

(Репертуар можно менять в зависимости от дат)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс

 Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыка 1-4 класс «Весёлые нотки»

Рабочая программа по внеурочной деятельности  музыка  1-4 класс «Весёлые нотки»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыка и творчество» 4 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыка и творчество»  4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыка и движение"

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " Музыка и движение" ....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...