доклад на педсовете на тему "социализация воспитанников с ОВЗ через коммуникацию"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Доклад о  решении задачи социализации воспитанников с ОВЗ через формирование коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_2017.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

         Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений.  

ФГОС  НООО с ОВЗ от 19. 12. 2014г.

1. 6. В основу стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

    Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.

Понятие «Социализация».
В настоящее время существуют различные определения понятия социализация, социальная адаптация, которые раскрывают его в полной мере.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения  ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.

Стадии  социализации.

Первичная  социализация (семья)

Вторичная социализация (школа)

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.

        Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

        Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в воспитательной деятельности нашей коррекционной школы.  Коллектив воспитателей работает  по программе социализации и воспитания. Выполнение программы возможно  при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В нашей работе нет мелочей. Важен правильный подбор методов и приёмов для  социализации, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития  и т. п.

В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно полезной жизни.

 Под коммуникативными умениями понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
                                Первостепенные  
коммуникативные умения,

                         которыми должен овладеть каждый ребенок.

  • Приветствие       -----    Прощание
  • Обращение
  • Просьба о помощи, поддержке, услуге
  • Оказание помощи, поддержки, услуги
  • Благодарность  ----- Принятие благодарности
  • Извинение ------       Принятие извинения
  • Отказ
  • Требование
  • Слушание
  • Развернутое высказывание

Важно воспитание не только коммуникативных умений, но и коммуникативной культуры.

К составляющим компонентам коммуникативной культуры относят:

  • творческое мышление;
  • культуру речевого действия;
  • культуру самонастройки на общение;
  • психоэмоциональную регуляцию своего состояния:
  • культуру жестов и пластики движений,
  • культуру эмоций;

Надо отметить, что педагоги постоянно работают над своей речью, демонстрируя воспитанникам  эталоны правильного, грамотного и уважительного общения, основанного на доброжелательности, взаимопонимании, чуткости и отзывчивости. Однако,  это трудно, так как дети в силу своего диагноза часто бывают грубы, несдержанны, но мудрость, любовь, терпение и понимание ситуации помогают педагогам в  принятии правильного решения.

         Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, готовность к сотрудничеству.

                Одной из задач нашей педагогической деятельности, является – не только развитие потенциала ребенка, но и сохранение, и укрепление психологического здоровья.    Для этого необходимы факторы:

  • создание ситуации успеха;
  • обеспечение атмосферы комфорта;
  • формирование адекватной гибкой самооценки;
  • развитие рефлексии;
  • повышение стрессоустойчивости при взаимодействии с социумом.

        В ходе воспитательной  деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой -  это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством разнообразных  видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения,  вовлечения детей  в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).

        Воспитанники  участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в интернате,  при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов школы - интерната, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни интерната и социума дают право говорить об эффективности нашей работы. Используем праздники и развлечения: День знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодние утренники, День 8 марта, День семьи, День матери, Фестиваль военной песни  и т. д.

        В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: 
– совместно определяют цель своей деятельности; 
– договариваются о средствах и способах ее реализации; 
– управляют процессом ее осуществления;

Не менее важно развивать у обучающихся воспитанников познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и инициативность и другие, важные в социальном отношении качества, нацеливать на выбор профессии.

        Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить.         Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе.         Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяют родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Интернат  становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка.

Социализированость ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.

        

Волшебное слово, которое может помочь взрослому в
        социализации ребенка – слово:
 ВМЕСТЕ!!!

Приложение 1.

  1. Здоровье
  • Участие в спортивных соревнованиях школы,класса.
  • Классные часы: “Скажем нет наркотикам”, “Почему же подростки курят?”, “Скажем нет алкоголю”, “СПИД – миф или реальность”, “Спорт в нашей семье”, “Экстремальные виды спорта”.
  • Практикум: “Право выбора”, “Что вы знаете о СПИДе?”, “Навыки отказа”.
  • Беседы: “Секреты выживания”, “Как отстоять свою точку зрения”
  • Проведение тематической линейки ко Дню борьбы со СПИДом.

2. Общение.

  • Тренинг: “Познай себя”, “Секреты общения”, “Самопознание”
  • Практикум “Конфликты в нашей жизни”, “Учимся разрешать конфликты”, “Общительность”
  • Классный час “Будьте добрыми и человечными”, “Давай поговорим о нас с тобой”.

3. Нравственность и профориенация.

  1. Дискуссия “Можно ли быть свободным без ответственности”
  2. Классные часы: “О друзьях и дружбе”, “Моя малая родина”, “Мораль и закон”, “Что в жизни зависит от меня”, “Берегите матерей”.
  3. Диспут “А если не получилось?.. Что дальше?”
  4. Деловая игра “Я среди людей, люди среди меня”.
  5. Этическая беседа “Чувство взрослости. Что это такое?”
  6. Практикум “Ориентация в жизни”, “Выбор профессии”.
  7. Игра “Человек – профессия”, “Кто есть кто?”, “Профессия на букву”, “День из жизни…”
  8. Беседа “Экология: что можно и чего нельзя, чтобы всем жилось хорошо”
  9. Классные часы: “Поговорим о деньгах”, “Об опасностях, которые рядом”, “Я имею право, я обязан”, “Русь, Россия, Родина моя”, “История событий в мире в газетных материалах”

4.Гражданин.

  1. Дискуссия “Насилие и закон”, “Основы законодательства”, “Наркотики и закон”.
  2. Встречи с представителями правоохранительных органов.

    12.Викторина “Юные помощники ГАИ”

5.Семья.

  • Классные часы: “Дом, в котором я живу”, “Поговорим о семье”, “Семейное законодательство”, “Семья в жизни человека”.
  • Родительские собрания: “Курение и статистика”, “Склонности и интересы подростков в выборе профессии”, “Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка” и др.
  • “День семьи”.
  • Тренинг для родителей “Вредные привычки и как с ними бороться”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад на педсовете "Развитие интеллектуальных возможностей и творческого потенциала воспитанников с целью их успешной социализации в самостоятельной жизни"

Конечно, не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого во многих случаях не изменят лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определённым творческим потенциалом развития обл...

Доклад на педсовете "Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками детского дома по трудовому воспитанию"

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации т...

презентация к докладу на педагогическом совете на тему "Социализация воспитанников с ОВЗ через коммуникацию".

Презентация содержит тезисные  основы работы по формированию коммуникативных умений у воспитанников сОВЗ, необходимых для их успешной социализации....

Выступление на педсовете:"Развитие эмоциональной сферы воспитанника детского дома через творчество"

Развитие эмоциональной сферы воспитанников детского дома через творчество...

Доклад на педсовет по теме "Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов"

Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет-ресурсов....

Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»

laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...