Статья "Духовно-нравственное воспитание"
статья по теме

Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школе средствами разных предметов и внеклассной работы важно сформировать нравственную, духовно развитую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание.

Сегодня актуальной проблемой общества является духовно-нравственный кризис человека, утрата им общечеловеческих ориентиров и, как следствие, деградация  и извращение его мышления, воли, чувств, веры. Многолетнее отчуждение человека от подлинной духовной культуры, православия, национальных традиций,  приводит к духовной деградации учащейся молодежи, обеднению эмоционального мира, дегуманизации поведения.

Размах разного рода негативных явлений наблюдается у подрастающего поколения. Подростки, живя в современном, противоречивом мире, «обработанные» средствами массовой информации, часто хотят быть свободными от установленных веками норм и законов в обществе, что нередко ведет к    различным отклонениям в их поведении, распущенности нравов, усилению культа жестокости и насилия, росту преступности.                                                              

Таким образом, в сложившейся обстановке, проблема духовно-нравственного воспитания школьников стоит в ряду наиболее актуальных проблем.

Понимая духовность как развитое самосознание личности, способность ее к самосовершенствованию, к поиску смысла жизни, стремлению к истине, правде, добру, красоте в школе необходимо  сформировать личность  физически и духовно здоровую,  свободную, творчески мыслящую, способную войти в мир высоких переживаний для участия в духовном развитии общества;

Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма.

Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить?

Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях.

Культура России – культура, на основе которой созидалось наше государство. Православная культура – это не    культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все 150 национальностей. Православная культура – это знак нашей цивилизации, основа единения народов России. Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это должна быть не школа для русских, а школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России.

Духовно-нравственной потенциал нашей страны огромен, его  носителем  с давних времен являлось и является сейчас Православие.

Становление и развитие Российского государства происходило под сенью православной веры.  Православие было живительным  родником,  из которого    напитывались  наша культура,  искусство,  ремесла, движущей силой зарождения и формирования письменности.

Православие духовно преобразило народы России, сформировало замечательные черты русского характера — милосердие, жертвенность, верность, мужественность, щедрость. Православие на протяжении тысячи лет взращивало несгибаемый державный дух русского патриотизма.

Именно на этом должно основываться духовно-нравственное воспитание, которое  призвано формировать у детей общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, воспитывать любовь к родному краю, культуре своего народа. В содержании образования патриотизм можно отражать во всех во всех предметах. Изучая историю, культуру, различные науки, мы должны показать, какую роль сыграли наши соотечественники в этих направлениях бытия человечества, как они посвящали свои достижения России, как служили ей верой и правдой, как любили ее. Особенно глубокое отражение патриотическая направленность может найти в таких предметах, как история и литература. Следует отметить, что патриотизм не ограничивается только любовью к Отечеству, а возвышается до уровня жертвенного отношения к нему, до желания в случае необходимости отдать за него жизнь, до решимости вынести вместе со своим народом любые испытания, скорби и лишения. Но надо понимать, что на подвиги самопожертвования и самоотречения способны люди, живущие вечной жизнью.

Если мы хотим, чтобы ребенок знал отечественную культуру,  традиции своего народа, то этом ключе становится понятна роль предмета «Основы православной культуры». Россия на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить русскую и мировую культуру. Необходимо знакомить школьников с основами православной христианской веры, с православной культурой, с духовной историей России. Основой духовности на Руси всегда являлись такие ценности как человек, семья, труд, знания, культура, Отечество, земля (как общий дом человечества), мир (как покой и согласие между народами). Как это важно сейчас для нашего общества.

Преподавание этого предмета требует мировоззренческо-культурологического подхода. Если сейчас многих русских людей привести в Эрмитаж, то они будут ходить по залам, ничего не понимая, потому что 85% произведений искусства создано по религиозным мотивам. Нужно быть культурным человеком, чтобы понимать произведения искусств. В «Основах православной культуры» рассказ о богословии иконы и ее назначении иллюстрируется конкретным содержанием, например, об иконописных школах России, об Андрее Рублеве, о фресках Дионисия. На уроках мы можем говорить о библейских сюжетах в русской живописи, о живописи как изображении мира Божиего.  Рассказывая о церковном пении, следует указать, что русская классической музыка вобрала в себя мотивы церковного пения. Шедевры нашего зодчества: храм Христа Спасителя, храм Покрова на Нерли, собор Василия Блаженного как и другие лучшие творения отражают и доносят до нас через века и тысячелетия определенные религиозные представления. При культурологическом изучении этого предмета мы лишь объясняем, что искусство, литература, живопись, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Учащихся знакомят с церковной жизнью верующих людей,

Объясняют, почему  человек молится, и что в результате этого он получает. Важно разъяснить, что есть добро и что есть зло, а как жить — это уже выбирает сам человек, сам ученик. Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его.

Не только  младшие школьники, но и учащиеся средней школы не задумываются и затрудняются объяснить смысл и происхождение привычных слов и предметов нашей жизни. Что в окружающем нас мире, в окружающей жизни говорит нам о христианстве, о церковных традициях и обычаях? Год наших календарей напоминает нам и указывает на Рождество Христово, от которого прошло более двух тысяч лет. Воскресение Христово вспоминается каждую неделю. Культурный образованный человек должен понимать смысл церковных праздников: Пасха, Троица, Крещение. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Такие праздники  как Рождество Христово, 4 ноября, Пасха являются государственными. История  многих наших городов тесно связана с православием, об этом говорят их названия: Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставрополь (город креста), Петербург и многие другие. Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Богоявленский, Мироносицкий, Архангельский. Красный крест на автомобиле скорой помощи, слова: спасибо, благодарю, прощай, здравствуйте и др. имеют христианские истоки. Большинство наших имен православные. Знаем ли мы, что означают они? Как в православной Руси нарекали имена?  В русской литературе и искусстве мы сталкиваемся с сюжетами из православной культуры. Предмет «Основы православной культуры» позволяет понять это детям. Этот предмет позволяет правильно оценить роль церкви и церковной жизни  в истории нашего отечества. Примеры высокой духовной жизни святых, духовной жизни выдающихся людей, ученых позволяют формировать у детей  правильное представление о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, показывают ребенку и молодому человеку живые образы национальной святости и национальной доблести.

Изучение «Основ православной культуры» поможет учащимся в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства. Знания в области религии должны помочь учащимся не оказаться жертвами религиозного фанатизма и духовного экстремизма. Недостаток знаний в области религии приводит к тому, что тема духовного бытия часто обрастает фантазиями, а в корыстных целях – преднамеренной ложью, становится источником предрассудков, способствует распространению оккультизма, магии, приводит к насилию, эксплуатации и душевным расстройствам.

Школа – это дом, в котором каждый открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности. Именно в школе средствами разных предметов важно сформировать нравственную, духовно развитую личность. Духовно-нравственное воспитание личности основывается на творческом использовании всех источников духовного развития – науки, искусства, философии, религии, реальной действительности.

                                                                                      Составила Скопцова Т.Н.

Литература.

1.Игумен Георгий (Шестун). Православная школа. М: «Воскресная школа», 2004

 2.Бородина А.В. Основы православной культуры. М: «Покров»

3.Бушмелева Е.А., ЧуринаЛ.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника. // Классный руководитель. 1999, №3

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.

5. Дорошенко С.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики.// Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.-128с.

6.Илларионова Л. П. Духовно-нравственная воспитанность подростка:сущность и структура. // Протокол заседания № 25 (6 февраля 2004 года) ОБЩЕСТВЕННОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества” при Департаменте образования города Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...