Работа с одаренными детьми
материал на тему
Выступление на семинаре, посвященном работе с одаренными детьми, освещает проблему организации работы с одаренными детьми в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_-vystuplenie_na_seminare.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре (октябрь 2017г.)
Любая работа начинается с постановки цели и задачи, обозначения проблемы.
Так вот наша цель систематизировать работу по развития одаренности в нашей школе.
Проблема состоит в том, что далеко не все педагоги работают в этом направлении и часто путают понятия успешный ученик и одаренный ребенок. Т.е проблема состоит в том с кем и как работать.
Поэтому первый этап работы по развитию одаренности - это отбор талантливых детей.
Отбор одаренных детей
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Три школьных возраста и их значение для развития одаренности.
Детский возраст. (6 – 10 лет)
Начальный школьный возраст – период впитывания, накопление знаний, период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний – очень важное условие умственного развития в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников.
Подростковый возраст. (10 – 15 лет);
Общая активность, готовность участвовать в самых различных видах деятельности и большие психологические возможности для этого, Они склонны как можно полнее, шире применить свои силы. Продолжает оставаться заметной установка по преимуществу на запоминание материала, а не на его обдумывание. Их начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства и самостоятельности. Также в этом возрасте стоит отметить, такие качества, как упорство и изобретательность.
Ранняя юность. (15 – 17 лет).
В пору ранней юности ярко проявляются расширение и углубление связей с людьми, подъем нравственных чувств и потребность в сознательной саморегуляции, в самовоспитании. В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей и обобщающей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.
Отбор талантливых детей нужно начинать с младшего школьного возраста, чтобы развить, вырастить одаренность.
Подготовка учителя для одаренных детей.
От учителя многое зависит, он должен быть подстать таким детям.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:
-учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
-учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;
-учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке всех этих особенностей, чрезвычайно редко.
По мнению многих исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности, должно отвечать следующим основным характеристикам:
- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; - предоставляет учащимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность , что способствует формированию положительной самооценки ученика;
- уважает его ценности;
-поощряет творчество и работу воображения;
-стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества тремя путями:
- с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
- предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Формы работы с одаренными детьми - урочные, внеурочные, саморазвитие.
Урочные и внеурочные формы работы должны быть направлены на развитие мотивации к познанию, способности выявлять проблемы и находить их решения, нестандартному мышлению, стимулировать процессы саморазвития.
- одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство). Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны;
-творческие мастерские;
-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-факультативы;
-кружки по интересам;
-занятия исследовательской деятельностью;
-конкурсы;
-интеллектуальные марафоны;
-научно-практические конференции;
-участие в олимпиадах очных и дистанционных;
-работа по индивидуальным планам;
-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной необходимы следующие моменты:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Система подготовки участников олимпиад и творческих конкурсов:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в тех или иных видах соревнований, будь то олимпиады , исследовательская деятельность или различного рода конкурсы).
Для эффективной подготовки к разного рода олимпиадам и конкурсам важно, чтобы они не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.
- Подготовка к ним должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
- должны составляться индивидуальные программы подготовки к олимпиадам и конкурсам для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
- можно использовать диагностический инструмент (например, интеллектуальные соревнования по разделам программы по предмету);
- нужно уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- учителю нужно использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
- нужно использовать психологический принцип, необходимо воспитать в детях чувство здоровой амбициозности, стремления к победе, победитель всегда обладает бойцовскими качествами
- успешная подготовка к конкурсам и олимпиадам возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
В своей работе учитель может использовать следующие методы работы:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта .
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью», стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Реализация этих принципов и правил — позволит учащимся нашей школы успешно выступать на муниципальных и региональных олимпиадах и показывать хорошие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)
Результативность коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР зависит от эффективного взаимодействия специлистов, работающих в группе....
Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг
Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...