Работа с одаренными детьми
материал на тему

Ванина  Марина  Владимировна

Выступление  на  семинаре, посвященном  работе  с  одаренными детьми,  освещает   проблему  организации  работы  с одаренными детьми в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_-vystuplenie_na_seminare.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на  семинаре  (октябрь 2017г.)

Любая  работа  начинается  с  постановки цели  и  задачи, обозначения  проблемы.

Так  вот  наша цель систематизировать работу  по  развития  одаренности  в  нашей  школе.

Проблема  состоит в  том, что  далеко  не  все  педагоги  работают в этом  направлении  и  часто  путают  понятия  успешный  ученик  и  одаренный  ребенок. Т.е проблема  состоит  в  том  с  кем  и  как  работать.

Поэтому  первый  этап  работы  по  развитию  одаренности -  это  отбор талантливых  детей.

Отбор одаренных детей

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Три школьных возраста и их значение для развития одаренности.

Детский возраст. (6 – 10 лет)

Начальный школьный возраст – период впитывания, накопление знаний, период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний – очень важное условие умственного развития в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников.

Подростковый возраст. (10 – 15 лет);

Общая активность, готовность участвовать в самых различных видах деятельности и большие психологические возможности для этого, Они склонны как можно полнее, шире применить свои силы. Продолжает оставаться заметной установка по преимуществу на запоминание материала, а не на его обдумывание. Их начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства и самостоятельности. Также в этом возрасте стоит отметить, такие качества, как упорство и изобретательность.

Ранняя юность. (15 – 17 лет).

В пору ранней юности ярко проявляются расширение и углубление связей с людьми, подъем нравственных чувств и потребность в сознательной саморегуляции, в самовоспитании. В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей и обобщающей мысли, склонность к  рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.

Отбор  талантливых  детей  нужно  начинать с  младшего  школьного  возраста, чтобы  развить, вырастить одаренность.

Подготовка учителя для одаренных детей.

От учителя  многое зависит, он должен быть подстать таким детям.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

-учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

-учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

-учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке всех этих особенностей, чрезвычайно редко.

По мнению многих исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности, должно отвечать следующим основным характеристикам:

- он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;

- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; - предоставляет учащимся обратную связь;

-  использует различные стратегии обучения;

- уважает личность , что способствует формированию положительной самооценки ученика;

- уважает его ценности;

-поощряет творчество и работу воображения;

-стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня.

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества тремя путями:

-  с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

- предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;

- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Формы  работы с  одаренными  детьми - урочные, внеурочные, саморазвитие.

Урочные  и  внеурочные  формы  работы должны  быть  направлены  на  развитие  мотивации к познанию, способности выявлять  проблемы  и находить их  решения, нестандартному  мышлению, стимулировать  процессы саморазвития.

 - одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство). Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны;

-творческие мастерские;

-групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

-факультативы;

-кружки по интересам;

-занятия исследовательской деятельностью;

-конкурсы;

-интеллектуальные марафоны;

-научно-практические конференции;

-участие в олимпиадах очных  и  дистанционных;

-работа по индивидуальным планам;

-сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной необходимы следующие моменты:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Система подготовки участников олимпиад и творческих  конкурсов:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в тех  или  иных  видах соревнований, будь  то  олимпиады , исследовательская  деятельность  или  различного  рода  конкурсы).

Для эффективной подготовки к разного рода олимпиадам  и  конкурсам  важно, чтобы они не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • Подготовка  к  ним  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • должны  составляться индивидуальные   программы     подготовки  к  олимпиадам и  конкурсам  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • можно использовать  диагностический  инструмент  (например, интеллектуальные  соревнования  по  разделам  программы по предмету);
  • нужно  уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • учителю нужно  использовать  все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
  • нужно использовать  психологический принцип,  необходимо воспитать в детях  чувство здоровой амбициозности, стремления к победе, победитель всегда обладает бойцовскими качествами
  • успешная  подготовка к  конкурсам  и  олимпиадам возможна  лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

В своей работе  учитель может использовать следующие методы  работы:

Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами.

Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта .

Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью», стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   

Реализация этих принципов и правил — позволит учащимся  нашей школы успешно  выступать на муниципальных и региональных олимпиадах и  показывать  хорошие  результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...