Внедрение Профстандарта.
статья на тему

Пашикова Екатерина Андреевна

Анализ нововведений, личная позиция по отношению к требованиям, предъявляемым учителя Профстандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кто в учениках не бывал,

тот учителем не будет. 

Боэций Дакийский (1230 — 1284,

французский философ)

Современная модель образования определяет наиболее актуальные требования к педагогу: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение учиться наряду с умением учить. Новый профессиональный стандарт – тот ориентир, к которому предстоит двигаться поэтапно. Необходимо продумывать каждый шаг к достижению лучшей результативности по его освоению и внедрению.

Стоит отметить, что профессиональный стандарт действует во многих странах. Но в России слово «стандарт» часто имеет негативные ассоциации. На то есть причины: все реформы, проводимы ранее, жестко регламентировались, и любое отклонение рассматривалось как отказ от реформ. Опасения введения стандарта связаны с рисками, которые необходимо подробнее обозначить. В выступлении нам хотелось бы проанализировать все трудности, связанные с внедрением профессионального стандарта «Педагог». Конечно, стоит обозначить понятие «риск» с точки зрения педагогики. Воспользуемся определением Е.А. Ямбурга: риск – это «возможная опасность чего-либо, управленческое действие с заранее негарантированным положительным результатом,  действие с не стопроцентными шансами на успех».

Выявленные риски по реализации стандарта не все могут быть преодолены на уровне образовательной организации. Но если их не учесть, то они будут нарушать равновесие системы, что опасно для школы. В качестве проблемных моментов, связанных с разработкой  и внедрением стандарта профессиональной деятельности педагога,              Ю.М. Забродин выделяет следующие:

  1. выражаемое в СМИ негативное отношение части профессионального сообщества к стандарту как средству излишней регламентации деятельность учителя;
  2. наличие организационных рисков, связанных с рассогласованием существующих требований к содержанию и организации деятельности учителя и новыми требованиями, отраженными в образовательном стандарте;
  3. необходимость изменения содержания программ профессиональной подготовки и создания новой системы переподготовки учителя на основе действующего стандарта.

Если рассмотреть данный вопрос с практической стороны, то общие проблемы, возникающие у всех педагогов, можно обозначить следующим образом:

-с точки зрения информационного аспекта возникает проблема отсутствия объективной осведомленности педагогов о стандарте, широкое обсуждение документа, что носит чисто формальный характер;

-с точки зрения нормативно-правового аспекта – проблема отсутствия  осознания правовой обусловленности внедрения профессионального стандарта, недостаточный уровень правовой компетенции по разработке локальных актов.

- со стороны организационного аспекта тоже возникает проблема – отсутствие комплекса организационных условий для организации процесса внедрения Профессионального стандарта;

-с точки зрения методического аспекта – масса проблем, но, в первую очередь - несоответствие уровня профессиональной подготовки требованиям стандарта, недостаточный уровень освоения и применения современных образовательных технологий;

-в мотивационном аспекте проблема заключается в психологическом неприятии стандарта и невключенности образовательной организации в инновационный процесс;

-в результативном аспекте возникает проблема отсутствия системы критериев оценки деятельности педагога (Что оценивается? Как? Кто оценивает?);

- с точки зрения управленческого аспекта также могут возникнуть трудности в опасности использования административного ресурса – давления на педагогов для обеспечения продвижения педагогического стандарта;

-Стандарт содержит громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу педагога, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми.

Таким образом, профессиональный стандарт у многих вызывает противоречивые чувства, ведь, с одной стороны, это хорошая попытка привести  систему требования к современному педагогу с учетом развития науки, техники, увеличивающегося потока информации – в связи с этим педагог должен обладать ИКТ-компетентностью.

С другой стороны, подстраиваться под единые требования очень трудно, ведь нельзя равнозначно оценить молодого специалиста и учителя, получившего опыт в двадцать и тридцать лет. Учитель не может быть стандартным! У каждого есть определенный стиль поведения, манера общения с классом, у каждого субъективное видение всех педагогических вопросов. А в современном стандарте есть место только словам «владеть», «уметь», «обеспечивать», «строить», «создавать», «управлять» и т.д.

Работа по внедрению стандарта должна начинаться как минимум с педагогического колледжа и вуза, стандарт можно рассматривать как безусловный идеал, но каждый человек, связавший себя с педагогикой, должен не только работать по стандарту, он еще должен обладать самым важным качеством – любить детей. В.А. Сухомлинский считал, что хороший учитель – тот, который умеет дружить с детьми, принимает к сердцу радости и горести ребенка. А такими качествами обладает только человек с душой, а не механическая машина, способная к универсальным действиям. Но в стандарте не сказано об этом. Его создатели обошлись четкой формулировкой, обозначив ее в графе «другие характеристики»: «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики ». И в этом, пожалуй, самый главный риск – универсализация и механизация учительского труда. Действия учителя доведены до машинальности и автоматизма.

Наряду с этим риском отчетливо можно выделить риск, связанный с устаревшими теоретическими знаниями многих педагогов в рамках педагогической и психологической наук. Знания, полученные ранее в вузе, нужно систематически обновлять, но курсов или семинаров данной направленности, не предлагается вовсе, хотя весь профстандарт построен на определенных знаниях педагога в данной научной области. Кроме того, в трудовых действиях педагога можно встретить такие пункты: «разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде», «проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)», необходимые знания для этого – «основные закономерности возрастного развития, стадии, кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траектории жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики» - это знание особо важно в наше время, так как в связи с информатизацией среды подростки ведут себя довольно непонятно в некоторых ситуациях, и лишние знания психологии подростка будут очень полезны. Но знания должны постоянно пополняться. Необходимы семинары, курсы, тренинги, на которых учитель может получить нужную информацию. Также здесь еще выдвигается проблема кадровой наполняемости образовательных организаций психологами. На 700 детей никак не может приходиться два психолога, в связи с внедрением стандарта деятельность психолога в школе будет востребована, на теоретических и практических знаниях данного специалиста строится большая часть профессионального стандарта.

В развивающей деятельности может возникнуть еще один риск – создание дополнительных трудностей при работе с предлагаемой так называемой «психолого-педагогической характеристикой» (портрета личности) обучающегося. Данная работа очень объемна и в то же время интересна, но выполнима ли, ведь учителю предстоит еще разработать и реализовывать не только индивидуальные образовательные маршруты, но и индивидуальные программы развития. Объемы и масштабы отслеживания данной работы очень велики и будут создавать в начале очень большую трудность для учителя в связи с нагрузкой.

Еще одна проблема в реализации стандарта – это отсутствие нужного количества знаний для овладения ИКТ-компетентностью у многих учителей образовательных организаций. Компьютером зачастую владеют на уровне «неуверенного пользователя ПК», а ведь время с молниеносной скоростью приносит все новые и новые компьютерные технологии, программы, возможности, которые нам, учителям, нужно осваивать для детей, которых мы учим.

Еще один риск, с которым может столкнуться любой педагог – это отсутствие некоторых знаний по направлениям, пригодным для всех учителей - ораторскому искусству и риторике, ведь по стандарту педагог должен «владеть методами убеждения, аргументации своей позиции». Кроме того, стандарт требует от учителя необходимых знаний для ведения педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования в области экологии, экономики, социологии. В этом вопросе тоже нужно прибегнуть к помощи тренингов и практических семинаров.

В области реализации стандарта для учителей математики может возникнуть еще одна острая проблема: отсутствие должного оснащения образовательной организации. В профессиональном стандарте сказано, что учитель должен уметь совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски в том числе с помощью интерактивной доски и строя объемные модели, используя 3D ручку и 3D  принтер. Такой техники нет практически ни в одной школе. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что вследствие отсутствия материально-технической базы ожидается нереализация трудовых действий учителя.

Если говорить о том, как должен реализовываться стандарт в преподавании русского языка, то стоит отметить еще один важный момент, вызывающий риск: учитель должен владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как неродному. У многих учителей просто нет необходимых знаний по методике преподавания русского языка как неродного. В целом, профессиональный стандарт в учителе русского языка видит некоего проводника в знание о толерантности, так как много пунктов посвящены именно этим необходимым умениям.

На тему внедрения профессионального стандарта «Педагог» можно говорить много, но стандарт сейчас – это ответ на реальные угрозы и вызовы времени, так как на сегодняшний день обозначился вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Чтобы обладать набором ключевых компетентностей, отвечать запросам социума, чувствовать себя под защитой, каждому педагогу придется уточнить представления о собственной профессиональной деятельности и пути ее развития. Мы пришли к выводу, что стандарт  - это одно из средств повышения качества работы отдельного учителя, образовательной организации и образования в целом. Но выполнение стандартом своих функций в полной мере может быть реализовано только при условии разработки и использования прозрачных механизмов применения стандарта и понимания учителем конкретных преимуществ использования стандарта в практической деятельности. И закончить хотелось бы словами Григория Саввича Сковорода, украинского поэта и философа: «Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

профстандарт учителя 2013

Для ознакомления...

Профстандарт педагога - достоинства и недостатки

Профстандарт педагога принят. Каковы плюсы и минусы?...

Стратегия менеджмента ОУ в условиях внедрения Профстандарта педагога

Данная программа представляет собой стратегию действий администрации ОУ по грамотному внедрению Профстандарта педагога в деятельность школы: внутрикорпоративное обучение, психолого-педагогическое сопр...

должностная инструкция "УЧИТЕЛЬ" согласно Профстандарта педагога

разработанная должностная инструкция позволяет анализировать т ребования, предъявляемые к учителю, согласно профессионального стандарта...

допсоглашение к трудовому договору согласно Профстандарта педагога

форма трудового допсоглашения составлена с учетом нормативно-правовой базы профессионального стандарта педагога...

Материалы стажёрской площадки по профстандарту

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеурочной деятельно...