Обучение смысловому чтению в школе
статья

Дубинина Евгения Александровна

Методическая статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_smyslovomu_chteniyu_v_shkole.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение смысловому чтению в школе

Дубинина Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы

МБОУ  «Горковская средняя

общеобразовательная школа»

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу необходимости обучения школьников смысловому чтению. Автор раскрывает целевые и содержательные аспекты работы по формированию читательской грамотности современного школьника, говорит о необходимости обеспечении целостного образовательного пространства, направленного на создание условий для обучения смысловому чтению.

Ключевые слова: смысловое чтение, читательская грамотность, образовательное пространство, компетентность, школьники, педагоги

Teaching semantic reading in school

Abstract: This article is devoted to the question of the need to teach students semantic reading. The author reveals the target and content aspects of the work on the formation of reading literacy of the modern schoolboy, speaks about the need to provide a holistic educational space aimed at creating conditions for teaching semantic reading.

Keywords: semantic reading, reading literacy, educational space, competence, students, teachers

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. В 2015 году по результатам международного исследования pisa Россия заняла в нём 26 место по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.

В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо особое внимание в школе уделять смысловому чтению, такой форме работы, где  читательская деятельность подразумевала бы  «коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого».[1, с 41]

Проведенный в ЯНАО в октябре 2016 года региональный мониторинг оценки динамики читательской грамотности обучающихся 5, 7 и 9 классов позволил получить объективную оценку состояния читательской грамотности 17727 ямальских школьников из 113 учебных заведений всех муниципальных образований округа [2]. В рамках мониторинга оценивались три группы читательских умений:

1. умение находить и извлекать информацию из текста;

2. умение интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения, содержащиеся в тексте;

 3. умение размышлять о сообщениях, содержащихся в тексте, и оценивать их с собственной точки зрения.

Среднестатистическому учащемуся основной школы не хватило 3% для достижения оптимального уровня сформированности читательской грамотности – успешность выполнения работы ямальскими школьниками в среднем по округу составила 62%. При этом ему лучше удается находить и извлекать информацию из текста, нежели объединять информацию, осмысливать ее, размышлять о сообщениях текста и оценивать их. Успешность сформированности первой группы умений читательской грамотности составила 71%. Аналогичные показатели по второй и третьей группам умений составили 59% и 55% соответственно.

Таким образом, остро обозначается потребность в обеспечении целостного образовательного пространства, направленного на  создание условий для формирования читательской деятельности на всех уроках и во внеурочной деятельности, а также разработке и внедрении  системы средств и методов мотивационного обеспечения читательских потребностей школьников.

Читательская компетентность должна формироваться целенаправленно на всех ступенях образования. Организатором этого процесса должны стать педагоги, преподающие разные учебные дисциплины, посредством включения в образовательный процесс различных приёмов формирования осмысленного чтения. В этот процесс должны активно включаться родители, которые являются главными трансляторами ценностей для своих детей.

    Работа по формированию читательской грамотности должна быть  нацелена на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми  школьного возраста.

К ожидаемым результатам деятельности по целенаправленному обучению смыслового чтения школе можно отнести:

1.  Разработку и апробацию системы приёмов при внедрении смыслового чтения на различных уроках.

2.  Определение содержания и механизмов формирования смыслового чтения и работы с текстом.

3.  Освоение метапредметного компонента (развитие смыслового чтения) в содержании учебных предметов.

4.  Обеспечение методической поддержки педагогов по реализации в образовательном процессе стратегии смыслового чтения.

5. Повышение качества успеваемости учащихся школы.

6. Повышение  уровня профессионального мастерства педагогов.

7.  Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.

Содержательное наполнение обучению смыслового чтения предполагает обеспечение технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введение в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмами и техниками формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников [3, с.9].

В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется форсированностью коммуникативных навыков учащихся, устойчивым познавательным интересом к чтению и изучению разных предметов.

В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебно-познавательной мотивации детей, их интереса к обучению. Образовательный эффект связан с ростом качества образовательной подготовки.

Воспитательный и общественный эффекты связаны с:

1) ростом заинтересованности детей в чтении литературы, приобретением читательского опыта

2) формированием у обучающихся культуры чтения

3) развитием художественно эстетических начал, социально нравственных основ личности

Другими словами, целью работы школы по формированию читательской грамотности учащихся должно стать создание условий для получения опыта деятельности обучающихся с системой практико – ориентированных заданий направленных на развитие функциональной грамотности чтения художественных и информационных текстов, целенаправленное формирование коммуникативно – речевых умений, навыка чтения как общеучебного умения.

Для этого необходимо:

1.Определить оптимальные организационные и педагогические условия, способствующие созданию развивающей среды для  формирования навыков смыслового чтения, выявив эффективные формы и способы деятельности.

2. Выделить эффективные методы и приёмы, специальные упражнения, используемые в педагогике,  технологии по формированию навыков смыслового чтения

3. Провести внедрение способов и приёмов работы с текстом с учётом требований государственного образовательного стандарта нового поколения и концептуальных подходов к его построению.

4. Разработать и апробировать диагностические материалы для проведения мониторинга в рамках реализации проекта.

5. Повысить уровень  профессиональной компетентности педагогов по проблеме через курсы повышения  квалификации; участие в работе проблемных групп, организацию семинаров; работу по самообразованию и т.д.

6. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности,  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования. Таким образом, обучение смысловому чтению может происходить в рамках урочной  и внеурочной деятельности учащихся и охватывать все предметы учебного плана.

Современный школьник живёт  в 21 веке – веке информатизации общества. Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и школа должна не только адаптироваться в этом процессе, но и максимально продуктивно научить подростка пользоваться тем неограниченным по сути объёмом информации, которую он получает, вычленять из неё главное, систематизировать и обобщать. Учителю необходимо научить детей обрабатывать информацию, решать практические задачи, быстро находить возможные варианты решения нестандартных вопросов. Главная задача педагога в свете реализации новых образовательных стандартов – создание таких условий обучения, которые способствуют раскрытию возможностей ребенка в различных направлениях деятельности и готовят  к жизни в конкурентном мире.

Список литературы:

  1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. –215 с.
  2. Итоги исследования динамики читательской грамотности обучающихся  [Электронный ресурс]: Сайт департамента образования Ямало-Ненецкого АО http://www.yamaledu.org/news/6820-podvedeny-itogi-issledovaniya-dinamiki-chitatelskoy-gramotnosti-obuchayuschihsya.html
  3. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года / государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2016. – 156 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Обучение смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по актуальной теме:"Смысловое чтение как планируемый результат в области ууд....

«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»

Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения....

Обучение смысловому чтению английской литературы

В данной работе представлены методы смыслового понимания зарубежной литературы...

Методика работы с текстом при обучении смысловому чтению.

Реализация программы учебного предмета «Основы смыслового чтения» обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, с...

Стратегии обучения смысловому чтению

Материал демонстриует возможности использования предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности на примере текста С. Хокинга....