«Проблемное обучение»
методическая разработка

Мамчур Татьяна Александровна

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Проблемное обучение» 19.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «Проблемное обучение»  

Проблемное обучение

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение – обучение,  при котором учащимся не сообщаются  готовые знания.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Технология проблемного обучения.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

 Три вида проблемного обучения: научное творчество — теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем; практическое творчество — поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем; художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру музицирование и т. п.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы. Второй — на лабораторных, практических занятиях, предметном кружке, факультативе, на производстве. Третий вид — на урочных и внеурочных занятиях.

 Формы проблемного обученияпроблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.

Методы проблемного обучения:

-   Метод проблемного изложения: проблемные вопросы решает сам учитель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа класс к логическому мышлению, к добыванию знаний;

-    Методы проблемного обсуждения предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы;

  • Метод дискуссии: по вопросам учителя учащиеся свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих;
  • Метод эвристической (поисковой) беседы: учащиеся решают проблемные вопросы в процессе дискуссий, опираясь на свои знания
  • Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач: все учащиеся по заданию учителя самостоятельно решают задачи творческого характера.

-Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями: учащиеся решают проблемный вопрос путем использования ИКТ.

-Практический, частично поисковый лабораторный метод: учащиеся решают проблемный вопрос и добывают знания путем самостоятельного выполнения практической, лабораторной работы, эксперимента

Метод уяснения готового знания из печатного источника:

    учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

О достоинствах и недостатках проблемного обучения. 

Проблемное обучение обладает рядом достоинств. При правильной его организации оно способствует развитию:

-умственных сил учащихся (противоречия побуждают задумываться искать выход из проблемной ситуации, затруднения);

  • самостоятельности (дети самостоятельно видят проблему, делают выбор выхода из проблемной ситуации решения и т.д.); развитию творческого мышления (самостоятельно применяют знания, способы действия, ищут нестандартные пути решения);
  • обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и надолго запоминается);
  • развивает аналитическое мышление (анализируют условия, оценивают возможные варианты решений), логическое мышление (приводят доказательства правильности выбираемого решения, аргументируют их).
  • Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.
  • Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития.
  • Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями.
  •  Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).
  • Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов.
  • Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения .

Заключение

  • «Проблемное обучение – можем ли мы утверждать, что оно и полезно, и универсально?».
  • Однозначно, проблемное обучение полезно, оно побуждает действовать, предполагая поиск ответа на проблемные вопросы.
  • Но, вместе с тем, использовать эту технологию, как и любую другую, нужно избирательно, исходя из ряда аспектов: темы урока, целей урока, знаний учащихся…. А значит, проблемное обучение не является универсальным.
  • Чтобы определиться в выборе типов, технологий обучения, каждому учителю необходимо глубоко погрузиться в них, изучить, вникнуть, применить на практике…
  • Применять или не применять технологию проблемного обучения – самостоятельное решение каждого учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Проблемное обучение. Проблемный урок....