Анализ урока учителя русского языка и литературы
материал (5 класс)

Курилова Ирина Юрьевна

Анализ урока учителя русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Микрун Елена Викторовна

2

Дата посещения урока

20.12.2020

3

Предмет

Русский язык

4

Класс

5

5

Учащихся по списку

2

6

Учащихся по факту

2

7

Цель посещения урока

Проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

8

Своевременность явки учителя на урок.

Учитель начал урок вовремя

9

Готовность учителя к началу урока.

Учитель готов к началу урока

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

Учащиеся готовы к началу урока

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Учебник:Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., тростенцова Л.А. 5 класс

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Соответствуют санитарным нормам

13

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока в наличии

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

«Открытие» нового знания»

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Цель:

2

Организация проверки домашнего задания:

– полнота и глубина проверки;

– методика повторения, дифференциация заданий;

– охват учащихся проверкой, занятость класса;

– объективность оценки, аргументация отметки.

Весь класс активно работает при проверке домашнего задания

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Воспроизводящая деятельность – 25 минут, творческая – 15 минут.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

1. Решение биологических задач

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

1.Учащиеся выполняют интерактивный тест.

2. Проверка по ключам. Выставление оценки за выполненную работу (в соответствии с критериями).

2.Взаимопроверка теста

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся  

Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Актуализация знаний о задачах решаемых делением; используется проблемный метод обучения

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Каждый учащийся был включен в образовательный процесс и выполнял предложенные задания на доступном для него уровне.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

Три человека из класса легко давали полные и точные ответы на вопросы, быстро усвоили теоретический материал и перешли к выполнению теста. Остальные ученики допускали ошибки в ответах. С ними учителю пришлось работать совместно.

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильнойрабочей позы.

Учитель чередовал деятельность учащихся: от фронтального опроса к индивидуальной работе.

В середине урока учителем проведена физминутка.

В течение всего урока учитель следил за правильной позой учащихся.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

На уроке используется проблемный метод обучения.

На уроке используются формы работы: Индивидуальная,

Фронтальная, Парная.

Используемый метод целесообразен и обоснован.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Использовалась коллективная работа в процессе актуализации знаний

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

Между учителем и учениками была атмосфера взаимопонимания, в работе были задействованы почти все ученики. Учителя отличает такт в отношении к ученикам. Учащихся привлекает также грамотная речь учителя и доброжелательный тон.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

Учитель использовал установки в форме убеждения, внушения,

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

Учитель использовал различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Открытие нового понятия. Нахождение незнакомого слова, биологических терминов (грибокорень, микориза)

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

В течение урока учитель использовала уже имеющиеся знания о царствах животных и растений, грибах.

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Данный материал использует знания и умения учащихся, полученные на уроках окружающего мира.

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Учитель грамотно формулировал задания для учащихся, используя формулировки: давайте вспомним отличительные признаки животных и растений и создадим схему...,

выберите из данных изображений представителей царства животных и представителей царства растений....

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

1. Подписать рисунок «Строение гриба»

2. Составить правила на основе своего жизненного опыта и ранее полученных знаний, формулируют правила сбора грибов) 1. Подписать рисунок «Строение гриба»

2. Составить правила

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Упражнения творческого характера

включены в содержание урока

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Учащиеся самостоятельно изучали некоторые сведения о питании и размножении грибов, о значении грибов в природе и жизни человека, что способствовало развитию познавательных УУД.

В течение всего урока им приходилось общаться либо с учителем, высказывая свое мнение, либо с соседом по парте, что способствовало формированию их коммуникативных УУД.

Саморегуляция своей деятельности при выполнении практической работы направлена на  формирование регулятивных УУД.

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Объем и характер дом. задания соответствует норме. Урок закончен вовремя

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Эмоциональность урока на довольно высоком уровне

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

5 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали единый орфографический режим

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Педагогическое поведение учителя на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Учитель умело организовывал класс на учебную деятельность

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

На уроке учитель владел голосом, правильностью речи, дикцией. Использовал артистическое умение, педагогическую технику

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

Учитель рационально использовал средства обучения

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какие задачи ставили? Что применяли?

Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Считаю, что урок прошёл продуктивно и насыщенно, цель урока достигнута.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Продолжать работу в том же направлении

Подпись посетившего урок:

Подпись учителя:

И.Ю. Курилова

Е.В. Микрун            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

анализ работы учителей русского языка и литературы

Представлен анализ работы учителей русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Анализ МО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, мордовских языков (2016-2017 год)

Руководителем МО проработаны все результаты за 2016-17 учебный год, сделаны выводы, запланированы задачи на новый учебный год....

АНАЛИЗ РАБОТЫ учителя русского языка и литературы

Шаблон для анализа работы учителя...