Доклад "Педагогическое общение в условиях учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей"
консультация

Губина Татьяна Николаевна

Общение педагога с воспитанниками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом не дают воспитателю самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с ребенком. Перепады настроений детей с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_obshchenie.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Преображение»

140301, Московская область, г.о. Егорьевск, ул. Лесная, дом 45

тел. 8(496)404-09-20, mo_gkoupreobr@mosreg.ru 

        Педагогическое общение в условиях учреждения для      детей, оставшихся без попечения родителей.

                                                              Губина Т.Н.,воспитатель

Педагогическое общение – это профессиональное общение воспитателя с детьми на занятиях и вне их, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата и отношений между педагогом и воспитанниками  внутри детского коллектива; его успех определяет успех в обучении и воспитании.

Воспитание по своей сути - коммуникативный процесс, основой которого является общение: через общение воспитатель организует поведение и деятельность детей, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Говорить с ребенком труднее, чем с взрослым: для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении с взрослыми. Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание - тоже ответ или обращение к партнеру.

Слово воспитателя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если он узнал ребенка, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с педагогом дети начальной школы. Эта активность является следствием доверительных, добрых отношений между педагогом и детьми в этом возрасте: ребенок рассказывает воспитателю об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает усилить воспитательную силу воздействия на личность ребенка, предупредить срывы в его поведении, наладить с ним контакт.

Общение педагога с воспитанниками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и срывов в подростковом не дают воспитателю самоуспокаиваться даже при видимом благополучном общении с ребенком. Перепады настроений детей с трудом поддаются сиюминутному анализу, но педагог обязан не только их распознавать, но и достаточно умело, тактично управлять настроениями в процессах общения.

Общение воспитателя со своими детьми представляет цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах контактов.

         Если слова педагога, даже самые правильные и искренние, расходятся с делом, с практикой жизни (когда ребенок слышит одно, а в жизни наблюдает другое), ему не удастся вызвать у воспитанников ответное чувство поддержки, согласия. Апатия и противодействие возникают там, где много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется.

Для успеха общения воспитателю необходимо умение управлять вниманием детей. Приём новизны, когда педагог в самом начале занятия или беседы заинтриговывает воспитанника сообщением какой-то новой информации, причем не абсолютно новой, а такой, когда в известном явлении открывается что-то новое. Хорошо в разговоре опираться на интересы детей, для каждого ребенка могут быть свои характерные приёмы. Если воспитанники находятся в состоянии повышенной возбудимости и очень бурно реагируют на слова, то более эффективной формой является подача материала от менее интересного к более интересному. Когда же дети индифферентны к предмету беседы, то эффективнее будет обратный порядок преподнесения материала - от самого интересного к менее интересному. Овладеть вниманием воспитанников может помочь и действие феномена психической заразительности. Замечено, что люди, собираясь вместе, обладают способностью поддаваться реакции других людей.

В целях стимулирования интереса к изучаемому можно использовать разнообразные игры, фильмы, слайды, книги – всё то, что оживляет общение, вызывает удивление, притягивает внимание. Дети должны быть заняты, будь это игра или работа.

        Педагогу надо умело разбить воспитательное занятие на части, поскольку через 7-10 минут внимание любой аудитории обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть от старого логического хода, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок, музыка и т.п. Важно, чтобы переход от одного вида работы к другому не был резким. Не должно быть никакой вялости и тягучести. Это требует от воспитателя определённого напряжения, поскольку приходится учитывать возможности каждого из воспитанников и всех их вместе. Почувствовав усталость ребят, увидев, что не все могут следовать заданному темпу общения, педагогу следует плавно сменить его. Умело заданный темп, его переходывобщении во многом способствуют повышению заинтересованности воспитанников.

Одним из лучших способов организации активного общения считается деловая, или ситуационно-ролевая игра (пресс-конференция, симпозиум, консультация и пр.). В такой игре, задаваемой и организуемой педагогом, воспитанники имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые складываются в некоторых реальных жизненных ситуациях, осуществляется психологическая адаптация детей друг к другу, что способствует улучшению психологического климата коллектива, помогает формировать одновременно дух состязательности и взаимопомощи. Суть игры как вида общения состоит в том, что новые знания получаются в результате постоянного диалога, столкновения разных мнений и позиций, взаимной критики предположений, их обоснования и закрепления.

           Воспитателю необходимо быть очень внимательным к успехам своих подопечных . Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Воспитанник, которого хвалят, испытывает к педагогу особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту.

Требовательность, принципиальность и последовательность в осуществлении дисциплины и порядка способствуют выработке делового настроя группы, и это сказывается в общении. Некоторые замечания, направленные на поддержание делового общения, уместно произносить прямо в присутствии всех детей, если только тот или иной поступок может быть соотнесен и с кем-либо другим из группы. В этом случае хорошо работает шутка, ирония, розыгрыш.

В общении с воспитанниками на занятиях нередко возникают ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Чаще других возникает ситуация, когда приходится делать несколько раз одно и то же замечание. Нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять одно и то же несколько раз. Хорошие, добрые слова, как ему кажется, не доходят до этого ребенка, и педагог срывается на крик, на угрозы. Такая вспыльчивость в виде окрика помогает закончить беседу без помех, но уже без энтузиазма. Занятие скомкано, у воспитателя остаётся горький осадок от своей несдержанности, горячности, у детей– недоумение, напряженность, скованность, тревожность.

“Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений”, – писал В.А.Сухомлинский. Сдержанность – важное психологическое свойство в общении. Это качество характеризует устойчивое, ровное, спокойное, но не безразличное, не холодное отношение к различным ситуациям жизнедеятельности. Сдержанность предполагает нейтрализацию таких эмоций и чувств, как гнев, ярость, недовольство, ненависть, презрение и др. Управление эмоционально-волевой сферой – это умение заранее проигрывать в уме возможные максимальные неудачи, исключать неожиданные ситуации, осуществлять перевод отрицательных эмоций в положительные. Настроение как устойчивое общее эмоциональное состояние играет важную роль в процессе деятельности. Педагог должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное, пониженное настроение. Ребята более всего тянутся к людям, которым свойственно повышенное, веселое, жизнерадостное настроение. Они наоборот избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

В индивидуальном общении с воспитанниками перед педагогом всегда стоит изначальная психологическая установка: надо разгадать ребенка, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру. У каждого свой темперамент, способности, характер: один очень легко всем увлекается, другому всё быстро надоедает, один трудолюбив, другой не прочь полениться. И всё это надо учитывать воспитателю. Для каждого нужен свой конкретно-специфический, индивидуализированный стиль общения.

Детей учат не наставления взрослого, а стиль взаимодействия. Личность педагога, его профессиональное общение, его успех служат ключом к успеху обучения и воспитания детей. А отношения, строящиеся на основе взаимного уважения, равенства, соучастия, веры в способности, дают возможность самореализации и личностного развития каждого из участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"

Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...

Готовимся к школе в условиях учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

Открытое занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе. "Путешествие с цветиком - семицветиком"....

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...