Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка
материал (7 класс)

Ольга Александровна Шао

Материал к конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_na_urokah_iya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим,  И. А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель,  L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.

Многочисленными исследованиями  было установлено, что проектная деятельность выступает как важный  компонент системы  продуктивного  образования  и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов  через  активные способы   действий   (планирование,   прогнозирование,   анализ,   синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Применение проектной методики особенно актуально на  старшей  ступени обучения ИЯ средней  общеобразовательной  школы.  Именно  на завершающем   этапе   обучения   учащихся   на   первый    план    выступает самостоятельное использование  ИЯ как средства получения  новой  информации, обогащения   словарного  запаса,   расширения   лингвистических   знаний   и применения их в новых областях окружающей действительности.

Первоначально метод проектов назывался проблемным методом. Однако он не был проработан технологически, а технология предполагает четкую проработку операций и действий и определенную логику их выполнения. В последнее время метод проектов активно развивается, так как в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся.

Сегодня слово "проект" означает деятельность (индивидуальную или групповую), включающую исследование и решение проблем. Эта деятельность планируется и доводится до завершения учеником под руководством учителя или самим учеником. Теоретически, все проекты должны вытекать из интересов учеников. На практике учащиеся испытывают затруднения в выборе подходящих проектов. Учитель может помочь им в выборе, предложив список проектов, рассказав о проектах прошлых лет.

Проектная деятельность - целенаправленная деятельность учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Что способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Приступая к работе над проектами мы изучили основные требования:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая,  теоретическая  значимость  предполагаемых результатов. Самостоятельная   (индивидуальная,   парная,   групповая) деятельность на уроке или во внеурочное время.
  3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределения ролей)
  4. Использование   исследовательских   методов:   определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их  решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы

Далее мы рассмотрели этапы разработки структуры проекта и его проведения.

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя. На уроках иностранного языка работа над проектом строится следующим образом:

1- работа над темой цикла (овладение лексикой, грамматическими образцами,  аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях).

   На данном этапе учитель может использовать различные творческие задания, такие как: мозговой штурм, сочинения, ролевые игры, которые в последствии могут войти в основу проекта. Они подготовят учащихся к дальнейшей работе и повысят мотивацию к творческой деятельности.

2 – обсуждение темы будущего проекта.

Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника, отстаивают свои мотивы работы над будущим проектом.

3 –формирование творческих групп.

Распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта. Одному из учащихся, например, поручают нарисовать плакат, другому - собрать фактический материал и т.д.

4 – сбор информации. Школьники используют не только тексты учебника, но и   дополнительные материалы периодической печати, журналы, учебные пособия, ресурсы сети интернет.

5 – оформление проекта. Одни проекты школьники оформляют дома самостоятельно, другие, требующие большей помощи со стороны учителя, создаются в классе. Это могут быть рисунки, плакаты, чертежи, сценарии праздника. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, любому предложению, помогать, но не диктовать, не навязывать свою точку зрения.

6 - презентация проекта. Это очень ответственный этап работы праздник для ребят. Ведь весь отобранный, оформленный материал надо так ярко и эмоционально представить, чтобы заинтересовать одноклассников, для    которых каждый проект их товарищей - сюрприз.

7 – подведение итогов работы. Очень важно на данном этапе дать возможность учащимся выразить свое мнение, обменяться впечатлениями. Самые яркие, оригинальные, содержательные проекты поощряются.

Рассматривая технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на старшей ступени средней школы, необходимо, прежде всего, отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, нам важно было ознакомиться с их типологией.

Рассмотрим  классификацию современных проектов.

  •  1.    по доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико - ориентированные и т. п.;

  • 2.   по предметно - содержательной области:

монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект (в рамках нескольких областей знания);

  • 3. по характеру координации проекта:

с открытой, явной координацией (непосредственной) и со скрытой координацией;

  • 4.    по характеру контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира):

Внутренний, или региональный, и международный;

  • 5.    по количеству   участников   проекта  

(личностные,   парные, групповые);

  • 6.  по продолжительности   проекта  

(краткосрочный,   средней продолжительности, долгосрочный).

Следует отметить, что чаще всего мы используем смешанный тип проектов.

Так, например, работа над проектом по теме «Health - здоровье» строилась следующим образом.

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

  1. разработка правил и рекомендации по сохранению здоровья.
  2. формирование взглядов здорового образа жизни.
  3. совершенствование речевых навыков и расширение лексики по теме.

На подготовительном этапе актуализировалась необходимая лексика по теме. Ребятам была предложена актуальная проблема «How to be healthy? – как быть здоровым?» - методом мозгового штурма ребята предлагали различные варианты ее решения. (отвечали, что необходимо, для того чтобы быть здоровым.) В результате было выделено 4 основных направления по этой проблеме: 1. Healthy food – здоровая пища 2. Sport and  physical activity – физическая активность 3. Favorable environment – благоприятная окружающая среда 4. Healthy  way of life – здоровый образ жизни. Далее, согласно этим направлениям, учащиеся разделились на группы. Каждой группе было дано задание подобрать подходящий девиз или пословицу и провести исследование среди учащихся 10-11 классов.

Первая группа работала над проблемой здорового питания старшего подростка. Они предложили пословицу: “An apple a day keeps a doctor away” – по яблоку в день и доктор не нужен. Учащимися этой группы были затронуты следующие проблемы: fast food, диеты, качество продуктов питания (и школьного питания в частности).

Вторая группа работала над проблемой физической неактивности молодежи. Их девизом стало выражение «в здоровом теле – здоровый дух». Участники этой группы говорили о том, что их сверстники очень много времени проводят без движения: сидя на уроках, перед компьютером, перед телевизором и т.д. Не обошли вниманием и такое направление как Fitness.  

Третья группа работала над проблемой влияния окружающей среды на наше здоровье. Их девизом стало высказывание - «опасность вокруг нас». Они изучали влияние технической среды, шума, загрязнения.

Четвертая группа занималась проблемой здорового образа жизни. Они предложили пословицу «кто рано встает тому бог подает». Учащиеся затронули проблемы режима, вредных привычек, стресса.

 Проекте «Стресс» Цель: ознакомить одноклассников с проблемой стресса и помочь справиться с ним.

Задачи:

  • 1. теоретический анализ и изучение проблемы «Стресс»
  • 2. проведение и анализ анкетирования среди одноклассников.
  • 3. пути решения проблемы.

Дано определение стрессу, признаки стресса, основные типы стресса, источники стресса. Была предложена анкета «насколько хорошо вы справляетесь со стрессом». В результате даны рекомендации как справляться со стрессом.

Необходимо отметить, что в нашей школе итоговая аттестация учащихся проводится в виде защиты – презентации своего проекта, с привлечением ИКТ технологий. Несмотря на то, что проектная деятельность требует от учителя огромной подготовительной работы, так как это очень трудоемкий процесс; но он дает свои положительные результаты.

Мы увидели, что проектная деятельность мотивирует учащихся,  создает благоприятные условия для раскрытия и проявления их творческих способностей: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении. А так как язык охватывает все сферы жизни человека и все специальности, то проектная деятельность учащихся на иностранном языке дает положительные результаты какой бы профиль они не выбрали. Тем боле, что в свете компетентностного подхода любой специалист должен владеть иностранным языком.

Суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее приоритетной технологией в обучении. Так как он позволяет применить свои знания и умения на практике, а реальные практические результаты создают ситуацию успеха.

Литература:

 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

2. Программы для общеобразовательных учреждений.  Иностр.  языки  (англ.,      нем.,  фр.,  исп.)  1-11  кл  общеобразовательных  учреждений.  –  М.: Просвещение, 1997. – 175 с.

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. –М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320 с. – (педагогическая мастерская) ISBN 5-691-00577-4.

4. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка

В этой статье я рассказываю об эффективности метода  проектов на уроках английского языка....

Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка

Статья о проектной деятельности учащихся 9 класса на уроках английского языка....

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка.

Данные материалы могу использоваться и в работе и на выступлениях....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В рамках реализации ФГОС нового поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки са...

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС

Проектная деятельностьучащихся на уроках английского языка как средство реализации ФГОС...