Духовно-нравственное воспитание детей и юношества в современном обществе: проблемы, задачи, решения
материал
Материалы выступления на XI Сахалинских Рождественских чтениях: "К 350-летию со дня рождения Петра I: секулятивгый мир и рлигиозность
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ
«Духовно-нравственное воспитание детей и юношества в современном обществе: проблемы, задачи, решения»
составитель: Агузарова Е.Н.
учитель биологии, ОДНКНР
г.Оха
2022
Духовно-нравственное воспитание детей и юношества в современном обществе: проблемы, задачи, решения
Е.Н. АГУЗАРОВА
МБОУ СОШ №1 г.Охи им.А.Е.Буюклы, г.Оха
«Искусство воспитания детей –
одно из благороднейших искусств.
Кто желает воспитать ребенка, тот
должен пробудить и укрепить в нём
духовность»
(Н. А. Ильин)
Проблема духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения в современном мире – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными и нравственными. Поэтому у детей искажены у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
«На фоне снижения многих показателей качества жизни современных детей, их телесного, психического и духовного здоровья, вопрос духовно- нравственного воспитания является одной из ключевых проблем нашего общества. Современный мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, - способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.» [«Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждения всех видов и типов», методические рекомендации].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей ставит задачу развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Духовно-нравственное воспитание предполагает:
- становление отношений ребенка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;
- развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.
Духовно-нравственное воспитание в современной школе – одно из приоритетных направлений.
С 1 сентября 2015 года определена обязательная для изучения предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая предусматривает знание обучающимися основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Целью курса является развитие общей культуры учащихся, формирование у них основ норм морали, общечеловеческих ценностей, гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к Российской локальной цивилизации, осознание роли традиционных религий в становлении государства и вклада религии в культуру общества, воспитание уважения и бережного отношения к историко-культурному наследию. Предметная область ОДНКНР является преемственной по отношению к учебному курсу ОРКСЭ в начальной школе.
На уроках ОДНКНР мы раскрываем такие нравственные ценности, как порядочность, совесть, доверие и доверчивость, милосердие и сострадание, правда и ложь, честь и достоинство, терпимость и терпение, мужество, равнодушие и жестокость, традиции воспитания, самовоспитание, права и обязанности. ОДНКНР помогает сплотить учеников, способствует развитию патриотизма, уважительного отношения к другим культурам и религиям, терпимому отношению к различным взглядам людей или к их отсутствию, помогает воспитать в детях милосердие, нравственные принципы, устранить зачатки неправильного воспитания. Предмет ОДНКНР очень сложен и деликатен, призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. Уроки должны быть ярким, эмоциональными, с привлечением большого наглядно-иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Поэтому в свои уроки я включаю метод размышления о просмотренном видеофрагменте. Роль советских мультфильмов в воспитании неоспорима: ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие «советские» мультфильмы дают программу воспитания качеств настоящего человека. Они заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. Например, мультфильм «Цветик-Семицветик» я показываю в начале урока, дети начинают рассуждать на тему нравственных качеств героев и сами выходят на тему урока: милосердие и сострадание. Советский мультфильм 1977 года «Пяточек» раскрывает такие нравственные качества, как порядочность и честность. Невероятно поучительный мультфильм «Крошка Енот» несет в себе глубинный смысл, ведь как мы относимся к людям, то же самое получаем в ответ, словно собственное отражение на глади пруда. А это «золотое правило нравственности»: не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили. На уроках я активно использую дополнительную литературу. Изучая тему «правда и ложь», мы читаем рассказ Лебедева Василия Алексеевича «Бобриная правда», изучая раздел «совесть» мы перечитываем рассказ Аркадия Гайдара про Нину Карнаухову, басню «Лгун» мы перечитываем, изучая тему «доверия и доверчивость». Так же на своих уроках я использую притчи. Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. Работа над притчей помогает размышлять, приводить свою точку зрения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались. Учащиеся проводят анализ притчи по плану: символы притчи, ценности, которые уважает притча, основная мысль. На уроках мы составляем словарь терминов и понятий. После пройденного блока тем мы играем в игру «объедини слова в пары», где подбирают к каждому понятию соответствующее ему слово из списка, например: эгоизм - выгода, терпимость - толерантность, человеколюбие – гуманизм, честность –правдивость, нравственность – мораль. В качестве повторения пройденного материала, я использую работу по парам с карточкам, где у одного участника карточки с понятиями, а у второго – с определениями. Это способствует систематизации и усвоению материала курса.
На уроках ОДНКНР я использую такие формы организация обучения, как: круглый стол, дискуссии, викторины и следующие методы: объяснение, рассказ, демонстрация, работа с книгой, упражнения, практическая работа.
Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентируется на необходимость усиления внимания к вопросам духовного воспитания подрастающего поколения. Одна моя ученица решила поучаствовать в конкурсе проектов «Первые шаги – большие надежды» и познакомить учеников с историей и деятельностью воскресных школ на примере Воскресной школы при храме Сергея Радонежского в городе Охе. В ходе исследования был проведен опрос среди учеников нашей школы, в котором приняли участие 63 человека. Выяснилось, что 41% опрошенных не знают что такое Воскресная школа и для чего она нужна, посещают Воскресную школу всего 3%, а хотели бы посещать 20% опрошенных детей. Нами были поставлены следующие задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России, познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха, рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе, а также выявить пользу духовного развития в жизни человека, выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития. В итоге наша работа получила диплом 1 степени на защите проектов «Первые шаги – большие надежды» и на уроках ОДНКНР среди 5ых классов мы представили нашу работу ученикам. На следующий учебный год в рамках реализации во внеурочной деятельности предмета ОДНКНР мы этот проект доработали и приняли участие во Всероссийском дистанционном заочном конкурсе «Векториада-2020», заняли I место в номинации «проектная деятельность». Тем самым тема духовно-нравственного развития успешна реализована в проектно-исследовательской работе.
В декабре 2007 года на Всероссийской научной конференции «Государственные образовательные стандарты в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» было предложено проведение олимпиады школьников по Основам православной культуры в общероссийском масштабе. Олимпиада по основам Православной культуры включена в перечень Всероссийских олимпиад школьников. В данной олимпиаде конкурсные задания ориентированы на самый широкий спектр дисциплин, изучаемых в школе: историю, литературу, изобразительное искусство, музыку, языки, культурологию.
Совместно с администрацией школы, учителями истории и обществознания, учителями начальной школы уже который год проводятся олимпиады по основам Православной культуры и основам светской этики среди учеников 4-11 классов. В 2019 году в олимпиаде по Православной культуре приняли участие 40 учеников, в олимпиаде по светской этике поучаствовали 51 ученик, среди них диплом I степени получили 14 человек, дипломами II и III степени награждены 30 человек. В 2020 году в олимпиаде по основам Православной культуре поучаствовали 80 человек, обучающихся 4-11 классов, их них 26 человек были награждены дипломами II и III степени. В этом году в олимпиаде по основам Православной культуре приняли участие 99. Участие в подобных олимпиадах формирует более широкую эрудицию, так как охватывает широкий круг знаний, формирует устойчивый интерес к гуманитарной сфере учащихся на всех этапах школьного обучения, происходит вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и познавательную деятельность в области истории и культуры Православия, поддержка одаренных детей, а также происходит духовно-нравственное и историко-патриотическое воспитание школьников. Участвуя в олимпиадах по основах Православной культуры и основам светской этики ученики духовно развиваются, понимают значение нравственности, овладевают основными понятиями религиозной культуры, овладевают историко-культурной лексикой, формируют интерес к духовной культуре и истории Отечества, к истории и культуре других народов. Олимпиада – это всегда больше, чем учебная программа по модулю, всегда дает стимул для расширения и углубления знания. Даже если ученик просто примет участие и не займет никакого места, но, придя домой, воспользуется книгами и другими ресурсами, будет расспрашивать старших, чтобы узнать ответ на интересующий его вопрос - то наша задача будет выполнена, это дальнейшее участие в интеллектуальной жизни и духовно-нравственном развитии.
Работа в данном направлении весьма деликатна и трудоемка. Несомненно: ведущая, определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни и духовно-нравственного развития школьника принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения. В наших силах оказать социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, инициативного и компетентного гражданина. Пути реализации программы духовно-нравственного развития могут быть следующими:
- урочная деятельность
- ОРКСЭ, ОДНКНР, история, обществознание, литература, искусство, краеведение
- внеурочная деятельность
- знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам;
- уроки мужества, толерантности;
- знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями;
- усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, приобретение опыта совместной деятельности;
- участие в социально значимых мероприятиях, акциях, волонтерство
- проектная деятельность
- патриотическое воспитание через открытые уроки
Наша задача продолжать активно работать в данном направлении, не умаляя значимости духовно-нравственного развития школьника. В своей работе можно использовать музейную педагогику, ресурсную базу учреждения, информационно-библиотечный центр.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты анкетирования
Цель работы: показать духовно-нравственное становление личности ребёнка на примере воскресной школы Задачи: узнать историю возникновения воскресно-приходских школ в России познакомить с деятельностью воскресной школы в городе Оха рассказать, что входит в программу занятий в воскресной школе выявить пользу духовного развития в жизни человека выступить перед одноклассниками и вместе с ними определить необходимость духовно-нравственного развития
.
Воскресная школа – это вовсе не то место, где занятия проходят только по воскресеньям. Нет, это школа воскрешения, преображения детских душ!
«Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность» Н. А. Ильин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки в современном обществе»
1. Роль педагога дополнительного образования в воспитании духовно-нравственных ценностей у детей.2. Влияние современных технологий на воспитание подрастающего поколения.3. Роль искусства в воспи...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...

Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современном обществе.
Причины речевых нарушений, наиболее частые ошибки воспитания и обучения детей, которые совершают современные родители....

Проблема профессионального самоопределения детей и молодежи в современном обществе.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможно...

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки в современном обществе»
Духовно-нравственное воспитание детей посредством музыки в современном обществе...
