Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Борисенко Инна Михайловна

Понятие «интеграция» пришло в российскую педагогику в 80-е годы, но и  сегодня день интегрированные учебные занятия актуальны, так как, формируют целостное представление о мире, преодолевают разобщенность научного знания по дисциплинам, исключают дублирование, освобождают учебное время для изучения других явлений и обеспечивает многоаспектность, ясность, прочность усвоения изученного материала. Перечисленные достоинства позволяют мне до 50% учебных занятий проводить интегрированными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий (из опыта работы)

Технология организации и проведения интегрированных учебных занятий включает 3 основных этапа: подготовительный, исполнительский и рефлексивный.

В ходе подготовительного этапа осуществляется:

     а) организация творческой группы с учётом  психологической  совместимости (это важный фактор успеха работы двух и более педагогов, так как требуется их тактичность, умение слышать партнера, корректность в оценочных суждениях; строгое разграничение компетенций, требуется тщательная координация действий);

     б) конструирование урока

     в) парная работа для педагогов (если урок бинарный).

В ходе исполнительского этапа провожу  учебное занятие  в соответствии с технологической картой интегрированного учебного занятия.

Фаза вызова: формирование интереса к теме урока посредством работы над эпиграфом, актуализация имеющихся знаний посредством проблемных вопросов, блиц-опросов, интересных или важных событий.

Фаза осмысления: 

  • приобретение и осмысление студентами новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями осуществляется посредством организации индивидуальной и групповой работы,
  • развитию их познавательных умений способствуют задания на анализ текста, заполнение таблиц, выполнение сравнительных характеристик,
  • проживание ими ситуаций, формирование у студентов ценностных отношений к изучаемым событиям осуществляется посредством формулирования им наводящих и проблемных вопросов,  персонификация, игровые приёмы.

Фаза обобщения и рефлексии: студентам формулируются вопросы, способствующие обобщению, систематизации знаний, закрепление осуществляется с помощью работы над эпиграфом. 

В ходе третьего этапа осуществляю рефлексию у студентов в виде эвристическая беседа или работы студентов с организационно-деятельностной картой. 

Как педагог подвожу итог, как на практике реализовались основные особенности интегрированного занятия:

  • как были проанализированы многоплановые объекты, представления посредством  различных учебных дисциплин;
  • была ли сохранена самостоятельность каждой учебной дисциплины со своими целями, задачами, содержанием;
  • каким образом и было ли достигнуто включение у студентов всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно - двигательных) в  процессе  познания;
  • что и каким образом обеспечивало прочность усвоения изученного;
  • как проявилась познавательная активность студентов.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность педагога

Деятельность студентов

Результат

Фаза вызова

Формирование интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний

Стимулирует познава-тельную деятельность студентов с использо-ванием   проблемных вопросов, использова-ние интересных фактов, знакомство с существу-ющими гипотезами, демонстрация репро-дукций, видеофильмов  

Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы.

Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания

Фаза осмысления

Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям

Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи

Работают с различными источниками информации, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы,  представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы

Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок

Фаза обобщения и рефлексии

Обобщение и систематизация знаний, рефлексия

Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии

Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности

Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка

Технологическая карта интегрированного учебного занятия



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

ПАМЯТКА 1.

КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАННОЕ ЛУЧШЕ ЗАПОМНИЛОСЬ

Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются. Более эффективен – метод кодирования. По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:

- прокомментировать новые данные;

- оценить их значение;

- поставить вопросы;

- сопоставить полученные сведения с ранее известными.

Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.

ПАМЯТКА 2.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ (РАЗВИТИЮ)

УМЕНИЯ ДОКАЗЫВАТЬ

  1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
  2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать.
  3. Определи вывод, который будешь доказывать.
  4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

ПАМЯТКА 3.

ПРАВИЛА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

  1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.
  2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.
  3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
  4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
  5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
  6. Каждый абзац пишется с красной строки.
  7. Между абзацами оставляется чистая строка.
  8. В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким   образом».

ПАМЯТКА 4.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ РЕЧИ

  1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное    

освещение темы.

  1. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  2. Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов.
  3. Правильность и чистота речи.
  4. Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
  5. Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

ПАМЯТКА 5.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ

В ходе проведения урока - «круглого стола» все студенты внимательно заслушивают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют и оценивают по следующим критериям:

  1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
  2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
  3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.
  4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.

ПАМЯТКА 7.

АЛГОРИТМ КОММЕНТИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

  1. Изложить высказывание своими словами.
  2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
  3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
  4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
  5. Сделать вывод.

ПАМЯТКА 8.

 АЛГОРИТМ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

И ЯВЛЕНИЙ

  1. Каковы причины события или явления?
  2. Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
  3. Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
  4. Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
  5. Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
  6. Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
  7. Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
  8. Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Технология организации и проведения совместных занятий с дошкольниками и их родителями, способствующих формированию здорового образа жизни»

Предлагаю ознакомиться с обобщением многолетнего опыта работы  с детьми и родителями в объединении дошкольников "Азбик", которое осуществляет свою деятельность во Дворце творчества детей и ...

Технология организации и проведения подвижных и спортивных игр в учебно-воспитательной работе

Статья раскрывает значение игр и их влияние на организм ребенка.  Рекомендована учителям физической культуры, воспитателям групп продленного дня, организаторам спортивной работы. Поможет выбрать ...

Организация и проведение внутришкольной психологической олимпиады (из опыта работы)

Одно из направлений работы  психологов в школе – это психологическая подготовка учащихся-олимпиадников к выполнению конкурсных заданий. В МБОУ "Советская СШ №2" (ранее - УВК «школа-лицей»№2) дан...

Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии

Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...

Рекомендации по организации и проведению открытого учебно-тренировочного занятия

В этой методической разработке вы сможете найти ответы на вопросы "как правильно организовать и провести открытое учебно-тренировочное занятие"...

Роль преподавателя – фасилитатора в организации эффективного взаимодействия детей при работе над учебной задачей (из опыта работы учителя технологии)

Опыт учителя технологии по использованию метода фасилитации для облегчению понимания, восприятия учениками поставленной задачи...