Особенности работы в школе для детей с ОВЗ
статья на тему

Аляева Роза Азгатовна

Речь пойдет не об инклюзии, а о работе в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, о предметах учебного плана, о подготовке к ГВЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы в школе для детей с ОВЗ

Р.А.Аляева

Россия занимает серьезные позиции в области развития образования и науки, и она должна удержать занимаемые позиции. 08.06.2016 года на второй дискуссионной площадке «Новая школа» в ходе работы программного форума «Единой России» «Образование и наука - будущее России» было заявлено, что  каждый ребенок должен иметь возможность получить качественное образование вне зависимости от социального статуса.

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии. Система образования должна шагать в ногу со временем, объединяя новые информационные и коммуникационные технологии. Цель общего образования заключается в становлении и формировании личности обучающегося, развитии индивидуальных способностей обучающегося.

Цель данной статьи - определение уровня продуктивности образовательной деятельности педагогического коллектива Казанской школы-интерната для детей с ОВЗ в соответствии с целью достижения поставленных перед школой задач.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи контингент учащихся характеризуется многообразием речевых дефектов, а также особенностями психического развития, что требуется постоянной индивидуализации задач и методических приемов обучения. В связи с этим особую значимость приобретает информация о развитии каждого учащегося. Центральное место в изучении детей этой школы отводится исследованию их речи. Вместе с тем для построения эффективного учебно-воспитательного процесса, наряду с изучением речи учащихся, необходимо также уделять внимание выявлению особенностей их личности и деятельности.
                  Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Развитие речи ребенка связано с постепенным развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.
 Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничен, многие ученики лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими вне школы.

Умелое использование современных технологий обучения и  информационных технологий ведет к существенному повышению качества работы школы и учебно-воспитательного процесса. Современная информационная школа, работающая в системе «Электронного образования» и современный учебно-воспитательный процесс, построенный с применением ИКТ, в значительной степени увеличивают эффективность образовательного процесса и усиливают взаимодействие школы и семьи.

Главной актуальной задачей обучения является формирование умения учиться, которое является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Содержание начального общего образования в школе - интернате ориентировано на преодоление речевого недоразвития, предупреждение нарушений письменной речи, на формирование полноценной речевой и учебной деятельности и развитие основных сторон личности. Центральное место занимает "Коррекционный лингвистический курс", обеспечивающий восполнение пробелов в речевом развитии обучающихся, формирование и совершенствование речемыслительных процессов, успешное освоение обучающимися закономерностей русского языка. В рамках этого курса выделяются предметы: "Произношение", "Грамота", "Развитие речи (Окружающий мир)", "Фонетика, грамматика, орфография", "Чтение". Каждый из этих предметов имеет специфические цели и задачи, их содержание и основные направления работы тесно взаимосвязаны между собой. В рамках этого курса тесно переплетается формирование речи и познавательная культура: расширенная тематика служит предметной базой для развития лексико - грамматической стороны речи, связного устного и письменного высказывания на уроках "Развитие речи (Окружающий мир)". В процессе обучения элементарной теории родного языка на уроках "Фонетики, грамматики, правописании" обучающиеся осознанно выявляют закономерности функционирования языковых единиц и учатся применять их в рамках языковых упражнений. По мере накопления орфографических, грамматических, синтаксических знаний и умений и их автоматизации к концу начальной школы появляется реальная возможность их включения в речевую деятельность обучающихся на уровне письменной речи.

Тесно взаимодействует с "Коррекционным лингвистическим курсом" раздел "Индивидуальные логопедические занятия". На индивидуальных занятиях преодолеваются специфичные для каждого обучающегося речевые дефекты, что обеспечивает успешность занятий обучающихся в условиях класса.

С 1по 10 класс индивидуальные логопедические занятия проводятся с каждым ребенком 2-3 раза в неделю. Нагрузка обучающихся регулируется за счет увеличения количества лет обучения, по сравнению с общеобразовательными учреждениями, в зависимости от тяжести основного дефекта, использования специальных коррекционных методов обучения, организации учебного материала, жесткой этапности в формировании умений и навыков. Важным средством предупреждения перегрузок является пропедевтическая направленность всего процесса обучения, его индивидуализация, достигаемая за счет тщательного изучения структуры нарушения и осуществляемая как на специфических уроках и занятиях, так и в ходе изучения предметов общеобразовательного цикла.
         На ступени основного общего образования закладывается фундамент общеобразовательной подготовки, достаточной для продолжения образования, развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной форм речи, необходимых выпускнику для его полноценного включения в жизнь общества, обеспечивается развитие личности обучающегося, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения.

Так как программы начального, основного и среднего общего образования согласно ч. 1 ст. 63 Закона «Об образовании в Российской Федерации» являются преемственными, то и задачи, стоящие перед каждой ступенью образования, направлены на поэтапное формирование личности ребенка. На первой ступени образования — начальной — закладывается фундамент формирования личности, должны быть сформированы положительная мотивация к учебной деятельности и основные учебные умения и навыки (чтение, письмо, счет, простейшие навыки самоконтроля, культуры речи и т.п.). Начальное образование в речевой школе направлено не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и на сохранение здоровье и социализацию. На второй ступени образования — основном общем образовании — нами  ставятся задачи эстетического и нравственного развития личности обучающегося с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), его культурного и научного просвещения. Именно этот этап обучения наиболее продолжительный и емкий изо всех этапов общего образования. Наши ученики овладевают основами научных дисциплин через кропотливую логопедическую работу. Задачи социального самоопределения, выявления склонностей ребенка также ставятся перед второй ступенью общего образования. 

В соответствии с установленным государственным статусом  наше образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего (нормативный срок освоения 4 года), основного общего образования (нормативный срок освоения 6 лет). Обучение ведётся по программам общеобразовательной школы в очной форме. Перечень предметов и учебники идентичны.

Стратегической целью деятельности педагогического коллектива является  создание в школе-интернате среды, максимально способствующей умственному, психическому, физическому и нравственному развитию детей и подростков, обеспечивающей социальную адаптацию, профессиональную подготовку и профориентацию детей,  а также формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения  обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Школа-интернат участвует  в качестве стажировочной площадки в программных мероприятиях Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», в качестве инновационной площадки в программных мероприятиях ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»,  в качестве экспериментальной площадки в программных мероприятиях ГИБДД. В рамках стажировочных площадок педагоги школы-интерната систематически занимаются повышением квалификации – это и курсы, и подготовка материалов для публикаций научно – методических изданиях различного уровня; и участие в профессиональных и научно – методических конкурсах различного уровня, и подготовка и проведение различного уровня научно-практических семинаров, конференций, мастер-классов на базе школы-интерната (Семинары для студентов вузов – КФУ, КСЮИ и филиала МСЮИ); и самообразование.

Наиболее  приемлемой в нашей школе наряду с остальными технологиями является  технология  уровневой  дифференциации,  главная  идея  которой  заключается  в  следующем:   если  каждому  ученику  создать условия,  соответствующие  его  личным  способностям,  то можно  обеспечить  гарантированное  усвоение  базисного  ядра  школьной  программы,  повысить  качество  обучения.

Адаптированные основные образовательные программы (далее - АООП) основного общего образования и начального общего образования в школе-интернате обеспечивают решение главных целей образования, а именно: выполнение планируемых результатов по достижению выпускником основной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;  становление и развитие личности с тяжелей патологией речи в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости, а также формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество коррекционного образования.

В школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи растет численность обучающихся, так в 2012-2013 учебном году обучался 61 ученик, в 2013-2014 – 79 учеников, 2014-2015 – 97 учеников, 2015-16 – 108 учащихся (на конец учебного года).

Динамика качества успеваемости представлена с таблице:

Учебный год

Всего учащихся

Всего аттестовано

(кол-во уч-ся

с учетом 1-х кл.)

Переведены в следующий класс

 (кол-во уч-ся)

Переведены условно

(кол-во уч-ся)

Оставлены на

повторное

обучение

(кол-во уч-ся)

Начальной школы

2010/11

40

40

410

-

-

2011/12

43

39

43

4

-

2012/13

37

36

37

1

-

2013/14

42

42

42

-

-

2014/15

60

60

60

-

-

2015/16

72

71

71

-

1

Основной школы

2010/11

28

28

28

-

0

2011/12

24

24

24

-

0

2012/13

24

24

24

-

0

2013/14

36

36

36

-

0

2014/15

37

37

37

-

0

2015/16

36

35

35

1

1

Комфортная среда для обучающихся и живущих детей в школе-интернете поддерживается не только коллективом педработников, но и  организацией школьного ученического самоуправления «Мэрия школы», основанная в 2012 году, которая имеет свое  положение, планы. Системный подход предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности.           Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.  Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений.

Выпускники школы-интерната №7 для детей с ОВЗ участвуют в Государственном выпускном экзамене для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования (далее – ГВЭ-9).

        Подготовка обучающихся к успешной сдаче экзаменов, предусмотренных итоговой аттестацией, ведется через обретение ими опыта участия в промежуточных формах аттестации.  первые наши выпускники участвовали в ГВЭ в  2013/14 учебном году.    

        ГВЭ – формат аттестации, определенный для выпускников с ОВЗ. На совещаниях при директоре,  ШМО определены приоритеты по подготовке учеников к данному виду выпускных экзаменов в рамках интернатной системы.

год

вы-

пуска

Кол-во вып-ов

Русский язык

Татарский язык (региональное тестирование)

сдавали

экзамен

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя оценка

сдавали

экзамен

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя оценка

2013/14

3

3

-

2

1

-

3,6

3

1

2

-

-

4,2

2014/15

4

4

1

2

1

4

4

-

2

2

-

3,5

2015/16

6

5

5

-

-

-

5

5

1

2

2

4,25

Математика

сдавали

экзамен

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя оценка

-

-

-

-

-

-

-

2013/14

3

3

-

2

1

-

3,6

2014/15

4

4

-

-

4

-

3

2015/16

6

5

-

1

4

-

3,25

Существует тезис: «Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя». В нашей школе данный постулат является девизом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы в школе обучения детей с ОВЗ

Материал рассматиривает групповые формы работы с детьми с особыми возможностями здоровья и с детьми-инвалидами, а также аспекты здоровьесбережения данных категорий учащихся. Статья написана в соавторс...

Использование занимательного материала на уроках математики и во внеклассной работе в школе для детей с ОВЗ

Специальная (коррекционная) школа осуществляет обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности в усвоении учебного материала учащимся коррекционной школы нередко приводит...

Особенности работы специалистов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель педагогического взаимодействия с детьми   с ограниченным развитием –  сохранение здоровья, ненанесение вреда ребёнку, активизация желания посещать школу, стимуляция  акт...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...

Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи

В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответств...

Особенности работы над ошибками у детей с нарушением письма

Этапы работы над ошибками прикоррекции нарушений письма у младших школьников...