Семинар "Построение проектной деятельности в средней общеобразовательной школе"
проект

Денис Иванович Грицкевич

Презентация семинара "Построение проектной деятельности в средней общеобразовательной школе" на примере нескольких исследовательских работ, проведённых в школе №152 г. Санкт-Петербурга. Материал может показаться интересным педагогам и методистам средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_152_gritskevich_szhatyy_2.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ГБОУ СОШ №152 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА» Грицкевич Денис Иванович , учитель биологии ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, к.б.н.

Слайд 2

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата . Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Слайд 3

Проектная деятельность в образовании Способность посмотреть на объект проектной деятельности с позиции концептуальных систем во многом определяет творческий характер не только учебной, но и профессиональной деятельности. Концептуальные системы естественных наук могут использоваться и для формирования разнообразных «точек зрения» на объект учебной исследовательской или преобразовательной деятельности.

Слайд 4

Пример №1 разработки учебных проектов на базе СОШ На первой стадии практической реализации задач исследования необходимо выбрать универсальный объект исследования, который можно было бы рассмотреть в концептуальных системах. Объект может быть ПРОСТЫМ: карандаш, зеркало, камень, семя, игла, магнит, цветок, ложка, ковёр и т.п. Объект - семя

Слайд 5

стадия 2 - ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 1.) Биология Строение и развитие семени Тканевый состав семени Классификация семян Всхожесть семян Эволюция процесса полового размножения у растений 2.) Биохимия Условия прорастания семян Влияние состава и свойств воды на всхожесть семян Влияние типа почвы на прорастание семян Влияние химического состава почвы на прорастание семян

Слайд 6

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 3.) Биофизика Влияние температуры на всхожесть семян Влияние освещённости на всхожесть семян Определение пределов толерантности семян по температуре 4.) Химия Определение наличия тяжёлых металлов в семенах растений Определение химического состава питательных сред для проращивания растений Выявление оптимального химического состава почв для прорастания растений

Слайд 7

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 5.) География Распространение культурных растений и банк семян Семенной фонд России Скорость распространения семян и климат Анализ и прогноз расширения ареала борщевика в Евразии 6.) История История земледелия, центры происхождения культурных растений Моделирование примитивного сельского хозяйства на опытной площадке

Слайд 8

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 7.) Литература Семя как источник жизни в русской и зарубежной поэзии Основы стихосложения как семена творчества в литературе 8.) Обществознание Символизм понятие «семя» у философов древности «Семена революции» в современном обществе

Слайд 9

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 9.) Математика (математическая статистика) Зависимость скорости прорастания семян от их массы Вычисление зависимости между факторами среды и динамикой прорастания семян 10.) ОБЖ Семена ядовитых растений Опасные семена, доврачебная помощь при асфиксии (аллергии, отравлении) Исследование рисков, связанных с производством, хранением и переработкой зерна

Слайд 10

стадия 3 - ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Направление - БИОХИМИЯ Тема - Влияние состава и свойств воды на всхожесть семян

Слайд 11

стадия 4 - ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ 1.) Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 и 6 классов (изучают Ботанику) 2.) Целевая аудитория №2 – учащиеся 8 и 9 классов (изучают Неорганическую химию) Ботаническая часть идентична – проведение эксперимента по проращиванию семян. Для целевой аудитории №1 понятие «состав и свойства воды» взято в упрощённом смысле – водопроводная вода, кипячёная, минеральная, талая, дистиллированная и т.п. Для целевой аудитории №2 важен анализ ионного состава воды и степень её минерализации.

Слайд 12

стадия 5 - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ Начало работы с учеником ( Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 и 6 классов)

Слайд 13

Раскрытие перед учеником проблемы: «Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия. Но три условия необходимы для прорастания всех без исключения семян – это наличие воды, воздуха и тепла [1]. Известно, что состав воды сильно влияет на рост и развитие растения [2]. Также известно, что на этапе прорастания семя использует питательные вещества, находящиеся в запасающих тканях – эндосперме и семядолях .» Осознание учеником актуальности проблемы Совместная формулировка цели « Цель данной работы – выяснить, насколько состав и свойства воды влияют на развитие растения на этапе прорастания семени. Задачи исследования: определить общую всхожесть семян; выявить различия во всхожести семян, залитых водой с разным составом и свойствами; сделать выводы об оптимальном составе воды для прорастания семян .»

Слайд 14

стадия 6 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА Учитель знает, каким будет результат исследования: С большой вероятностью семенам растений важен факт наличия воды, а не её состав и свойства; С большой вероятностью слишком сильная минерализация воды будет угнетать прорастание растений; Совершенно точно семена разных видов растений будут по-разному реагировать на воду и дадут разную динамику всхожести. Но ученику не говорит!

Слайд 15

стадия 7 - ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Материал и методика исследования: Мы взяли пять видов воды: • водопроводная вода, • водопроводная кипячёная вода, • минеральная вода «Ессентуки №4», • талая снеговая вода, • дистиллированная вода. Также мы взяли семена двух видов растений: • подсолнечник, • кукуруза Разложив в чашки по 100 семян, мы залили их различными видами воды – 10 чашек по 100 семян (рис.1). Общее количество семян подсолнечника 500 семян, кукурузы 500 семян. Семена урожая 2017 года были приобретены в продуктовом магазине, где хранились в полотняных мешках. Наблюдения проводились в течение 15 дней с 12.03.2018 по 26.03.2018 г. Прочие условия – освещение и температура (25 о С) были одинаковы для всех семян. Ежедневно подсчитывали количество проросших семян и заносили в рабочую таблицу. Собранные данные занесли в электронную таблицу Excel и проанализировали.»

Слайд 17

водопроводная вода кипячёная вода Пятый день эксперимента

Слайд 18

минеральная вода талая снеговая вода

Слайд 19

дистиллированная вода Седьмой день эксперимента Пятнадцатый день эксперимента (первые проросшие семена)

Слайд 20

стадия 8 - ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 21

стадия 9 - АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ « Всхожесть семян кукурузы составила 23% (115 проросших на 500 семян); всхожесть подсолнечника 18% (90 проросших на 500 семян) (рис.5). Это очень маленькая всхожесть, такие семена не пригодны для высаживания и годятся только в пищу. Минимальная всхожесть для семян, используемых в сельском хозяйстве, должна составлять 95 %.»

Слайд 22

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ « На рисунке 6 видно, что кукуруза прорастала более интенсивно, пик прорастания пришелся на 4 - 6 дни. Подсолнечник прорастал более равномерно в течение всего эксперимента. »

Слайд 23

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ « При анализе всхожести кукурузы выяснилось, что максимальную всхожесть 37% дала кукуруза, прораставшая в дистиллированной воде (рис. 7 вода №5). Минеральная вода значительно замедляла прорастание (рис. 7 вода №3), всхожесть 4%. Водопроводная вода также дала хорошую всхожесть семян кукурузы – 33%. Не проросшие семена быстро заплесневели. Минеральная вода замедляла и гниение семян, к концу эксперимента они сохранились в неизменном виде. »

Слайд 24

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ « При анализе всхожести подсолнечника выяснилось, что его семена менее чувствительны к различиям в составе воды. Максимальную всхожесть 25% дали семена, прораставшие в талой снеговой воде (рис. 8 вода №4). Минеральная вода практически не замедляла прорастание (рис. 8 вода №3), всхожесть 14%. Талая и водопроводная вода дали примерно равную всхожесть семян подсолнечника, всхожесть 15-18 %.»

Слайд 25

стадия 10 - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Также, как и цель, результаты исследования формулируются вместе с учеником «Таким образом, в результате эксперимента выяснилось: семена, приобретённые в магазине, не годятся для сельского хозяйства по причине плохой всхожести – 18-23% в среднем; кукуруза прорастает более интенсивно, чем подсолнечник; на этапе прорастания семян, кукуруза более чувствительна к составу и свойствам воды; минеральная вода угнетает прорастание семян кукурузы, а дистиллированная стимулирует; семена подсолнечника менее чувствительны к различиям в составе воды и прорастают более равномерно во времени; растения разных видов имеют разную чувствительность к составу и свойствам воды на этапе прорастания семян. Дальнейшее изучение минерального состава воды и её свойств позволит выяснить, какие именно вещества влияют на прорастание семян разных видов растений .»

Слайд 26

стадия 11 - ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Обязательно последовательное выполнение трёх видов работы: Основной текст по правилам оформления научной статьи Электронная презентация исследования (Power Point, Prezi . com) Доклад к презентации Важен универсальный характер оформления результатов, который даёт возможность их очного и заочного представления (например, опубликования)

Слайд 27

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ В процессе работы совершенствовались практически все УУД и ПК, реализуемые ФГОС. Решались предметные, метапредметные и личностные задачи образовательного процесса. НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ Научная новизна – высокая оригинальность работы (вид растений, состав воды) обусловливает научную ценность результатов. Точность эксперимента определяет достоверность результатов. Практическая значимость – рекомендации садоводам более внимательно относиться к выбору состава и свойств воды при проращивании семян.

Слайд 28

Пример №2 разработки учебных проектов на базе СОШ На первой стадии практической реализации задач исследования необходимо выбрать универсальный объект исследования, который можно было бы рассмотреть в концептуальных системах. Объект может быть СЛОЖНЫМ, МНОГОКОМПОНЕНТНЫМ, НО КОНКРЕТНЫМ: парк, водоём, дом, персона, литературное произведение, и т.п. Объект – река Нева

Слайд 29

стадия 2 - ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 1.) Биология Биоразнообразие водных организмов (рыб, моллюсков, водорослей и проч. по группам) Динамика численности (по видам) Патологии водных организмов в связи с загрязнением Невы Очистка стоков, попадающих в Неву Восстановление биоразнообразия Невы 2.) Химия, биохимия и экология Химический состав вод (донных отложений) Тяжёлые металлы в водах Невы ( донных отложениях, водорослях, животных) Самоочищение вод Невы Сравнительный анализ вод Невы и др.

Слайд 30

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 3.) Биофизика Скорость водотока и организмы Динамика температуры воды в Неве и организмы Определение пределов толерантности водных организмов по температуре

Слайд 31

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 4.) География Изменение русла Невы Изменение ландшафтов Невой Природно-территориальные комплексы Невы Хозяйственная деятельность человека и Нева 5.) История История освоения устья Невы (берегов, конкретных стоянок) Нева и традиционные ремёсла История судоходства на Неве

Слайд 32

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 6.) Литература Нева в русской и зарубежной поэзии (прозе) Прогулки по набережной (кого из поэтов (писателей) можно было встретить, прогуливаясь по Неве в разное время) 7.) Обществознание Военное значение Невы в разные периоды Нева и революция Нева и ВОВ История общественных движений в защиту Невы

Слайд 33

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ 8.) Математика (математическая статистика) Расчёт объёма вод Невы (по сезонам, приливам, работе дамбы) Вычисление зависимости между ростом численности населения и объёмом сточных вод. 9.) ОБЖ Купание в Неве Доврачебная помощь при утоплении (в связи с особенностями Невы) Использование невской воды в бытовых целях

Слайд 34

стадия 3 - ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Направление - БИОХИМИЯ Тема - Сравнительный анализ вод реки Невы и пруда в парке отдыха «Таврический»

Слайд 35

стадия 4 - ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ 1.) Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 -7 классов (изучают Ботанику и Зоологию) 2.) Целевая аудитория №2 – учащиеся 8 - 11 классов (изучают Химию) Биологическая часть идентична – определение видов и подсчёт численности (по группам на 1 л. воды). Для целевой аудитории №1 понятие «состав и свойства воды» взято в упрощённом смысле – цвет, мутность, запах, количество простейших , количество водорослей, жёсткость и т.п. Для целевой аудитории №2 кроме того, важен анализ ионного состава воды и степень её минерализации.

Слайд 36

стадия 5 - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ Начало работы с учеником ( Целевая аудитория №1 – учащиеся 7 классов)

Слайд 37

Раскрытие перед учеником проблемы: «Насколько вода в стоячей воде грязнее, чем в проточной? По каким параметрам? В чём сходство?» Осознание учеником актуальности проблемы Совместная формулировка цели « Цель данной работы – Задачи исследования :

Слайд 38

стадия 6 - ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА Учитель знает, каким будет результат исследования: Но ученику не говорит! стадия 7 - ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Отбор проб воды Подсчёт плотности биоты Определение организмов (список видов) Исследование химического состава (насколько возможно)

Слайд 39

стадия 8 - ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 40

стадия 10 - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Также, как и цель, результаты исследования формулируются вместе с учеником «Таким образом, в результате эксперимента выяснилось : … Дальнейшее изучение состава воды и её свойств позволит выяснить ...» стадия 9 - АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 41

стадия 11 - ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Обязательно последовательное выполнение трёх видов работы: Основной текст по правилам оформления научной статьи Электронная презентация исследования (Power Point, Prezi . com) Доклад к презентации Важен универсальный характер оформления результатов, который даёт возможность их очного и заочного представления (например, опубликования)

Слайд 42

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

"Проектная деятельность в условиях общеобразовательной школы"

Презентация была подготовлена для учителей русского языка и литературы. Цель: познакомить коллег с основными требованиями, предъявляемыми к учебным проектам,с видами проектов, с конечным результатом п...

Публичный информационный отчёт о результатах деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво за 2011-2012 учебный год

Доклад адресован учащимся, их родителям, учредителям, социальным партнерам школы, местной общественности. Особым адресатом являются родители, планирующие направить своего ребенка для обуч...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Организация проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов – это определенна...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....

Технология развития проектной культуры учащихся. Книга 2: методика применения технологии развития проектной культуры учащихся в средней общеобразовательной школе

Пособие (в трёх книгах) посвящено инновационной образовательной технологии – технологии развития проектной культуры учащихся (ТРПК).Книга 2 содержит методику применения и примеры реализации ТРПК...