Методическая разработка урока для обучающихся 8 класса в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры
методическая разработка (8 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Методическая разработка урока для обучающихся 8  класса  в рамках Предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»  

Подтема  Предметной недели: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…» - отражение деятельности Петра I в культуре и искусстве

Тема урока: « Петр I –основатель Александро – Невской Лавры в Санкт – Петербурге»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

« Петр I –основатель Александро – Невской Лавры в Санкт – Петербурге»

Методический принцип  учебного занятия:

особое внимание следует обратить на духовно-нравственное содержание темы,     необходимо дать учащимся  знания в области русской истории и культуры, в которых отражены христианские традиции нашего народа.          

Цель урока:

- духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся посредством их приобщения к русской истории и  духовной традиции.

Задачи урока:

- формировать представления учащихся о времени правления Петра I;

- познакомить с историей Александро – Невской  Лавры;

- показать высокие нравственные идеалы, воплощённые в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества;

-формировать через понимание исторического и православного прошлого России чувство долга и ответственности за свою Родину.

Главная идея  диалога педагога и обучающихся на учебном занятии:

учащиеся  должны знать, что  в  истории нашей  Родины тесно и неотъемлемо переплетаются события светские и духовные, понимать цельность и неразрывность этих событий и любить историю родной земли.

Виды деятельности и формы работы обучающихся на уроке:

-определение темы урока и постановка его цели учащимися по опорным понятиям;

- выполнение исследовательских заданий;

- групповые формы работы;

- самостоятельное обобщение изученного  школьниками.

План занятия

  1. Блиц – опрос «Угадай – ка»
  2. Целеполагание учебного занятия
  3. Исследовательская работа обучающихся  в группах
  4. Обобщение полученных знаний учащимися
  5. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Блиц – опрос «Угадай – ка»

Комментарий к заданию: ученики должны по предложенным стихотворным отрывкам назвать, о ком или о чём идёт речь; составляется словарный ряд.

1. То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)

2. Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгой, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
(А.С. Пушкин)

3. Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осенясь, —
Меч в руке, уста с молитвой, —
Побеждал Великий князь!

(Монах Варнава (Санин)

4. В Санкт-Петербурге есть чудесный уголок —
Приют спокойствия и умиротворенья;
Там тишина царит, нет суеты и склок,
А слышен звон колоколов да птичье пенье.

(М. Крюков)

Словарный ряд:

Пётр I, Санкт – Петербург, Александр Невский, Александро – Невская Лавра

2. Целеполагание учебного занятия

Учитель задаёт  учащимся следующие вопросы:

Какая связь между словами этого ряда? Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему занятия.

Слово учителя:

2021 год был посвящён памяти святого князя Александра Невского, 2022 год – памяти русского царя Петра I. Какая между ними связь? Почему великий реформатор России повелел построить  монастырь в честь Александра Невского и перенёс его мощи в основанную им новую столицу государства? Давайте поработаем с историческим материалом и ответим на эти вопросы.

3. Исследовательская работа обучающихся  в группах

Комментарий к заданию: класс делится на 3 группы; учащиеся должны прочитать небольшие тексты и выполнить задания:

1. «Ларец вопросов» (ответить на вопросы по прочитанному тексту);

2. «Лингвистический пазл» (ученикам даётся лексическое значение слова, они должны найти в тексте данное понятие).

Тексты и задания для групп

1. Замысел и создание монастыря

         Пётр Великий ответственно относился к решению вопросов, связанных с духовной жизнью народа. Вскоре после взятия Выборга, в 1710 году, царь осматривал его окрестности и определил, где будет возведён будущий монастырь во Имя Святой Живоначальной Троицы. В 1713 году в деревянном храме, освящённом в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, прошла торжественная литургия. В дальнейшем монастырь связывала с новым городом дорога, что сегодня известна как Невский проспект. Обустройство Санкт-Петербурга проходило невероятно быстро. Уже через несколько лет после начала строительных работ это место представляло собой небольшой город европейского образца. Но Пётр желал большего - он превращал Петербург в новую столицу. Когда в городе появился крупный храм, названный во Имя Святого Александра Невского, царь всерьёз задумался о переносе мощей князя.

«Ларец вопросов»:

1.Когда у Петра возник замысел создания монастыря в Петербурге?

2. Какой храм был построен первым на территории будущего монастыря?

«Лингвистический пазл»:  религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих ( монастырь)

2. Суть идеи Петра I

Насельник Александро-Невской лавры иеромонах Пимен так рассказывает о планах и намерениях Петра: « Почему у царя  появилась идея именно здесь создать монастырь в честь Александра Невского и сюда перенести его святые останки? Дело в том, что среди местных жителей смешались два события, которые были связаны с Александром Невским. Первое – это, конечно, победа на Неве… Было также еще одно событие. Князь Андрей, сын Александра Невского, разбил шведскую крепость, которая располагалась на Неве. Это логично  объясняет все действия Петра Великого.  Пётр I как человек верующий считал, что перенос мощей святого Александра Невского в новую столицу поможет придать сил русской армии и принесёт победу над шведским противником».

«Ларец вопросов»:

1. Почему Пётр I выбрал именно это место для монастыря?

2. В чём была суть идеи царя?

«Лингвистический пазл»: останки святых, почитаемые Церковью как святыня (мощи).

3. Перенос мощей Александра Невского

Однако с момента строительства монастыря до воплощения замысла царя прошло немало лет. Лишь в феврале 1722 года архиепископ Феодосий по приказу Петра отправился в Рождественский монастырь города  Владимир, где находились мощи князя.  29 мая 1723 года монастырь посетил уже сам государь, после чего было объявлено, что им отдан приказ перенести мощи святого в Александро-Невский монастырь. Мероприятие планировалось масштабное и крайне ответственное. К мощам был приставлен почётный караул, был построен ковчег для переноса, поверх гробницы был натянут широкий балдахин.  Несли ковчег 150, а иногда и более человек. Шествие началось 11 августа 1723 года. 17 августа  его участники  достигли Москвы, а 9 сентября мощи были переправлены через озеро Ильмень к Новгороду. Финальным пунктом первой части хода стал Шлиссельбург, куда  святыня  прибыла 19 сентября. Именно там она  оставалась до лета следующего года. 30 августа 1724 года святые мощи были  торжественно  доставлены в Александро-Невский монастырь. Пётр  видел в некоторых аспектах судьбы Александра  сходство с собственной жизнью, а главное - он хотел вернуть князя к местам его выдающихся побед.

«Ларец вопросов»:

1.Где находились мощи Александра Невского до их переноса в Петербург?

2. В какой день  было установлено ежегодное  празднование  перенесения святых мощей Александра Невского?

«Лингвистический пазл»:  ларец для хранения святых  мощей, имеет вид благолепно украшенной гробницы (ковчег)

4. Обучающие делают выводы, обобщают полученные сведения, отвечая на вопросы, поставленные в начале урока.

Основав монастырь в  Санкт – Петербурге и пtрtнеся в него  мощи благоверного князя  Александра Невского, царь как бы поручал ему город, любимое свое детище. Через полгода  после этого торжества Петра не стало. Но он  оставил для новой столицы  завет: воспринимая все доброе у других народов, не пренебрегать тем, что есть «священного и достохвального в своем отечестве», ибо и «в своей родной стране у нас есть привлекательнейшие и достойнейшие подражания примеры благоустройства жизни внутренней, образцы искреннего благочестия, святости, которые, конечно, и должно изучать прежде всего и больше всего».

6. Подведение итогов урока.

Результаты учебной деятельности школьников на уроке:

- предметные: понимание роли деятельности Петра I в истории России, знакомстсво с историей Александро – Невской лавры как памятника  духовной культуры;

- метапредметные: умения самостоятельно  формулировать познавательные цели урока, осознанно строить высказывания на заданную тему;

- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками при работе в группах;

- регулятивные: самостоятельное оценивание учащимися качества и уровня усвоения материала;

- личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по баскетболу, в рамках предметной недели физической культуры.

Тема урока : "Сочетание приёмов пережвижений. Развитие чувства мяча. Совершенствование техники владения мячом". Цель урока: овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посре...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 5 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса ФГОС

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 6 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса

      Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 7 класса соответствует требованиям Федеральног...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...