Формирование личностных УУД на уроках МХК
опыты и эксперименты по мхк по теме

Хабибулина Ольга Петровна

В статье рассматриваются личностные УУД, подлежащие развитию на уроке МХК, предлагается диагногстическая методика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_luud.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

К.п.н. Хабибулина О.П.

МАОУ СОШ № 104,  г. Челябинск, Россия

Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках МХК

Требования новых образовательных стандартов побуждают каждого учителя задуматься о способах формирования универсальных учебных действий  средствами своего предмета. В фундаментальном ядре содержания общего образования в составе основных видов универсальных учебных действий выделено четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Структура и содержание образования по предмету «Мировая художественная культура» направлены на выполнение основной миссии современного образования – создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности школьника, что предполагает личностное становление (через развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических ценностных ориентаций и качеств) и  осуществляется на 4 уровнях:

1 уровень – «Знать» – освоение знаний;

2 уровень – «Уметь» – формирований умений и навыков;

3 уровень – «Владеть» – развитие универсальных способностей к различным видам деятельности;

4 уровень – «Быть» – развитие личностных качеств, установок и ценностей.

          Разобравшись в сущности основных  составляющих личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), мы определили компоненты личностных универсальных учебных действий, подлежащих развитию на уроке мировой художественной культуры. На наш взгляд, к ним относятся: мотивация на эстетическую деятельность, учебно-познавательный интерес к художественной культуре, внутренняя позиция школьника по отношению к художественным ценностям, эстетические чувства, умение оценивать нравственно-этическое содержание учебного материала,  эмпатия, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, самооценка качества собственной эстетической деятельности на основе критерия  успешности.

Все перечисленные компоненты являются составляющими эстетической культуры личности. Следовательно, на уроке МХК формирование личностных УУД предполагает формирование эстетической культуры личности, в состав которой входят 4 компонента:

1. знаниевый компонент эстетической культуры личности – «Хочу узнать»;

2. эмоциональный компонент эстетической культуры личности – «Хочу в себе развить» (эмоциональную культуру, творческое воображение, эмпатию);

3. ценностный компонент эстетической культуры личности – «Хочу в себе воспитать» (интерес к художественной культуре, нравственные качества – чуткость, доброта, отзывчивость, искренность, отзывчивость, трудолюбие, доброжелательность);

4. личностно-деятельностный компонент эстетической культуры личности –«Мои достижения».

Диагностика эффективности образовательного процесса предполагает определение уровня эстетической культуры личности, проявляющейся в степени сформированности эстетических ценностных ориентаций, развития нравственных и эмоциональных качеств личности учащихся. Поэтому все диагностические методики будут направлены на выявление уровня данного качества по следующим критериям и показателям.

Первый критерий – ценностные ориентации. Его показатели: 1) степень сформированности ориентации на эстетические  ценности (методика «Ценностные ориентации» Рокича, адаптированный вариант Карповой, анкета «Интерес к общению с произведениями искусства» Ф.Н.Ахмадеевой); 2) рефлексия индивидуального пути движения в учебном предмете (результаты заполнения портфолио «Эстетическая культура личности).

Второй критерий – нравственно-эстетическая восприимчивость. Его показатели: 1) умение проявлять эмпатию (тест «Ваши эмпатические способности» В.В.Бойко, методика «Мимический тест»; 2) умение выделять эстетические свойства предметов и явлений (методика «Эстетическая оценка» Г.В.Арзямовой), творческая работа «Эстетический анализ произведения                             живописи» О.П.Хабибулиной); 3) умение видеть и анализировать нравственную проблему (педагогическое наблюдение).

Третий критерий – эмоциональная отзывчивость. Его показатели:                              1) эмоциональный настрой на общение на уроке (адаптированный тест Люшера); 2) эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений искусства (педагогическое наблюдение); самооценка эмоционального состояния  (методика «Градусник», экспресс-вариант методики «САН»); 3)                      уровень развития творческого воображения (творческие работы учащихся).

По итогам диагностических исследований подводятся итоги эксперимента, даётся оценка результативности применения выявленных учителем и апробированных педагогических условий формирования личностных УУД на уроках МХК.

Эффективное формирование личностных УУД возможно при использовании современных педагогических технологий, таких как уровневая дифференциация, диалоговая форма обучения, развивающие и проектные технологии (реализация различных типов проектов: исследовательских, информационных, творческих, практико-ориентированных). Особое значение в организации деятельности на уроке придаётся информационным и компьютерным технологиям, аудио- и видеоматериалам.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова, – М.: Просвещение, 2010.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова, 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как средство формирования личностных УУД на уроках биологии

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД....

Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна б...

«Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка»

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,...

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование личностных УУД на уроках ин.языка

Это материал для работы по ФГОС на уроках ин.языка....

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования"

Проект "Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования" разрабатываеися на базе Ковровского колледжа сервиса...