Рабочая программа по МХК для 10 класса
рабочая программа по мхк (10 класс) по теме

Мухаметшина Люция Рифовна

Рабочая программа по  МХК

для 10 класса

учитель Закаляпина Люция Рифовна

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VI вида

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._mkhk.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

Учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 29 VI вида»

            «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

заместитель директора по УВР                                    директор МБСКОУ СКОШ № 29            . _______________ Н.И. Ильина                                      __________________ Н.А. Юдина                                                                                                                ____  ______________ 2013 г.                                                 ____  _______________ 2013 г.  

Рассмотрено на заседании                                                                                                                     школьного МО                                                                                                                                             ___________Г.В. Абрамова                                                                                                                                          ____    ____________ 2013 г.  

Рабочая программа

по   мировой художественной культуре

для 10 класса

учитель Закаляпина Люция Рифовна

г. Озерск

2013/2014 учебный год

       

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи  курса
  3. Содержание тем учебного курса
  4. Учебно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
  6. Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы)
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Коррекционная работа
  9. Контроль уровня обученности
  10.  Критерии оценки знаний учащихся

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:                                                            

1. Требований Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 года. Ст.2 п.9,10, 23, 28, 29. Ст.10 п.6. Ст.12 п.5. Ст.13 п.9.

2. Концепции специального федерального государственного стандарта http://www.ikprao.ru/almanah/13/contents.htm для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2004 года № 1089                                                                    «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».                                                

 4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 года № 1897  «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования».                                                                                                              

5. Письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».                                                                                                                      

6. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 года                     «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год».                                                  

7. Письма Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07. 2009 года №  103/3404 « О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в образовательных учреждениях Челябинской области».                                        

 8. Приказа Министерства образования и науки Челябинской области                                      «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год».                                                  

9. Письма МОиН ЧО от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013–2014 учебном году». Приложение № 8 «Обществознание».                                                                    

10. Положений СанПиНа 2.4.2.2821-10 29. N 189  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

11. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, ориентирована на сборник программ по истории и обществознанию 5-11 класс издательства «Просвещение», 2007 год..

Изменения были внесены, исходя из собственного опыта с целью оптимизации учебного процесса. Тематическое планирование включает в себя итоговые проверочные работы. Уровень рабочей программы – базовый. Количество недельных часов – 1 ч.   Количество часов в год – 35.

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы  начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

        Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

        Курс по мировой художественной культуре на ступени среднего (полного) общего образования нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать социо-культурные доминанты эпохи, ее основные художественные идеи.

2. Цели и задачи  курса

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  • Содержание тем учебного курса

(35 ч.)

Раздел 1. Древний и средневековый Восток (8 ч.)

Восток и Запад как условные ориентиры мировой художественной культуры. Особенности художественно-образного освоения мира народами Востока и Запада. Устойчивые различия восточных и западных (европейских) художественных ориентиров в понимании Вселенной, общественного устройства жизни, человека. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) -как основа развития художественной культуры разных народов. Повторяемость идей, тем, сюжетов в произведениях искусства при тенденции изменения средств художественной выразительности как закономерность развития мировой художественной культуры. Основные этапы развития художественной культуры народов мира. Первобытная культура. Сохранившиеся ценности художественной культуры Древнего Египта. Искусство Древнего Египта — свидетельство религиозных и эстетических исканий мудрецов древнейшей Цивилизации. Деспотическая форма общественного правленияв Египте, обожествление власти фараона и художественное мышление египтян. Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Пирамиды. Древние храмы. Статичность и символичность изобразительного искусства. Предвосхищение в памятниках художественной культуры Египта будущих религиозных христианских представлений о сути мироздания.

Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Поэмы «Упанишад» — стремление постичь смысл жизни. Древнеиндийский эпос. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство.

Индия — мир, издревле привлекающий к себе взоры русских людей. Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Духовные откровения индийских мудрецов и творчество Н.К. Рериха. Влияние образов индийской культуры на творчество А.Н. Скрябина (замысел «Мистерии»).

Своеобразие художественных традиций китайского народа. Отражение в художественном творчестве религиозных представлений об устройстве мира. Философская подоплека искусства. Учение Лао-цзы и Конфуция. Великая китайская стена как символ национальной самобытности, трудолюбия, мощи. Культ предков в Древнем Китае. Древние китайские поэзия и музыка.

Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Иероглифы, их роль в развитии философского начала искусства. Обожествление власти императора. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты.

Художественные традиции Японии. Влияние китайского искусства на развитие японской художественной культуры Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Сохранение национальной уникальности культуры на протяжении столетий; влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в.Ислам — мировая религия, оказавшая влияние на развитие художественной культуры арабских стран. Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Образы Иисуса Христа и христианских святых в Коране.Архитектурные особенности мечети, ее канонические формы, ориентация на Мекку. Сохранение принципов возведения мечети в наши дни (мечети России). Минарет, его предназначение и архитектурный облик. Запрет на изображение видимого мира и развитие орнамента в изобразительном искусстве Арабского Востока. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в  «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады.

Образы арабской культуры в русской музыке и поэзии (А.С. Пушкин, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков).

Раздел 2. Культура    Европы (8 ч.)

Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Вне-моральные законы жизни в древнегреческой мифологии. Народные верования и высокая философия эллинских мудрецов, поиск разумного вселенского начала и единого Бога (Логоса). Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора.

Эволюция взглядов на Вселенную и человека, ее отражение в древнегреческом искусстве. Стремление к гармонии, красоте, совершенству внешней формы. Образы языческих богов как устойчивые символы развития искусства. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Ордер, его виды. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Портреты. Вазопись.

Искусство театра. Древнегреческая трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид). Роль музыки в театре. Хоровые эпизоды. Монологи героев с инструментальным сопровождением. Инструменты Древней Греции: лира, кифара, сиринкс (флейта Пана), авлос (инструмент типа гобоя). Теория музыки, учение о ладах и их влиянии на человека («грусть лидийского, приподнятость фригийского и воинственность дорийского лада»).

Развитие древнегреческих эстетических идеалов в художественной культуре Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета, черты реализма.

Античные идеалы как основа представлений о совершенной красоте в европейском искусстве последующих эпох.

 Отношение к античному искусству в России: переводы античных поэтов, мифологические образы в музыке и живописи (Е.И. Фомин. Мелодрама «Орфей»; М.А. Врубель. «Пан»). Избирательное отношение к античному наследию. Роль древнегреческого ордера в русской архитектуре.

Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет — духовное откровение  иудейского народа. Тексты Ветхого Завета, их разновидности (Пятикнижие, Пророки, Писания). Шестоднев. Грехопадение и изгнание из рая Адама и Евы. Каин и Авель. Всемирный потоп и Ноев ковчег. Вавилонская башня. Образ патриарха Авраама. Ветхозаветная Троица. Моисей, его скрижали. Десять заповедей. Псалтирь.

Новый Завет, Евангелия. Основное содержание стихов. Образ Иисуса Христа — Сына Божия, Спасителя мира. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь. «Отче наш». Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Крестный путь. Распятие, смерть, воскрешение Христа. Евангельские образы в западноевропейском искусстве (становление основной иконографии).

Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира, отражающей представления о двух порядках бытия и духовной жизни человека. Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства.

Разделение церкви, два типа христианской культуры. Западная католическая церковь. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. Внутренняя структура и символика храма. «Пламенеющая готика» европейских соборов. Изобразительное искусство, развитие живописи, скульптуры; мозаики и фрески. Древнейшие напевы христианских храмов. Григорианский хорал. Средневековая секвенция «Dies irae», ее символика в мировой музыкальной культуре. Орган.

Византийские (восточные) христианские традиции. Православие. Художественный канон православного храма. Иконопись, ее смысл. Гимнография. Общий образ храма. Византия и Русь.

Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Периодизация Возрождения: Проторенессанс, Ранний Ренессанс, Высокий Ренессанс. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Предшественники Возрождения. Н. Пизано, Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто. Флорентийские мастера: Ф. Брунеллески, Мазаччо, Донателло. Расцвет живописи во второй половине XV в. (Ф. Липпи, П. Перуджино, С. Ботичелли).

Мастера Высокого Возрождения. Наследие Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Венецианская школа живописи и архитектуры (Б. Джорджоне, П. Веронезе, А. Палладио). Собор св. Петра в Риме. Д. Браманте.

Развитие музыки в эпоху Возрождения (хоровая полифоническая музыка, мадригал, инструментальная музыка для лютни, виолы, флейты, клавесина и др.). Рождение оперы, первые оперные композиторы (К. Монтеверди)*.

Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов (И. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель - старший и др.). Возрождение во Франции и Испании.

XVII в. как «переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции, вобравшая в себя опыт средневековья и Возрождения. Шекспир. Его значение для развития мировой культуры. Стиль барокко. Пестрое сочетание художественных образов, почерпнутых из античной мифологии, христианского вероучения, окружающей действительности. Стремление мастеров увидеть мир во всей его многогранности и противоречивости.

Барокко в архитектуре (Д.Л.Бернини). Расцвет светского музыкального искусства. Опера-сериа (К. Монтеверди, А. Скар-латти), инструментальные сочинения А. Корелли, А. Вивальди; творчество французских клавесинистов (Ж.Ф. Рамо, Ф.Куперена, Л.К. Дакена). Титаны музыкального искусства: И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Философское и религиозное содержание музыки Баха. Духовные сочинения (Высокая месса си минор, Страсти по Матфею). Органная и клавирная музыка. «Хорошо темперированный клавир». Судьба наследия Баха.

Классицизм как общеевропейский стиль. Эстетика классицизма, рожденная под влиянием рационализма и нормативных установок. Воплощение в эстетике классицизма представлений о главенстве общественного над личным, долга - над чувством. Канонизация античной классики как образца для подражания. Возрождение и классицизм — преемственность художественных традиций. Стремление к выражению возвышенных героических образов. Франция — родина классицизма. Теория классицизма (Н.Буало). Классицистская трагедия (П.Корнель и К.Расин). Классицизм в архитектуре. Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.

Расцвет комедийного жанра, испанская комедия «плаща и шпаги» (Лопе де Вега, П. Кальдерон).

Изобразительное искусство XVII в., сочетание сюжетов и образов, обобщающих развитие художественной культуры Европы предшествующих столетий. Европейские школы живописи и выдающиеся мастера (Караваджо, Эль Греко, X. Рибера, Ф. Сурбаран, Э. Мурильо, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. ван Дейк, Рембрант, Ф. Хальс, «малые голландцы» и др.).

Просвещение как важнейший этап обновления художественной культуры Европы. Гуманистические идеалы просветителей, их мечты о Свободе, Равенстве, Братстве всех народов и сословий. Критический анализ общественных отношений и нравственного облика человека — главный смысл культуры Просвещения. Наследие энциклопедистов. Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.

Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Рационализм как норма художественного творчества.

Изобразительное искусство, парадоксы несовместимой образности (сочетание утонченности и изысканности с грубоватостью, заземленностью, простонародностью). Творчество Ж.А. Ватто, Ф.Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза, Ж.Л. Давида. Скульптура в творчестве Э.М. Фальконе, Ж.А. Гудона, А. Ка-новы. Архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера.

Расцвет литературы. Романы Д. Дефо, Дж. Свифта. Поэзия И.В. Гете, Р. Бернса. Драматургия Ф. Шиллера, Р. Шеридана (по выбору учителя).

Венский музыкальный классицизм. Творчество И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена. Кристаллизация форм классической сонаты и симфонии. Симфонизм, его философско-эстетический смысл.

Значение искусства европейского Просвещения для развития русской художественной культуры. Классицизм как важнейший стиль, освоенный русским искусством.

Раздел 3.  Русская культура Х-XVIII вв. (19 ч.)

Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Культ природы и матери-Земли. Обрядовый фольклор, красота народных песен. Героический эпос. Былины. Формирование дохристианских нравственных установок и эстетических представлений.

Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Опыт постижения духовного смысла бытия в древнерусском искусстве. Обращенность художественной культуры к «вечным ценностям». Православный храм и синтез храмовых искусств.

«Мистический реализм» как общая стилевая основа древнерусского искусства. Воплощение в художественных образах высшей правды жизни и смерти. Надличностный характер художественной культуры.

Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Монументальный историзм» (Д.С. Лихачев) искусстваДревнего Киева. Памятники киевской литературы. Летописание. Нестор-летописец и его «Повесть временных лет». Возвеличивание духовных подвигов, жанр жития. Образы первых русских святых Бориса и Глеба. Памятники архитектуры. София Киевская. Фрески. Мозаики. Знаменное пение — хоровое одноголосие. Особенности интонирования богослужебного текста.

Утверждение в искусстве Киевской Руси единства прекрасного и духовного. Продолжение традиций в художественной культуре древнерусских княжеств. Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Кремль. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Одноглавое каменное зодчество. Искусство колокольного звона.

Художественная культура Владимиро-Суздальского княжества. Архитектура. Храм Покрова Богородицы на Нерли. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова.

Расцвет художественной культуры средневековья в эпоху формирования Московского государства. Роль Троице-Сергиевой обители в развитии духовных основ культуры. Св. Сергий Радонежский. Литература Московской Руси. Епифаний Премудрый и Максим Грек. Расцвет мелодизма в храмовом пении. Федор Христианин.

Иконописные шедевры. Экспрессивная манера письма Феофана Грека. Наследие Андрея Рублева, значение «Троицы» в общественной, духовной и художественной жизни Руси. Мастер Дионисий, фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Облик Московского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое зодчество. Храм Вознесения  Господня  в  Коломенском.  Покровский собор (Собор Василия Блаженного).

Усиление личностного начала в искусстве XVI в. Жанр покаянного стиха. Творческие школы в храмовом пении и храмовой живописи.

Искусство «переходного периода» — «бунташного века»: противоречивое сочетание «старины и новизны». Обмирщение литературы XVII в. Повести. Ранние формы стихосложения. (С. Полоцкий).

Церковная реформа и ее культурные последствия. Рождение храмового партесного многоголосия. Партесный хоровой концерт (творчество Н.П. Дилецкого, В.П. Титова).

Новые иконописные традиции, обмирщение иконописи. Икона и парсуна: на пути к светской живописи. Завершение древнерусского этапа развития искусства в русле канонических традиций «мистического реализма». Разделение искусства на светское и церковное. Общность нравственных ориентиров русского искусства.

Европейские формы культурной жизни как эталон в русской культуре эпохи Просвещения. Новые идеологические установки светского государства. Сохранение традиционных национальных ценностей при освоении европейских форм и жанров искусства. Феномен «русской европейскости».

Приоритетная роль слова в художественной культуре эпохи Просвещения. Писатели первой половины века (по выбору учителя). Теория классицизма М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова: общее и различное. Значение классицизма для развития музыки.

Вокальные жанры в культуре Просвещения: от петровских кантов и «книжных песен» к «российским песням» (Ф.М. Ду-бянский, И.А. Козловский). Опера: европейское и русское. Развитие жанра комической оперы, роль литературной основы, сочинение «на голоса» народных песен. В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин — родоначальники русской оперы. Духовная музыка. Творчеством.С. Березовского и Д. С. Бортнянского. Клас-сицистский хоровой концерт.

Становление инструментальной музыки в России. «Русский Паганини» — И.Е. Хандошкин. Фортепианная музыка Д.С. Бортнянского.

Развитие гуманистических идеалов русского Просвещения и «крестьянский вопрос». Крестьянские образы в русском искусстве. Собирание и изучение русских народных песен (сборники В.Ф. Трутовского, Н.А. Львова-Прача). Антикрепостнические мотивы русской прозы (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев), драматургии (Я.Б. Княжнин), поэзии (В.В. Капнист), музыки (В.А. Пашкевич). Комедия в творчестве Д.И. Фонвизина, сатирические образы и обличительный пафос (сатира «на нравы»). Творчество Г.Р. Державина (по выбору учителя).

Развитие театрального искусства. Крепостные театры и крепостные актеры. Итальянская и французская опера в Петербурге.

Неповторимость и самоценность человеческой личности в изобразительном искусстве эпохи Просвещения. Портретнаяживопись (И. Я. Вешняков, И.П. Аргунов, А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Академия художеств. Становление жанра исторической живописи. Творчество А.П. Лосенко. Скульптура — новый вид искусства в России. Творчество Ф.И. Шубина. Памятник Петру Великому Э.-М. Фальконе. Работы Ф.Г. Гордеева и М.И. Козловского.

Идеалы зодчества — прославление величия новой русской государственности. Смесь архитектурных форм — российских и привнесенных европейских. Принципиальная новизна в градостроительстве. Облик Санкт-Петербурга. Барокко в зодчестве. Творчество В.В. Растрелли. Классицизм; творцы дворцов и общественных зданий (А. Ринальди, Д. Кваренги, Ч. Камерон — иностранные мастера в России). Школа отечественных зодчих (М.Г. Земцов. И.К. Коробов, П.М. Еропкин, СИ. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, Д.В. Ухтомский, А.Ф. Кокоринов). Выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Вхождение художественной культуры России в контекст европейской культуры. «Русская европейскость» — предвестие классического этапа в развитии искусства «золотого» XIX в.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Количество часов

Мировая художественная культура

34

Древний и средневековый Восток

7

Культура  Европы

7

Русская культура Х-XVIII вв.

16

Повторительно-обобщающий урок. ЗУН

5

5. Требования к уровню подготовки учащихся

- учение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учащиеся должны знать/понимать учебный материал, который усваивается  в X и XI классах

         Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируютсяосновы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность  и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

 

6. Учебно-методический комплект

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс в 2-х частях. Ч.1. – М.: Гуманитра. изд.центр ВЛАДОС, 2012.

2. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс в 2-х частях. Ч.2. Русская художественная культура. – М.: Гуманитра. изд.центр ВЛАДОС, 2012.

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И. Акимова. – СПб., 2007.

2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

3.Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. – М., 2003.

4. Даниэль С.М. Рококо/С.М. Даниэль. – СПб., 2007.

5. Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.

6. Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г. Емохонова. – М., 2007.

7. Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

8. Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун.  – М., 2005.

10. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.

11. Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

12. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века/А.В.Степанов. – СПб., 2005.

13. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. – СПб., 2007.

14. Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

      15. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г.

16. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков.

17. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.

18. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г.

19. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.

20. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.

        MULTIMEDIA – поддержка предмета

  • http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory
  • http://art.1september.
  • http://www.kafedramhk.ru/
  • http://pedsovet.su/load/94

7. Тематическое планирование

Тема урока

кол-во

уро-

ков

ЗУН

Сроки

прове-

дения

Древний и средневековый Восток (8 ч.)

1

Введение

1

2

Первобытная культура

1

3

Художественная культура Междуречья и Древнего Египта

1

4

Художественная культура Древней и среденевековой Индии

1

5

Художественная культура Древнего и средневекового Китая

1

6

Художественная культура Японии

1

7

Художественная культура мусульманского Востока

1

8

ЗУН по всему разделу

1

1

Культура Европы (9 ч.)

9

Античность: колыбель европейской художественной культуры

1

10

Библия

1

11

Культура европейского средневековья

1

12

Культура итальянского Возрождения

1

13

Северное Возрождение

1

14

Художественная культура 17 века

1

15

Художественная культура европейского просвещения

1

16

ЗУН по всему разделу

1

1

Русская культура Х-XVIII вв. (18 ч.)

17

Народное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

1

18

Рождение храмового синтеза искусств

1

19

Культура Древнего Киева

1

20

Господин Великий Новгород

1

21

Художественные школы Владимиро-Суздальской и Псковской земель

1

22

Сердце Святой Руси

1

23

Творчество Андрея Рублева и Дионисия

1

24

Москва – Третий Рим: от идее до художественных образов

1

25

От иконы к парсуне

1

26

Барокко в зодчестве и музыке

1

27

«Россия молодая мужала гением Петра…»

1

26

От высокого барокко к классицизму

1

28

В начале было слово

1

29

«Строгий стройный вид» (логика нового зодчества)

1

30

Санкт-Петербургская композиторская школа

1

31

Кружок Н.А.Львова

1

32

Итоги «осьмнадцатого века»: на Олимпе мастерства

1

33

Итоговое повторение

1

34

Итоговое повторение

35

ЗУН  по всему разделу

1

1

8. Коррекционная работа

Обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата  предполагает как классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть заключение, повторение пройденного), так и применение нетрадиционных методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся (проектирование, брейнсторминг (мозговой штурм) и иное).

Применение учебных материалов в электронном формате, а также специального адаптивно-развивающего программного обеспечения в процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата существенно расширяет возможности интегрированного образования, облегчает взаимодействие учащихся с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.п.).                                               При наличии ноутбука ученик может использовать его непосредственно на уроке.                                          Домашние задания даются учащимся с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом выполнения их в пределах:

I класс – 30 – 40 минут;

II-IV классы – до 1 часа;

V-VI классы – 1,5 часа;

VII-X классы – 2,5 часа;

XI -XII классы – 3 часа.

Процесс обучения строится на основе принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного ребенка.                                                                                           Вся учебно-воспитательная работа характеризуется коррекционно-развивающей направленностью на обеспечение охраны, восстановление и развитие опорно-двигательных функций учащихся, а также профилактику и преодоление вторичных отклонений в развитии, обусловленных двигательными нарушениями.                        

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом индивидуального уровня развития ребенка. Коррекционно-педагогическая работа, основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций.    

                                                 

Обязательные  направления коррекционной помощи

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.                                                                  

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.                                                                                                                                      

3. Овладение навыками коммуникации.                                                                                        

4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.

 5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционная направленность уроков истории ведется по следующим направлениям:                                                                                  

1. Коррекция мыслительных действий. - Абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий и их классификация.                                                          

 2. Коррекция различных сторон речи: работа над произношением наиболее трудных звуков, пополнение словарного запаса (как пассивного, так и активного), устранение аграмматизмов, формирование и совершенствование развернутого высказывания. Особое место занимает коррекция умения понимать и анализировать учебный текст, осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями, смысловое сцепление частей текста, выделять в нем главные мысли, определять общее содержание (делать краткие выводы).                                                                                  

3. Коррекция устойчивости внимания, памяти (оперативной и долговременной), повышение работоспособности, преодоление быстрой истощаемости при выполнении учебных заданий.        

4. Коррекция двигательных и сенсорных нарушений, временных и пространственных представлений, расширение пространственных представлений, расширение представлений об окружающем.                                                                                                    

5. Коррекция эмоционально - волевой сферы каждого ребенка: преодоление раздражительности, негативизма равнодушной или агрессивной реакции на неуспех, пассивности, нежелание преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

Коррекционная работа при проведении уроков

 с позиции здоровьесбережения

Блок А: Учебная деятельность

1. Число видов учебной деятельности (норма 4-7 видов).  

2. Средняя продолжительность различных видов деятельности (норма 5 – 7 мин).  

3. Число методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (норма не менее 3х).                                                                                                              

 4. Методы, способствующих активизации инициативы обучающихся (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия).                                                      

5. Активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия).                                                                                                

 6. Длительность и рациональность использования ТСО.

 7. Использование приёмов повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.

 8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Блок Б: Психологическая комфортность на уроке.

1.  Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями.                                                                                                                                    

2.  Одобрение инициативы обучающихся, поощрение.

3.  Наличие адекватной реакция педагога на неверные ответы.

4.  Доступная аргументация оценки за урок.  

                                                                       

Блок В:  Соблюдение ортопедического режима.

1.  Контроль позы обучающихся в начале урока.  

2. Текущий контроль позы (на протяжении урока).                                                                  

3.  Физкультминутки, релаксационные паузы (норма  на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений).      

4.  Учёт педагогом двигательных возможностей детей.

                                                               

Блок Г: Окончание урока.

1. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %).      

2. Темп окончание урока (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев или спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися).                                        

3. Задержка обучающихся в классе после звонка (на перемене).

 Отмеченное выше определяет необходимость сочетания индивидуальных,  подгрупповых и фронтальных форм работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала детьми с двигательной патологией.

 В ходе учебных занятий  реализуется  здоровьесберегающая образовательная технология согласно интеллектуальным особенностям учащихся:                                                                                                                                  

- развитие мотивации учащихся к обучению;

- предупреждение переутомления учащихся (чередование периодов напряженной работы и отдыха в смене видов деятельности);                                                                                

- создание ситуации успешности учебной деятельности  учащегося;                                            

- дифференцированный подход в выполнении упражнений и заданий;                                          

- формирование «опорных учебных пунктов»  (несколько рабочих зон  с различным дидактическим наполнением);                                                                                                      

- проектирование комплексов специальных упражнений (физкультминутки и динамические паузы);                                                                                                                

- осуществляется валеологический подход к организации деятельности учащихся (чередование упражнений по трудности; смена видов учебной деятельности; обучение лёжа на ортопедической кушетке с применением подгрудника, сидя за партой или на ковре, стоя в свободной позе, за кафедрой или около стены, на коленях за приставной партой - сменяемость позы 5 – 6 раз за урок).

Объекты наблюдения на уроке

Утомление

незначительное

значительное

резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног  и выпрямление туловища.

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание.

Стремление положить голову на стол, вытянуться, облокачивание на спинку стула.

Движения

Точные

Неуверенные,

Замедленные

Суетливые движения рук,

пальцев, ухудшение почерка

Интерес  к новому

Живой интерес, задаёт вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Комплексы физкультминуток методами двигательной коррекции.

Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того они стимулируют формирование навыков произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимания, памяти, пространственных представлений. Кинезиологические комплексы (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение)  снятия учебного стресса через движение не всегда приемлемы в условиях предметного урока. Кроме того, требованием к использованию специальных комплексов сопровождения является точное выполнение движений и приёмов. Поэтому применяю упражнения, которые эффективны по силе воздействия и удобны для проведения их в помещении класса в рамках урока.                                                    

Необходимо выполнять 2 принципа:  Непрерывности и систематичности  и от простого, к сложному. Упражнения строятся в определенной последовательности, от простых движений к сложным реципрокным, произвольным. Использование дыхательных упражнений предполагается на всех этапах. Эффективность комплексов предлагаемых упражнений заключается в следующем:

Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь, и поведение, активизируют процесс обучения.

Двигательные упражнения.

Развивают общую и тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

Перекрёстные движения.

Способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Упражнения на дыхание.

Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Успокаивают и способствуют концентрации внимания.                                        

 Релаксация телесная (растяжки).

 Снимают мышечное напряжение, повышая уровень психической активности и работоспособности.  Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. Упражнения должны быть просты, интересны, доступны ученикам, носить игровой характер.

 Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока.  После письменных заданий, включают движения рук, сжимание  и разжимание пальцев и т.д. На каждом уроке после 20 минут занятий должна проводиться 2 минутная физкультминутка с включением лечебно-коррекционных мероприятий.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата основной упор нужно делать на упражнения, направленные на укрепление костной, мышечной ткани, суставов.

Для повышения подвижности в суставах можно использовать следующие упражнения:

- Исходное положение – руки вперёд, ладони вниз. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу.

- Исходное положение – руки вперёд, ладони внутрь. Движение кистями вверх, вниз, внутрь, наружу, в лучезапястном суставе.

- Исходное положение – руки вперёд. Круговые движения в лучезапястных суставах, в локтевых и плечевых суставах.

- Исходное положение – руки на пояс. Повороты туловища налево и направо с различным положением рук (в стороны, вверх).

- Исходное положение – руки за голову. Круговые движения туловищем.

- Исходное положение – руки к плечам. Круговые движения тазом влево и вправо.

- Исходное положение – полуприсед, руки на колени. Отведение ног влево и вправо. Круговые движения в коленных суставах влево и вправо.

- Исходное положение – основная стойка. Наклон влево, вправо.

- Исходное положение – руки вверх в стороны. Наклоны вперёд до касания пола руками.

- Исходное положение – лёжа на спине, руки вверх. Наклоны вперёд, руки к носкам.

 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса выполняются из самых разнообразных исходных положений (стоя, сидя, упор присев, лёжа, в висе, стоя на коленях и т. д.). Движения в стороны, вверх, назад вперёд осуществляются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса могут широко использоваться в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).                                                                                                                    

Упражнения для мышц шеи – это в основном наклоны головы вперёд, назад, в стороны, повороты головы и вращательные движения.                                              

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это различные движения прямыми и согнутыми ногами, выпады вперёд, в стороны, назад, поднимания на носки, приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте, с продвижением вперёд и др.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. Это в основном наклоны и повороты в различных направлениях. Выполняются они из исходного положения, стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и др. После упражнений, направленных на развитие той или иной мышечной группы, должно следовать упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус. Это поднимание рук и свободное, расслабленное их опускание, широкие, размашистые движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками, расслабление мышц, в положении сидя, лёжа, потряхивание руками, ногами и некоторые другие.

Упражнения для воспитания осанки

- Исходное положение – руки вниз в замок. 1 – 2. Руки вверх - назад, подняться на носки, прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – руки на пояс. 1 – 2. Полунаклон вперёд, подняться на носки, смотреть вперёд. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – палку на лопатки хватом за концы. Наклон влево. 3 – 4. Исходное положение. 5 – 8. Так же вправо.

- Исходное положение – основная стойка. 1 – 2. Присесть на носках, руки назад за спину. 3 – 4. Исходное положение.

- Исходное положение – упор сидя сзади. 1 – 2. Прогнуться. 3 – 4. Исходное положение.

Упражнения для растяжки                                                                                                           

1. Потягивание. Ноги слегка расставить и на счёт «раз-два» поднять руки вверх, встав на носки, потянуться – вдох. На счет «три-четыре» опуститься на всю ступню, опустить руки – выдох.                                                                                                                      

2. Отведение рук и ноги назад. Отвести руки максимально назад, отставить ногу назад на носок и прогнуть спину – вдох. Встать прямо – выдох. Проделать то же упражнение, отставляя назад другую ногу.                                                                                    

3. Повороты в стороны. Исходное положение – ноги врозь, ступни параллельны. Руки к плечам, повернуть туловище влево – вдох; вернуться в исходное положение – выдох. Проделать то же самое с поворотом в другую сторону.                                                                                                                              

4. Наклоны в стороны. Исходное положение – ноги врозь, руки за головой. Наклонить туловище влево – выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. Проделать то же упражнение с наклоном в другую сторону. При выполнении упражнения голову держать прямо, локти отводить назад. Ноги всё время должны оставаться выпрямленными.                                                                                                                                

5. «Дровосек». Исходное положение – стоять прямо, ноги врозь, руки подняты вверх, пальцы сцеплены. Быстро наклониться вперёд, опуская сцепленные руки между ногами, выдох; выпрямиться в исходное положение – вдох. При наклоне ноги нужно всё время держать прямыми и сильно сгибать туловище.

Комплекс упражнений первого блока.   

1.  Дыхание.  Упражнение. Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. Руки вверх – вдох, опустили – выдох. «Вдох, пауза, выдох, пауза». При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.                                                                                                        

2. Упражнение «Китайский болванчик». Ноги на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе произносить четко БА-БО-БЭ.  Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонить голову до соприкосновения подбородка с грудью и произносить на выдохе НА-НО-НЭ.   Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову влево, произнося на выдохе ФА-ФО-ФЭ. Принять и.п., вдохнуть, медленно наклонять голову вправо, произнося на выдохе КА-КО-КЭ.                                                                                  

3. Упражнение «Свеча».  Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.                                                                            

 4.  Упражнение «Старт». Сделайте глубокий вдох. На выдохе ведите обратный отсчет: Десять, девять, восемь…. Три, два, один, старт!! Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно на одном дыхании без добора воздуха. Прерывайте дыхание в паузах между произносимыми числами. Диктуйте четко, так, чтобы это было слышно человеку, который находится на некотором расстоянии от вас. Если не хватает дыхания до слова старт, начните отсчет с меньшего числа.                                                                                                                

5.  Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно “растягивая” все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – “кончиками пальцев рук тянемся к солнышку”. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

6.  Упражнение «Потягивания». Встать, ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки и опущены вниз. На медленном вдохе – поднять кулаки над плечами, сохраняя локти слегка согнутыми, и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Зафиксировать эту позу, задержать дыхание. На выдохе опустить руки вниз, пытаясь «достать» пальчиками до пола.                                                                          

 7. Упражнение «Струночка». Встать, ноги вместе, руки подняты вверх.        «Растягиваем» все тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом; затем – только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом – только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, потом – левая рука и правая нога.

8. Упражнение «Упрямая шея». Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение. Вернуться в исходное положение, расслабиться.                                                                                          

 9. Упражнение «Упрямые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются.

10.  Равновесие. Упражнение «Равновесие». А. Сохранять равновесие на одной ноге. Руки на поясе. Б. Сохранять равновесие в позе «Ласточка».

11.   Упражнение «Перекрестное марширование».  Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.                                                                                                    

12.  Упражнение «Одностороннее марширование». Медленно шагать с односторонними касаниями.  

13 Упражнение «Конфетка – лошадка – свеча».  Руки согнуты в локтях, ладони повёрнуты вперёд. Одновременно двумя руками делать по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. Затем подключаются щелканье языком (конфетка), цоканье языком (лошадка), направленный выдох (задули свечу).

 Комплекс упражнений второго блока

1.  Дыхание. Упражнение. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе.                                 Счет прямой, обратный, порядковый, десятками и т.д. По аналогии: перечисление дней недели, названий месяцев, таблица умножения, скороговорка.                                                    

 2.  Упражнение «Счёт на вдохе – выдохе».  Станьте прямо. На счет РАЗ-ДВА сделайте вдох. На счет ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ – выдох. Упражнение можно соединить с движениями рук. Руки в стороны – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, вперед – выдох. Поднять над головой – вдох, опустить по бокам – выдох.                                                                                    

 3.  Упражнение «Сорви яблоко».  Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Тоже самое провести для левой руки.

4.  Упражнение «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево (выполнить 3-4 раза).                                    

5.  Упражнение «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их:   А) Вверх, вниз, в стороны. Прогнуться назад и потянуться руками вверх, руки за спиной в замке тянуть вверх. Б) Взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой. В) Зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же – по одной паре пальцев.                                                                                                                    

6.  Равновесие. Упражнение «Равновесие».   На одной ноге, с закрытыми глазами.          На одной ноге, с закрытыми глазами, с движениями пальцев «колечко».                                                                                                

7.  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».  Усложнение – выполнять на весу, руки согнуты в локтях. Выполнять упражнение, держа руки наперекрест.                                                                                                    

8.  Упражнение «Лезгинка».  Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.                                                                                                    

9.  Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмите за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».                                                                                                      Произвольность.  

10.  Упражнение «Глаз-язык».   Сначала следить только глазами за пальцем. Потом глазами и языком. Затем язык должен двигаться в сторону, противоположную движению глаз. И наконец, язык движется за пальцем в противоположную от глаз сторону.                                                                                        

11.  Упражнение. Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.                                                      

12.  Упражнение. Руки вытянуты прямо перед собой. Поочередно вращаем сначала одной кистью руки (другая неподвижна), затем другой. Потом язык совершает движения в одну сторону с вращением кисти, затем – в противоположную. Потом вращаются обе кисти одновременно в одну сторону, язык – в противоположную. Затем подключаются круговые движения глаз попеременно - то в одну сторону с языком, то с руками.

Комплекс упражнений третьего блока

1.  Упражнение.  Вдох: ноги на ширине плеч, руки в стороны. На выдохе: одна рука выполняет круговые движения, другая восьмерки.                                                        

 2.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: одна рука опускается круговыми движениями, другая махом.                                                                      

 3.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, руки опущены. На выдохе: прыжок – свести ступни, одну руку привести к плечу, другую вытянуть над головой.                            

4.  Упражнение. Как в предыдущем упражнении, но в прыжке одна рука согнута в локте, дотрагивается до макушки, другая вытянута над головой.                                        

5.  Упражнение. Вдох: ноги на ширине плеч, одна рука на животе, другая на макушке.                На выдохе: голову гладить круговыми движениями, по животу похлопывать.                     При выполнении всех упражнений чередуем руки.                                                                  

 6.  Упражнение. На выдохе проговаривать таблицу умножения или правила, или скороговорку и считать сколько раз произнёс её. Напряжение – расслабление.  

7.  Упражнение. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.                                                                                                  

 8.  Упражнение.  Стоя (сидя). Поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и растопырить пальцы. Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.                                                                                                    

9.  Упражнение. «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Инструкция: Ученики, полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы, очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и негнущегося. Повторить 5-8 раз.                                                                        Произвольность.

10.  Упражнение.  Стоя. Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение Кулак-ладонь, другая одновременно – Кулак-ребро-ладонь. Усложнение: добавить движения глаз.                                                                                                

11.  Упражнение. Стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая – ладонью вниз. Маршировать, на каждый шаг, меняя положение ладоней. Усложнение: смена ладоней через шаг, затем через два. Добавить движения глаз в различных сочетаниях.                                                                                                                        

12.  Упражнение. «Кулак – ладонь» (модификация).  Руки лежат на столе или на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна рука сжимается, другая одновременно разжимается).                                            

13.  Упражнение.  «Колечки» (модификация). Пальцы совершают те же движения что и в упражнении колечки, но в другом порядке: правая рука – 5-4-3-2-пальцы, левая рука –2-3-4-5 пальцы. Руки работают одновременно.                                                                  

14.  Упражнение.  «Движения с отставанием». Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперёд, вверх, вперёд, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием в один шаг.  Правая – в сторону, левая – внизу. Правая – вперёд, левая – в сторону и т. д.  Движения рук выполняются одновременно.                                                                                                                      

15.  Упражнение.  «Лезгинка». Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.      

9.  Контроль уровня обученности

        Основными видами диагностики уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и текущего контроля знаний, умений и навыков  на данном этапе обучения являются:

  • Устный опрос (собеседование);
  • Публичные выступления (высказывания, монолог, дискуссия, полемика);
  • Диктанты: понятийные (терминологические), хронологические, картографические, комплексные и др.
  • различные виды работ с исторической картой;
  • анализ  источников (поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
  • тесты (однотипные, комплексные);
  • Тексты с лакунами (пропусками);
  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная).

10.  Критерии оценки знаний учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.


Оценка «4» ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 


Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 


Оценка «2» ставится, если ученик: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 

5. Полностью не усвоил материал.

 

Оценка «1» ставится, если ученик:

1. Отказался  ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...